Конспект урока по русскому языку на тему Проверка слов с парными звонкими и глухими согласными в корне. (3 класс)
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Орлецы Нагорского района
Урок - игра «Путешествие»
Тема:
Проверка слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.
(3класс)
2012г.
Цели:
Образовательные:
- закрепить умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять; закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Развивающие:
- развивать внимание, речь, память, воображение (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)
Воспитательные:
- способствовать воспитанию наблюдательности, желания учиться, познавать и открывать новые знания, умения принимать игровую ситуацию и социально взаимодействовать с игроками
Оборудование:
таблица парных согласных, карточки, памятки, сказочный герой - Незнайка, магнитофон, диски СД, рисунок – карта «путешествия», карточки с названием улицы, парка, гирлянда из 9 флажков.Учебник Т.Г.Рамзаева 1часть, рабочие тетради, толковый словарь, стихи на правописание парных согласных.
Формы организации деятельности учащихся:
групповая
индивидуальная
фронтальная
Виды деятельности:
- минутка чистописания
- работа в тетради
- речевое оформление мысли (повторение орфограммы)
- работа со словарём
- самостоятельная работа
- творческая самостоятельная работа
- работа корректоров (взаимопроверка)
-подведение итогов путешествия
Ход урока:
Части – блоки урока
(краткое содержание деятельности учителя и учащихся) Временная реализация
(в минутах)
Минутка чистописания. 3 минуты
Подготовка к введению темы. Новый материал.
( Обнаружение орфограммы. Определение, каким правилом регулируется написание.)12 минут
Упражнения на закрепление. ( Применение правила). 7минут
Физкультминутка. 3минуты
Закрепление. Работа со словарём.
Самостоятельная работа. 6минут
Творческая самостоятельная работа. 8 минут
Работа корректоров.
(Осуществление орфографического контроля). 3-4 минуты
Итог урока.
Домашнее задание.
Рефлексия.
2-3минуты
Ход урока:
Организационный момент.
У. Прозвенел звонок.
Р. Начинается урок.
У. Урок русского языка, но необычный урок.
(звучит тихо таинственная музыка)
Мы сегодня отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, дружными и смелыми. Вы согласны отправиться со мной в эту страну?
Итак, я рада вашему решению.
В волшебную страну войдут только те, кто красиво и аккуратно выполнит
1 задание.
2. Минутка чистописания:
(запись на доске)
б в г д ж з л
п ф к т ш с ц
- Что объединяет звуки букв в каждой строчке?
(В первой строчке буквы звонких согласных звуков, а во второй строчке – глухих).
- Какая буква лишняя в каждой строке?
( л, ц, т.к. они обозначают непарные согласные звуки.)
- Что можно сказать об оставшихся буквах?
(Они обозначают парные звонкие и глухие согласные звуки.)
- Запишите парные согласные красиво в тетрадь по образцу.
Молодцы мы можем продолжить путешествие, но посмотрите, перед нами преграда – крепостная стена. Дверь в ней откроется, если выполните следующее задание.
3Актуализация знаний.
− Давайте, определим, что мы с вами знаем про парные согласные.
( Е(есть звонкие согласные Б В Г З Ж Д и их пары глухие согласные
П Ф К С Ш Т Они парные, потому что при произношении парных согласных звуков воздух встречает во рту разное препятствие. Глухие согласные произносятся с шумом. Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом.) - Что это?
У.То я в клетку, то в линейку.Написать по ним сумей-ка!Можешь и нарисовать.Что такое я?
Р. (тетрадь)
У. Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Итак, путь свободен. Мы попали в неизвестный странный город, почему так решили?
Верно. Нам об этом говорит название улицы - это улица Парных согласных.
- Что вы знаете о их правописании?
( Парные звонкие и глухие согласные пишутся не так, как слышатся, они могут быть в конце слова и в середине)
( на доске ) - Как проверить парную согласную в корне слова?
