МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого занятия на тему:«Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи» по дисциплине «Начальная военная и медико-санитарная подготовка
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ «ГОРЛОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
на тему: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи»
по дисциплине «Начальная военная и медико-санитарная подготовка»
специальность 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»
г. Горловка 2016 г.
Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Начальная военная и медико-санитарная подготовка». Подготовил Ильин Г.Е. – преподаватель первой категории ГПОУ «Горловский колледж городского хозяйства» – 2016г.
Изложена методика проведения комбинированного занятия.
Для преподавателей начальной военной и медико-санитарной подготовки и студентов учебных заведений среднего профессионального образования.
Рецензенты: 1) Сарана А. А., кандидат исторических наук, преподаватель-методист ГПОУ «ГКГХ»
2) Душкин Н.К, преподаватель НВиМСП 1 категории территориального базового ГПОУ «Горловский техникум» ГОУВПО «Донецкий национальный университет»
Рассмотрено и одобрено
на заседании цикловойкомиссии преподавателей дисциплин
общеобразовательной подготовки
Протокол № ___от ________2016 г.
Председатель цикловой комиссии __________ Н.А.ДидикСОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...4
1. План занятия …………………………………………………………………..
2. Ход занятия ……………………………………………………………………
2. 1. Вступительная часть …………………..…………………………………
2.1.1. Организационный момент…………………………………………
2.1.2. Объявление темы и плана занятия. Мотивация учебной деятельности………………………………………………………………………
2. 2. Основная часть …………………………………………………………….
2.2.1. Актуализация опорных знаний ……………………………………
2.2.2. Практика говорения…………………………………………………..
2. 3. Заключительная часть …………………………………………………….
2.3.1. Комментарии и анализ ответов…………………………………….
2.3.2. Выставление оценок…………………………………………………
2.3.3. Домашнее задание…………………………………………………...
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..
Приложение 1. Лекция (гражданская оборона)………………………………..
Приложение 2. Презентация ……………………………………………………
Приложение 3. Практическое задание………………………………………….
Межпредметные связи:
дисциплины, которые обеспечивают: физика, химия, биология, история
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Дата проведения: 09.12.2016г.
Дисциплина: ОДБ 16 НП и МСП
Тема занятия: Гражданская оборона
Группа ТГ-1Б
Количество студентов 12 чел.
Цели занятия:
Систематизировать знания по данной теме:
Активизировать мыслительную деятельность учащихся для усвоения знания в системе; способствовать систематизации основных навыков в определённых жизненных ситуациях.
Актуализировать и расширить знания обучающихся о средствах защиты органов дыхания
Развивающая: способствовать развитию мышления и самостоятельности.
Воспитательная: воспитывать стремления к системным знаниям по НВ и МСП; создавать положительное отношение к предмету.
Методическая: показать формы и методы проведению лекции с использованием личностно-ориентированного и проблемного обучения.
Задача занятия: обеспечить формирования системы знаний студентов по теме: гражданская оборона.
Мотивация учебной деятельности: знания полученные в результате изучения темы «гражданская оборона» необходимы студентам и их будущей профессиональной деятельности.
Тип занятия: изучение нового учебного материала.
Вид занятия: лекция с элементами практики.
Методы обучения: наглядный, словесный практический, проблемный, интерактивный.
Дидактическое обеспечение:
Методическое:
Приложение 1. Лекция (гражданская оборона)………………………………..
Приложение 2. Презентация ……………………………………………………
Приложение 3. Практическое задание………………………………………….
Межпредметные связи:
дисциплины, которые обеспечивают: физика, химия, биология, история.
Технические средства обучения:
-телевизор;
- видеоматериалы.
Место проведения занятия: аудитория 401.
Время проведения: 80 минут.
План занятия
№№
п/п Этап урока Содержание (цель урока) Время
1. Организационный момент. Вступительное слово. Отметить присутствующих и проверить готовность к уроку
Объявление темы и порядка проведения урока. 5 мин.
2. Основная часть
тестовая проверочная работа Проверить усвоение и закрепление нового материала 15 мин.
3. Проверка тестовой работы Проверить тестовую работу 5 мин.
4. Сообщение о ВМП Дополнительная информация об использовании ВМП. 10 мин.
5. Практикум Надевание ВМП. 15 мин.
6. Сообщение о ГП-7 Дать учащимся сведения о СИЗОД (противогаз ГП-7) 10 мин.
7. Практикум Надевание исправного противогаза ГП-5 8 мин.
8. Практикум Пользование неисправным противогазом ГП-5. 6 мин.
9. Сообщение: йодная профилактика Напомнить порядок проведения йодной профилактики 5 мин.
10. Заключительная часть 5 мин.
