Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов и перед согласными.
Урок русского языка ( 2 класс)
Технология критического мышления
Тема: Правописание слов с парными звонкими и глухими согласными на конце слов и перед согласными.
Цели : повторить и закрепить навыки правописания слов с парными глухими и звонкими согласными на конце слов и перед согласным; способствовать развитию орфографической зоркости.
Планируемые результаты:
Предметные: дифференцируют звуки языка: согласные звуки парные – непарные, звонкие - глухие; выделяют в слове орфограммы; определяют сильные и слабые позиции согласных звуков, демонстрируют умение подбирать проверочные слова, научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова. пользоваться средствами устного общения.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. сохраняют интерес к учебному материалу, оценивают правильное содержание поступков на основании анализа простых ситуаций.
Метапредметные УУД:
познавательные: ориентируются на возможное разнообразие способов решения задач, осуществляют поиск нужной информации в учебнике;
коммуникативные: используют в общении правила вежливости, формируют собственное мнение и позицию, строят понятное для партнера высказывание;
регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия, выполняют учебные действия в устной и письменной форме.
Ход урока
I.Оргмомент.- Посмотрите в окошко. Там ясно светит солнце. Оно светит,греет и всех любит. Представьте в своём сердце маленькое солнышко, которое несёт любовь и дружбу. Мы чувствуем доброго человека, хотим быть рядом с ним, дружить с ним. Я очень хочу, чтобы вы сегодня на уроке почувствовали тепло и доброту моего сердца и каждого из вас.
II.Проверка домашнего задания.Работа в парах
1ученик выбирает из упражнения слово с парной согласной, которую необходимо проверить;
2 ученик подбирает проверочное слово.
-Любите ли вы играть? Поиграем в игру «Доскажи словечко» и запишем его в тетрадь.
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно …(карандаш)
Он плывет по простыне
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (утюг)
Чтобы было в чем писать,
В школе нам нужна … (тетрадь)
В коридоре топот ног,
То зовет всех в класс …(звонок)
Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый …(пирог)
Заставил плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …(лук)
- Какое правило русского языка помогло правильно написать эти слова?
- Почему написание парных согласных нужно проверять?
- Как проверяли?
- Скажите, всем ли удалось правильно написать эти слова? У кого были затруднения?
III.Целеполагание- Догадались , о чем пойдет речь на уроке?
- Какую цель поставите себе на урок?
- Что необходимо для достижения поставленной цели?
IV.Актуализация знаний
Каллиграфическая минутка.
Дд дя ди до ду ды де дю др да дё
- В каких слияниях согласный мягкий?
- Дать характеристику звуку.
2.Работа над развитием речи.
(Задание « Микрофон».)
Иллюстрация « Зимние забавы»
- Что на этой картине? ( Отвечая, дети составляют предложения)
V. Работа по теме урока.1. Работа с учебником. Упр.36 с. 23
- С какой целью авторы учебника вам предложили это задание?
( С целью научиться правильно подбирать проверочные слова.)
- Какие орфограммы необходимо проверять?
Проверка в парах.
Самооценка по оценочной шкале.
ФИЗМИНУТКА
Поработали, ребятки!
А теперь – все на зарядку!
Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, подним Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам ещё работать нужно
Работа с новым словарным словом.
Загадка
Отгадай загадку – кто мы:
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь – у нас работа:
Топать, шлёпать по болотам.( сапоги)
Работа с информацией.
-Дайте полное определение слову сапоги. Откуда произошло это слово?
-Где можно найти информацию? (в этимологическом словаре, в компьютере)
-Кто подготовил информацию об этом слове?(дети делают сообщение)
Сапоги- это высокая обувь из кожи, резины ,других материалов. Слово «сапоги»- древнерусское слово. У учёных нет единого мнения, от какого слова оно образовалось. Од ни считают ,что от слова «соп» , т . е. « печная труба», так как сапоги напоминают её по форме. Другие учёные считают , что от слова «сапоти» ,т е. сопеть ,скрипеть так как при ходьбе обувь обычно поскрипывает. Вторая точка зрения считается более убедительной.
Запись в тетрадь.
Сапоги- сапог.
-Какая орфограмма появилась в конце слова? (парная согласная)
-Как проверить её написание?
Словарно-орфографическая работа.
- Подберите однокоренные слова и докажите, что они однокоренные. Какой «СЕКРЕТ» у однокоренных слов?
Дети подбирают слова: Сапожок, сапожник, сапожный и доказывают, что они однокоренные по двум признакам – корень и смысл.
VI. Самостоятельная работа.
Упражнение 34 стр.22
Работа по карточкам. Разноуровневая работа.
1.Уровень.( 1 проверочное слово)
Ры_ ка -… .Коро_ ка - … .Берё_ ка - … .
2.Уровень.( 2 проверочных слова)
Ры_ ка - … , … .
Коро_ ка - … , …
3.Уровень.( 3 проверочных слова)
Ры_ ка - … , … , … .
Коро_ ка - … , … , … .
Проверка
3.Задание « Верные и неверные утверждения»
- Чтобы проверить парный согласный в конце слова, поставь его под ударение.
- Чтобы проверить парный согласный в корне слова, измени слово так, чтобы после него стоял гласный.
- Проверочное слово к слову лодка – лодки.
- Проверочное слово к слову лодка – лодочка.
- Проверочное слово к слову узкий – узенький, узкие.
- Проверочное слово к слову улыбка – улыбки, улыбочка, улыбаюсь.
VII. Рефлексия.
- Расскажите, какое настроение у вас в конце урока?
- Каждый из вас может положить в мешочек самое интересное задание, то, которое вам понравилось. Назовите его.
VIII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Для чего мы это делали?
- Кому было легко? Кому трудно? Достигли ли вы цели, которую ставили в начале урока?
- Все молодцы! Спасибо за урок!
IX.Домашнее задание
1группа – упр.39 стр.24
2группа – упр.38 стр.24