- Какие слова можно назвать проверочными?
- Какие странные вопросы на доске объявлений. Почему такие вопросы приготовили для нас жители этого города?
Путешествуя, мы закрепим и пополним свои знания о проверке написания парных согласных в корне
4. Работа по теме урока.
Наверное, это для нас новое испытание. Мы ответим на эти вопросы?
Давайте, исследуем слова и определим, в каких случаях мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова.
(слова на доске, а рядом рисунок Незнайки)
Оказывается, Незнайка хотел выполнить работу, нам помочь, но посмотрите, что у него получилось. Ребята, объясните, пожалуйста, какие буквы надо выбрать?
1в. Тетра.(д,т)ь, тру. (т,д), сапо. (г,к), эта. (ж,ш), хле. (п,б), моро. (с,з), су. (п,б), огоро. (д,т)
- В какой части слова происходит оглушение звонкого звука?
(в корне, в конце слова )− Когда мы можем ошибиться при написании парных согласных в корне слова?
(Парные звонкие и глухие согласные пишутся не так, как слышатся, то есть правописание не соответствует произношению).
− А теперь перед нами задача – определить способ проверки написания парных согласных в корне слова. Что для этого надо сделать?
(подобрать проверочное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции)
(если надо, воспользуемся памяткой, у каждого памятки «Как искать проверочные слова для корня»)
объясняю значение слова, подбираю однокоренное слово, изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много, труды – труд и т.д.
- Запишите пары слов, выделите корни. Почему сначала надо записывать проверочное слово?
Испытание требует вашего внимания, аккуратности в работе.
Самостоятельная работа. (выбрать и записать пять слов с проверочными словами)
Н – р.( Труды – труд, морозы – мороз, супы – суп, этажи – этаж).
- Как проверили парную согласную?
− Какой вывод сделаем?
(изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много).
Но посмотрите, ещё даётся другое испытание.
(Даны картинки на доске).
2в. Морковка, редиска, огурец, картошка, помидор.
- Выберите слова, которые относятся к теме нашего урока. Почему?
Прочитайте группу слов. Что общего? Какие слова вы выписали?
− Сравните слова 1 варианта со словами 2 варианта. Что заметили?
(Несмотря на разное местонахождение парных согласных, все они стоят в корне слова.)
Давайте попробуем проверить слова 2 варианта
(ребята подбирают проверочные слова)
- Что заметили? Подойдет сюда этот способ? Почему?
Редиска – редисочкаКартошка - картошечка
Морковка –морковочка, морковный
− Как проверим парную согласную?
(подбираю проверочное слово, объясняю значение слова, делаю маленьким или называю ласково)
- Перед каким согласным парная согласная не требует проверки? (н, в слове морковный)
Расскажите правило проверки парных согласных и мы можем дальше продолжить путешествие.
- Прочитайте проверяемые слова.
… проверочные слова.
У. Хорошо справились с испытанием.
Если слышишь парный звук:
Б-п, в –ф, г –к, д –т, ж – ш, з – с.
Будь внимательным, мой друг,
Звук согласный проверяй:
Рядом гласный подставляй.
Зуб – на зубы,
Лёд – на льды,
Будешь грамотным и ты!
Но посмотрите, яркий конверт на дороге.
Работа по КАРТОЧКАМ..- Какие слова являются проверочными словами и почему? Выберите их.
(называем по цепочке)
Голубь – голубок, голуби, голубки, голубиный
Дуб – дубки, дубовый, дубок
Завод – заводской, заводы, заводик
Огород – огороды, огородик, огородный.
Измени слово так, чтобы парный согласный в слове нуждался в проверке.
Самостоятельная работа.
ГРЯДА –ШУБА –
ЯГОДА –ГОЛОВА –
– Итак, какие слова требуют проверки?
- Какие слова являются проверочными?
Запишите слова, в которых согласная требует проверки, а Незнайка понаблюдает за посадкой при письме и за правильным выполнением задания.
