Тезисы IV Региональная научно-практическая конференция Янгелеевские чтения
« Без поиска, нет успеха»
Учитель физики: Капутская Е.И. Учитель биологии: Шестакова И.К.
МАОУ «Ангарский лицей №2 имени М.К. Янгеля».
Тема: «Применение технологии интегрированного обучения во внеклассном мероприятии по физике и биологии».
Потребность в обращении к интегрированному подходу вызвана рядом объективных причин:
Образование новых синтезированных наук.
Объективная сложность данных научных дисциплин.
Специфика предметов физики и биологии.
Многозначность научных терминов.
Всё это может привести к снижению интереса, мобильности, способности к саморазвитию, самообразованию и личной успешности. Это легко снимается при интегрированном подходе, которое решает также ещё одну проблему экономии учебного времени.
Современная школа реализует компетентностный подход в образовании, а именно, формирует ключевые компетентности, обобщает предметные умения, направляет школьников на подготовку к жизни в обществе.
Выделено три ключевые компетенции: информационная, коммуникативная и самообразовательная. Таким образом, компетентностный подход заключается в формировании трёх названных компетентностей и позволяет проверять не знания, а умения ребёнка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.
Одной из технологий, получивших глобальное распространение, является технология интегрированного обучения.
Итак, интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.
Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.
Преимущества интегрированных уроков.
Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.
Физика – основа техники, поэтому широко используется для исследований в биологии, экологии, природоведении, естествознании. В наши дни Интернет, радио, телевидение, популярная литература активно знакомят с новыми достижениями науки и техники. Эту информацию необходимо использовать, обобщать, применять на уроках и внеклассных занятиях и мероприятиях. Целый ряд физических и биологических сведений получают учащиеся на уроках биологии, природоведения, естествознания, экологии и физики, за счет собственных наблюдений за растительным миром, природными условиями. Это дает возможность разнообразить уроки, сделать их увлекательными, интересными, запоминающимися. Активизировать деятельность учащихся, развивать в них творческие возможности, логическое мышление позволяют задачи, имеющие связь с дисциплинами естественнонаучного, исторического, гуманитарного цикла.
Явления природы взаимосвязаны. Эту взаимосвязь необходимо раскрывать перед учащимися при изучении всех естественнонаучных дисциплин. Большую роль в формировании целостной картины мира на уроках физики и биологии играет составление и решение познавательных задач. Эти задачи должны удовлетворять определенным требованиям: они должны быть связаны с изучаемой темой и способствовать более прочному и глубокому усвоению физических и биологических закономерностей, должны научить практическому применению этих закономерностей в биологи. Очень полезна работа с дополнительной и справочной литературой, на основе которой школьники самостоятельно могут составлять задачи и сообщения к уроку.
Привлечение фрагментов с элементами биологии, экологии призвано формировать у учащихся любовь к природе, обогащать образное мышление, развивать фантазию, что является необходимым фактором успешного усвоения учебного предмета. Решение предлагаемых задач поможет пробудить у школьников интерес к предмету, расширить их знания и кругозор, лучше понять физику.
Формы интеграции, связанные с биологией, экологией, физикой могут быть разнообразными.
Это могут быть интегрированные уроки, уроки решения задач, внеклассные мероприятия, проектная деятельность, экскурсии.
Одним из таких примеров является проведение муниципальной игры «Юный исследователь».
Общие положения
Игра «Юный исследователь» проводится муниципальным методическим объединением учителей физики и биологии.
Игра проводится в соответствии с планом муниципального методического объединения учителей физики и биологии на 2015-2016 учебный год.
Настоящее положение определяет порядок организации и проведения игры и требования, предъявляемые к его участникам.
Интеграция предметов: физика биология.
Цель: формирование познавательного интереса к дисциплинам физике и биологии.
Задачи:
Воспитание интереса у учащихся к учебным предметам «Физика и биология».
Активизация исследовательских компетенций учащихся
Развитие творческой и познавательной активности учащихся.
Углубление и систематизация знаний в метопредметной области физики и биологии.
Создание условий для самореализации учащихся.
Участники игры
1. В игре «Юный исследователь» принимают участие учащиеся 7 классов общеобразовательных учреждений г. Ангарска
2. Количество участников от одного общеобразовательного учреждения 4 человека (+ сопровождающий).
Порядок проведения игры
Игра проводится в три тура:
Первый тур: (очный): «Разминка» -10 минут
2. Второй тур: «Практический тур по биологии» (очный) -20 минут
- познавательные задачи
- лабораторный практикум
3. Второй тур: «Практический тур по физике» (очный)-20 минут
- лабораторный практикум
- контрольные вопросы
(Между турами динамическая пауза)
Участникам игры запрещается: пользоваться посторонней помощью, книгами, конспектами, интернетом и иными источниками информации, а также техническими средствами приема и передачи информации, включая средства мобильной связи.
9.Подведение итогов:
Подведение итогов и награждение проводится на закрытии мероприятия.
Всем участникам вручаются сертификаты, подтверждающие участие в муниципальной игре «Юный исследователь».
Участникам, занявшим 1,2,3 места, по сумме набранных баллов, присуждаются дипломы I, II, III степени.
Учителям, подготовившим победителей и призеров игры, вручаются благодарности.
Данное мероприятие было разработано преподавателем физики Капутской Е.И. и преподавателем биологии Шестаковой И. К.
Главной целью нашего интегрированного мероприятия: закрепить знания учащихся привить им навыки правильных действий в лабораторных исследованиях; научить быстро, оценивать проблемную ситуацию и принимать оптимальное решение для ее преодоления; повысить интерес к урокам физики и биологии.
Интеграция знаний с помощью эксперимента приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию этих знании, что усиливает мотивацию и активность вовлечения обучающихся в учебный процесс. Каждое интегрированное задание представляет собой тесно связанную цепочку отдельных актов в деятельности школьников. Это позволяет им рассматривать проблему в различных режимах мышления, что естественным образом требует интеграции знаний, которые при предметном обучении ученик получал дискретно.
Работу в направлении формирования и развития процесса интеграции мы не считаем законченной. Необходимо дальнейшее осуществление подбора, разработки и апробации инструментария, а так же возможности ее совершенствования в применении как на уроке, так и вне его.
Литература:
Е.Н.Демьянков «Познавательные вопросы по биологии и природоведению.- Орёл: 1993.
И.А. Месникова, Л.Г. Гренкова « Лабораторный практикум. Биология. 5-6 классы. Тетрадь для обучающихся.: ООО «Планета». 2015.
«Видеоуроки». В помощь учителю и ученику. 6-7 класс.ООО КОМПЭДУ. 2014.
Инфоурок. Биология. 5-11 классы. 2015.
Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение. 1989.
Смирнов М.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы – М.; Аркти, 2003.
Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988, с. 316, 324–326.
Дик Ю.И., Турышева И.К. Межпредметные связи курса физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.
Покровский С.Ф. Наблюдай и исследуй сам. – М.: Просвещение, 1966.
15