статья Использование субъектного опыта ученика на уроках биологии
Анастасия Евгеньевна Мальцева,
учитель биологии МБОУ «Гимназия № 123» г. Барнаул
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБЪЕКТНОГО ОПЫТА УЧЕНИКА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Опыт — полезный подарок,
которым никогда не пользуются.
(Ж. Ренар)
В настоящее время в научной и педагогической среде активно развивается личностно-ориентированное обучение. Большинство связывают его с индивидуальностью ребенка, условиями ее становления, развитием и саморазвитием личности в условиях и под влиянием обучения.
Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств: во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме; во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися; и наконец в-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Третий пункт, по моему мнению, является одним из самых важных, и подтверждается результатами собственных исследований и наблюдений. Ведь современная школа, в большинстве своем, это авторитарное, несвободное обучение, где весь процесс сводится к усвоению учебной программы и знаний, отобранных учителем в соответствии со стандартом образования. Дети разделяют учителей на три категории: это «учитель-тиран», давящий и заставляющий зубрить учебный материал; «учитель-стандарт», просто реализующий содержание учебных программ, и «учитель-друг», учитель, который делится с учениками своим опытом, взаимодействует с ними на уроке, выступает как субъект отношений, в которых ученики стоят с ним на равных позициях. В этом случае учителю проще узнать и правильно оценить потребности и личный опыт каждого ребенка и правильно подобрать средства и методы.
Личностно-ориентированное обучение тесно связано с тем направлением психологии, которое предлагает строить обучение в соответствии с принципом «развивающей помощи». Он состоит в том, чтобы не указывать человеку, что делать, не решать за него его проблемы, а дать ему осознать себя и разбудить его собственную активность и внутренние силы, чтобы он сам делал выбор, принимал решения и отвечал за них. Применимо к урокам биологии, можно сказать, например, о таких моментах урока, когда мы разыгрываем какую-то ситуацию, часто встречаемую в обычной жизни, и предлагаем решить ее самостоятельно, основываясь на своих наблюдениях и вновь полученных знаниях. Например, не стоит запрещать ученикам курить и употреблять алкоголь, здесь действует принцип «запретного плода», который, как известно, сладок. В рамках темы «Здоровый образ жизни», например, доносится информация о последствиях его несоблюдения, описываются конкретные жизненные ситуации, которые рассказывают сами дети и тут главное дать возможность высказаться каждому. Прослушав несколько историй из жизни, дети сами приходят к выводу о необходимости соблюдать ЗОЖ и формулируют конкретную модель своего поведения, в соответствии с его принципами. Таким образом, они получают новое знание, их права не ущемляются, а напротив, они сами делают выбор как им поступить в зависимости от того, что они хотят получить в итоге, в зависимости от их личных целей.
Еще с середины XX века получает распространение новое направление - гуманистическая психология, главной ценностью которой, является прежде всего внимание к внутреннему миру ребенка, развитие личности ученика путем учения, а также поиск новых методов, форм и средств обучения. И одной из таких новых форм и является личностно-ориентированное обучение. Его целью является выявление «субъектного опыта» каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, в жизненном самоопределении и самореализации. Возвращаясь, все к той же теме про ЗОЖ, субъектный опыт играет одну из ключевых ролей.
Реализация данного подхода возможна только в специализированных условиях, когда ученик и учитель вступают в особую форму взаимодействия на уроке. Учитель в этот момент становится не только педагогом, но и психологом.
В построении модели такого обучения необходимо различать следующие термины:
Индивид - человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).
Индивидуальность (от лат. "особь") - единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.
Личность - человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе.
Также следует различать «знания и информацию». Научная информация дается через содержание учебного материала. При усвоении этой информации ученик “пропускает” ее через свой «субъектный опыт» и превращает в индвидуальное знание. Но и учитель, сообщая научную информацию, выражает своё отношение к ее содержанию, использует собственный «субъективный опыт». Т.о. происходит сложное согласование двух равноправных носителей знания – ученика и учителя.
Термин «субъектный опыт» означает опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребенком вне школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе восприятия и понимания им мира людей и вещей. Он личный, индивидуальный, житейский, стихийный и т.п. В этих названиях фиксируются разные аспекты, источники приобретения этого опыта. Он принадлежит конкретному человеку как геном.
В содержание субъектного опыта входят: предметы, представления, понятия; операции, приемы, правила выполнения действий (умственных и практических); эмоциональные составляющие (личностные смыслы, установки, стереотипы). Они могут быть представлены по-разному, но обязательно взаимосвязаны. Структура субъектного опыта определяется соотношением входящих в него элементов, в опыте отдельного ученика могут доминировать те или иные элементы. Уровень их развитости тоже может быть различным. Здесь учителю необходимо опять же правильно изучить этот опыт и степень развитости тех или иных его составляющих, и основываясь на полученном знании, реализовывать поставленные ранее цели, при этом, учитывать те цели, которые ставит перед собой сам ученик.
Возвращаясь к урокам биологии, использование субъектного опыта ученика и учителя становится практически безграничным. Ведь люди сами являются одновременно и объектами и субъектами в получении биологического знания. Все, что мы видим и делаем, все наше взаимодействие, это тот самый опыт, которым мы обмениваемся с детьми на уроке. Для меня не страшно и не стыдно произносить фразу, что я учусь у своих учеников, ведь это так. Урок биологии это благоприятная среда для развития творческих и индивидуальных способностей, здесь есть место дискуссии, спорам, анализу, синтезу нового знания. Даже изучая паразитических червей в 7 классе, дети самостоятельно разрабатывают систему мер профилактики, основываясь на своем опыте и опыте одноклассников.
Главное, на что работает здесь учитель– организация “событийной общности” с учеником, помощь ему в освоении позиции субъекта собственной жизнедеятельности. Важно, чтобы ученик сумел преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открыть себя как носителя активного преобразующего начала.
Учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. В заключение хочется отметить, что современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации жизнедеятельности школьного общества. Поэтому очевидна необходимость использования личностно-ориентированного подхода, с помощью которого возможно поддерживать процессы самопознания и самостроительства личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Литература
Разработка технологии личностно-ориентированного обучения //Вопросы психологии, 1995.,- №2. – с.13-21.
Самоукина Н. Личностно-ориентированное обучение как актуальный вопрос современного образования // Практический психолог в школе. № 4, 2007. С. 44- 51
Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979. – 144с. – (Воспитание и обуче-ние. Б-ка учителя).
Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе /М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.