(взаимопроверка)
(ГРЯДКА, ШУБКА, ЯГОДКА, ГОЛОВКА.)
У. Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Грядка. Нет чего? – Нет грядок.
А тетрадка? – Нет тетрадок.
Зубки! Изменили зубы.
Шубки! Проверяем – шубы.
Ждём снежинок и салазок
И побольше чудных сказок.
- Кому задание показалось сложным?
Может кто – то решил остаться?
Я рада, что все вместе продолжаем путь.
(звучит музыка, плеск воды и крики китов)
У. Какие странные звуки. Но вот беда, перед нами широкая, глубокая и стремительная река. Переплыть её нет никакой возможности: нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом для него будут слова. Давайте перед работой немного отдохнём.
5. Физкультминутка (текст записан на обратной стороне крыла доски)
Читаю, а ребята выполняют.
Назвали все предметы по порядку,
Теперь всех приглашаем на зарядку. (встают)
Мелкие шажки – раз, два, три.
Лёгкие прыжки – раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.
Посмотрите, пожалуйста, на текст.
- Какие слова из текста имеют орфограмму, которая требует проверки?
Подберите проверочные слова.
(быстро, по одному выходим к доске, называем проверочное слово и подчёркиваем орфограмму).
- Какие способы проверки вы узнали?
(изменяю по числам: много – один;
делаю маленьким или называю ласково,
можно по команде вопроса: (много) кого? чего? или слова «нет».
У. Прекрасный получился мост. В добрый путь, друзья!
6. Продолжение работы по теме.
Мы находимся в необычном , со странным названием парке ЛЫБУКА.
- Подумайте, как называется этот парк? Кто понял, как узнать название?
(название парка Улыбка).
- Почему буква выделена? (…) проверочное слово?
Но все здесь спят.
А сейчас тихонечко вы тоже заснули, но только до моего слова.( Ребята закрывают глазки. Отдых для глаз.)Открываю створку другой доски, записано двустишие из стихотворения И.Гамазкиной.)Кто ёжится, тот ёж,
А кто ершится – ёрш.
(Все проснулись - открывают глаза.)
Вы спасатели. Вы поможете всем заколдованным птицам, животным и людям, если выполните задание.
Прочитайте, пожалуйста, двустишие. Оно очень интересно.
- Что интересного вы заметили? (в стихотворении есть родственные слова)
- Назовите родственные слова. Назовите корень.
(ёжится – ёж,
ершится – ёрш)
- Как вы понимаете значение проверочных слов? (ответы)
(работа со словарём – закладка на нужной странице)
В толковом словаре С.И. Ожегова написано-
Ёжиться – ёжусь, ёжишься. Сжиматься всем телом. (от холода, стеснения).
Ершистый – торчащий к верху.
Ершится – входить взадор,
- Что вы знаете о правописании родственных слов?
- Назовите проверяемое слово, проверочное.
У. Сегодня мы сделали открытие - ещё один способ подбора проверочного слова, предмет – действие, (существительное - глагол). Узнали значение новых слов.
Спасатели – молодцы! Вы справились с очень сложным заданием, сняли сонные чары со всех, кто был в этом парке.
Продолжаем путь дальше, но перед нами высокий подъём. Нам обязательно надо пройти через него.
Давайте построим лестницу из слов. Ступеньками будут слова - это однокоренное существительное, которое вы образуете.
Выделите парный согласный.
Самостоятельная работа.
( Работа в тетрадях.)
Загадать –
Посадить –
Погрузить –
Поливать –
У. Сегодня, отправляясь в путешествие, вы поставили перед собой задачу пополнить свои знания о проверке написания парных согласных в корне слова. Можете ли сейчас сделать вывод и ответить на вопросы сами?
