Технологическая карта урока ОБЖ 5 КЛАСС ОПАСНЫЕ И АВАРИЙНЫЕ СИТУАЦИИ В ДОМЕ
Технологическая карта урока
Тема урока
«Опасные и аварийные ситуации в доме»
Класс
5 Учитель Скирта Е.Т.
Тип урока
Урок открытия новых знаний (Урок овладения новым материалом, формирования умений, их усвоение и совершенствование)
Образовательные ресурсы
План урока, учебник Основы безопасности жизнедеятельности, 5 кл.. / Фролов М.П., Е.Н. Литвинов под редакцией Воробьева Ю.Л. – М.: «Астрель», 2009, мультимедийная установка, персональный компьютер, интерактивная доска, тетрадь, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация Power Point «Уроки осторожности», презентация Power Point «Дом, в котором мы живем»
План урока
Этапы
Организационно-мотивационный – 2 мин.
Проверка домашнего задания – 5 мин.
Постановка учебной задачи – 3 мин.
Моделирование – 7 мин.
Работа по усвоению новых знаний
Поиск новых проблем в привычной ситуации – 12 мин.
Перенос знаний и умений в новые условия – 8 мин.
Рефлексия деятельности – 3 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
Цели урока
Образовательные:
Знать:
понятия: опасные вещества, взрывчатые вещества, поражающие факторы огня, причины пожара и затопления;
вырабатывать навыки анализа содержания параграфа учебника на необходимость и достаточность данных для заполнения таблиц;
формировать навык систематизации материала в виде таблиц;
Уметь:
приводить примеры опасных ситуаций в доме;
анализировать условия возникновения опасных ситуаций, неблагоприятных воздействий на организм человека;
находить способы безопасного обращения с опасными веществами, отбирать их с целью сохранения жизни;
Развивающие:
развивать творческую сторону мыслительной деятельности учащихся;
развивать умение обобщать, классифицировать, строить умозаключения, делать выводы;
развивать коммуникативную компетенцию обучающихся;
создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся.
Воспитательные:
воспитывать культуру умственного труда;
воспитывать культуру групповой деятельности;
воспитывать информационную культуру.
Методы и формы обучения
Методы: наглядные, практические, словесные, индуктивные, дедуктивные, самостоятельные, коммуникационные.
методы психологии – развитие мыслительных операций: анализ и синтез, классификация и систематизация, сравнение и обобщение;
методы педагогики – методы организации и стимулирования учебной деятельности;
информационные методы – использование презентации Power Point.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
На этапах 1-3 происходит фронтальная работа с классом, на 4 этапе индивидуальная, на остальных – работа в группах. Форма работы в группах не является новой для обучающихся. На данном уроке обучающиеся разбились на группы по принципу личных симпатий. Начало выполнения каждого задания происходит путём обсуждения, когда каждый по очереди высказывает свое мнение. В каждой группе есть дети, которые исполняют роль секретаря, есть «хронограф», который следит за временем, 1-2 человека из группы выполняют роль корректоров, они редактируют текст задания. Есть оформитель. Спикер от каждой группы оглашает результат работы группы.
Основные понятия
Опасные ситуации, бытовые приборы, личная безопасность, система жизнеобеспечения, правила эксплуатации, классификация, систематизация.
Планируемые образовательные результаты
Объем освоения и уровень владения компетенциями
Научатся: самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведет к цели, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям; постановке новых целей, преобразование практической задачи в познавательную.
Умеют: распознавать и оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; обращаться в службы безопасности.
Получат возможность научиться: в ходе групповой деятельности осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, обнаруживать и формулировать учебную проблему; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из учебника; понимать точку зрения другого, слушать друг друга.
Организационная структура урока
Этап урока, мин.
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
Форма организации взаимодействия на уроке
УУД
Форма контроля
Организационно-мотивационный (2 мин.)
Жетоны по количеству детей 4 цветов: красного, желтого, синий, зеленый
1. Здравствуйте ребята. Мы рады вас видеть!2. Часто судьба ставит нас в опасную ситуацию. И нам приходится принять правильное решение. Мы вам предлагаем выбрать жетон по цвету (в каждой группе по 5 детей)3. Распределите функции в группе: секретарь, хронограф, оформитель, спикер.
1. Принимают приветствие.2. Выбирают жетоны, определяются по группам, распределяют роли.
Фронтальная
Регулятивные: готовятся к уроку, настраиваются на учебный процесс определяют значимость изучаемого материала
Проверка домашнего задания (5мин.)
Представлены индивидуальные карточки-задания в форме теста
Оценочный лист для каждой группы
Учитель
1. Актуализация опорных знаний. 1.Выдает задания-карточки каждому ученику. 2. По окончанию заполнения карточки организует работу по самооценке
Обучающиеся отвечают на вопросы теста. 2. Под контролем учителя проводят самопроверку выполненного задания.3. Секретарь заполняет список, группа оценивает степень участия на этапе работы, результаты заносятся в
столбик
Фронтальная
Регулятивные – самостоятельно выполняют работу, находят и исправляют ошибки
Самоконтроль
Постановка учебной задачи (3 мин.)
Работа с картинками (на доске картинки- пожар в доме, затопление дома, разрушенный дом)
Учитель
1. Предлагает рассмотреть рисунки внимательно и попробовать понять, о чем сегодня мы будем говорить, какая у нас сегодня будет тема урока?