(парную согласную в корне надо проверять, нужно изменить слово: много – один, подобрать однокоренное проверочное слово, делаю его маленьким или называю ласково или существительное – глагол, или подставляю слово «нет», в котором после согласного стоит гласный звук или звук «н». Кто – то рассказывает правило из учебника)
Мы приближаемся к концу путешествия, но посмотрите, какое интересное сообщение для путешественников.
Кто справится с заданием, тот найдёт здесь клад.
Вы хотите найти клад? Тогда выполняем внимательно и осторожно новое задание.
Творческая самостоятельная работа. Дополните рассказ словами по теме нашего урока и напишите их правильно, используя найденные нами способы проверки парных согласных в корне слова.
КАРТОЧКИ для индивидуальной работы.
1 вариант. ( ребята не знают, что есть слова для справок на обратной стороне карточки: снег, шубка, шапка, мороз) использует только тот, кто не может сам справиться с работой)
На дворе …. Выпал пушистый … . Саша надел теплую … и меховую ….
2 вариант (без слов с обратной стороны)
У бабушки в деревне большой …. Там на … зеленеет … и растёт вкусная …. На … бабушка приготовила вкусный ….
Время работы корректоров – взаимопроверка.
(памятка у каждого в учебнике, если нужна)
Работает карандаш.
1.Читай по слогам – нет ли описок.
2. Находи все орфограммы.
3. Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
4. Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».
Итак, клад наш. Я довольна, что смогли его добыть. (это гирлянда с флажками).
Но ответьте, пожалуйста, ещё на вопросы.
- Что нового узнали?
- Какое правило закрепили?
Наше путешествие подходит к концу. Мы стоим перед воротами волшебной страны. (музыка – голоса птиц)
Для того чтобы выйти в ворота и вернуться обратно, нужно отгадать слово, спрятанное в гирлянде из клада.
В первый флажок впишите букву М
В третий слева флажок впишите букву, стоящую в алфавите перед буквой М
В последний флажок – первую букву алфавита.
В пятый с начала ( он же пятый с конца) впишите букву ДВо второй с конца – букву, стоящую в алфавите после первой буквы этого слова.
В предыдущий - букву ИМежду буквами Д и И впишите букву, обозначающую всегда мягкий согласный звук.
Прочитайте вместе дружно, что получилось?
(МОЛОДЧИНА)
У. Про кого это слово?
У.- Молодцы!
Итак:
То ли луг, то ли лук
То ли плод, то ли плот,
Где писать какую букву,
Даже Знайка не поймёт.
Ну, а если мы изменим
На плоды и на плоты?
Тогда правильно напишешь
И не ошибёшься ты.
Гласные и «Н» помогут
Слышать чётко каждый звук.
Если книжный –значит, …. добавляют хором ( книжка,)
Если с другом – значит, … (друг.)
7. Дома составьте, пожалуйста, словарный диктант из 10 слов на правописание парных согласных.
8. Рефлексия.
Какое настроение после путешествия? Покажите карточки. (карточки – личико с разной мимикой).
Кто готов к дальнейшим путешествиям?
9. Всем спасибо за работу.
Урок окончен.
Используемая литература:
В.Волина «Учимся играя», «Новая школа», М. 1994г.
Приложение.
Памятка №1.
Как искать проверочные слова для корня.
Объясни значение слова с помощью однокоренного или подбери другое однокоренное слово.
Измени проверяемое слово:
предмет действие признак
ед.ч.------мн.ч. что (с) делает? каков?
кто? Что? что (с) делал?
(ед.ч. или мн.ч.) что (с) делаю?
Много кого?
чего?
Если надо, выполняй два действия.
объясняю значение слова, подбираю однокоренное слово, изменяю форму слова, подбираю проверочное слово по принципу : один – много, труд– труды
Памятка №2.
Как писать без ошибок?
Читай по слогам – нет ли описок.
Находи все орфограммы.
Где можешь, объясняй выбор букв и решай, нет ли ошибок.
Есть – исправляй; сомневаешься – над буквой ставь «?».