2. Задание: сформулировать тему и цель урока.
1. Работают по содержанию главы. 2. Определяют основную тему и цель урока. 3. Принимают цель и задачи урока.4. Называют знакомые понятия. 5. Знакомятся с предложенной информацией.
Фронтальная
Познавательные – выделяют главное, делают выводы, определяют понятияРегулятивные – определяют цель урока, выдвигают версииКоммуникативные – излагают свое мнение, строят высказывания
Сверяются со слайдом №1Тема урока Цель урока
Моделирование (7 мин.)
Работа с учебникомстр. 13-15Карточки
Учитель
1. Предлагает прочитать материал параграфа 6. 2. Назовите причины возникновения опасных ситуаций, и какие из них могут возникнуть у вас дома 3. Придумайте и нарисуйте знаки, предупреждающие об опасности в доме либо запрещающие. Напиши их название4. При защите своего знака, аргументируйте свой выбор формы и содержания.
1. Читают, называют причины опасных ситуаций. 2. Рисуют (по аналогии дорожных знаков) предупреждающие или запрещающие знаки, связанные с опасными ситуациями в доме. Работает каждый индивидуально. 3. Обсуждают в группе и выбирают один от группы, как наиболее точный.4. Защита выбранного знака перед другими группами.
Индивидуальная, фронтальная, групповая,
Познавательные – находят достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачиРегулятивные – выбирают средства достижения цели индивидуально и в группеКоммуникативные – излагают свое мнение (в монологе, в диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами
Самопроверка слайд №4На слайде представлены шаблоны предупреждающих, запрещающих знаков ДД
Работа по усвоению новых знаний. Работа над содержанием учебника. Стр. 26-27 (12 мин.)
Поиск новых проблем в привычной ситуации
Работа с учебникомКарточки
Учитель
1. Выдает задания и раздаточный материал каждой группе. 2. Каждый заполняет таблицу, предварительно изучив содержание своего материала, выделив основное, что можно и нельзя делать по следующим проблемам:
Проблемы
Правила поведения
возгорание в квартире
затопление квартиры
пищевое отравление
при выходе из задымленного помещения
– при возгорании в квартире (стр. 32-36);– при выходе из задымленного помещения (стр. 39-40);– при затоплении квартиры (стр.48-50);– при пищевом отравлении (стр.53-58) Каждая группа должна защитить свои рекомендации.
Секретарь вносит в лист баллы. 3. Наблюдает за работой обучающихся, консультирует и стимулирует учебные действия обучающихся.4. Задает вопросы обучающимся.5. Отвечает на вопросы обучающихся.6. Обобщает и подводит итоги работы групп
1. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.2. Заполняют таблицу, предварительно обсудив в группе.3.Выступают с отчетом о проделанной работе, при этом другие группы заполняют таблицы по ответам других групп
4.Отвечают на вопросы преподавателя.
Групповая
Познавательные – анализируют, выделяют главное, делят текст на части, обобщают, делают выводыРегулятивные – работают по плану, сверяются с целью, находят и исправляют ошибки, в том числе самостоятельно.Коммуникативные – организуют работу в группах, распределяют роли, учатся формулировать собственное мнение и позицию
Самопроверкаслайд № 5
8 мин.
Перенос знаний и умений в новые условия
Работа с учебникомКарточка
Учитель
1. Проанализировав свою таблицу и опираясь на текст учебника, проводим работу в группе: составить рекомендации от каждой группы (3-4) что можно и нельзя делать чтобы не создавались опасные ситуации– при возгорании в квартире (стр. 20-21);– при выходе из задымленного помещения (стр. 22-23);– при затоплении квартиры (стр.34-35);– при пищевом отравлении (стр.43-44).2. Каждая группа должна защитить свои рекомендации. 3. Наблюдает за работой, консультирует и стимулирует учебные действия обучающихся.4.Отвечает на вопросы детей.5.Обобщает и подводит итоги работы групп
1. Выбирают для рекомендаций 3-4 пункта, предварительно обсудив в группе.2. Осуществляют работу по заполнению таблицы.3. Представляют мнение группы.4. Отвечают на вопросы преподавателя.
Групповая
Познавательные – выделяют существенную информацию, проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия формируют понятияРегулятивные – работают по инструкции, определяют цель, сверяясь с жизненно-практической ситуациейКоммуникативные – излагают свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии
Самопроверкаслайд № 6, заполнение листа самооценки
Этап подведения итога урока. Рефлексия деятельности (3 мин.)
Листы рефлексии
Учитель
1. Предлагает оценить деятельность обучающимся.2. Раздает карточки.
1. Подводят итоги деятельности.2. Выражают отношение к уроку.
Индивидуальная и групповая
Личностные – проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, выражают положительное отношение к процессу познания
Домашнее задание (5мин.)
Учитель
1. Предлагает ознакомиться с презентацией по теме «Уроки осторожности».2. Найдите в данной презентации ситуации, которые для вас незнакомы.3. Домашнее задание: по этим ситуациям разработайте рекомендации.4. Благодарит обучающихся за урок.
1. Просматривают презентацию, в тетради по обж записывают выбранные ситуации.2.Записывают домашнее задание
Индивидуальная
УђЗаголовок 115