ИТОГО: 1.20 мин.
План занятия
1. Организационный момент. Вступительное слово.
Здравствуйте! Мы завершаем изучение достаточно обширного раздела программы «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны». При изучении этого раздела мы рассмотрели вопросы, безопасности населения в условиях ведения военных действий. Сегодня мы проверим, как вы усвоили сведения, полученные на уроках, и закрепим на практике правила пользования основными средствами защиты органов дыхания.
В начале урока для того чтобы проверить знания, вам предстоит выполнить тестовую работу. Вопросы теста будут находится на столах на определенное время. Продолжительность показа вопроса зависит от объёма текста и сложности вопроса. У каждого из вас уже есть бланк ответов, на котором распечатана таблица из двух строк. В первой строке записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить цифру, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. После выполнения задания на экране появится таблица с ответами. Сравнив ответы, вы узнаете свою оценку. Приступим!
2. Тестовая проверочная работа.
Вопросы теста:
1. Государственная структура, обеспечивающая систему мероприятий по защите и подготовке к ней населения, материальных и культурных ценностей на территории ДНР от опасностей, возникающих при ведении военных действий, называется:
1) Гражданская оборона;
2) МЧС;
3) Вооруженные силы ДНР
2. В каком году впервые было применено ядерное оружие:
1) 1939г;
2) 1944г;
3) 1945г.
3. При каких условиях противогаз носится в положении «наготове»:
1) При угрозе заражения, после информации по радио и по команде «Противогазы готовь!»;
2) По сигналу «Воздушная тревога»;
3) При условии, когда обнаружены признаки применения отравляющих веществ.
4. Удаление и обезвреживание вредных веществ, попавших на кожу, одежду и СИЗ, самостоятельно в очаге или сразу после выхода из него, используя индивидуальные специальные средства или подручные материалы: 1) Санитарная обработка;
2) Полная санитарная обработка;
3) Частичная санитарная обработка
5. Основным способом эвакуации является:
1) Пеший;
2) Комбинированный;
3) На транспорте.
6. Какой сигнал оповещения населения о ЧС установлен в наше время:
1) «Внимание всем!»;
2) «Воздушная тревога»;
3) «Отбой воздушной тревоги»;
4) «Химическая тревога»;
5) «Радиационная опасность».
7. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие:
1) От радиоактивного заражения;
2) От химического и бактериологического оружия;
3) От ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия.
8. Оружие, основанное на болезнетворных свойствах микроорганизмов:
1) Массовое;
2) Биологическое;
3) Ядерное.
9. К простейшим средствам защиты органов дыхания относятся:
1) Фильтрующие гражданские и промышленные противогазы;
2) Фильтрующие детские и изолирующие противогазы и респираторы;
3) Ватно-марлевая повязка и противопылевая тканевая маска.
10. Воздействие какого поражающего фактора ядерного взрыва может вызвать ожоги кожи, поражения глаз человека и пожары?
1) Воздействие светового излучения;
2) Воздействие приникающей радиации;
3) Воздействие электромагнитного импульса.
3. Проверка тестовой работы.
Ответы к тесту.
№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ 1 3 1 3 2 1 3 2 3 1
Бланк ответов.
Фамилия Имя:________________________________ Группа________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество исправлений Оценка
4.Сообщение о ВМП. Дополнительная информация, об использовании ВМП.
В ходе изучения раздела мы рассмотрели различные виды оружия массового поражения и способы защиты от поражающих факторов. Сейчас мы вспомним средства защиты органов дыхания и попробуем применить их.
Ватно-марлевая повязка - это марлевая лента с неплотным куском ваты внутри.
Ватно-марлевая повязка состоит из обычной медицинской марли и ваты. Количество ваты должно быть таким, чтобы повязка не слишком затрудняла дыхание. Стандартная повязка имеет прямоугольную форму и четыре завязки.
Интересно, что вначале повязка применялась для защиты раны больного от попадания инфекции. И только позже была установлено: врач тоже должен защищать свои органы дыхания от пыли, вирусов и различных ядовитых веществ.
Размеры ватно-марлевой повязки должны быть такими, чтобы повязка закрывала рот и нос. Верхние углы марлевого прямоугольника должны доходить почти до ушей, а нижняя часть повязки должна закрывать подбородок. Две верхние завязки должны проходить над ушами и завязываться на затылке. Две нижние повязки должны проходить под ушами и завязываться также на затылке. Конечно, использование ватно-марлевой повязки не гарантирует вам абсолютную безопасность, но существенно снизит риск отравления.
Порядок изготовления ватно-марлевой повязки был рассмотрен на предыдущих уроках.
Нижние завязки нужно завязать наверху (чуть выше темени), а верхние внизу (на затылке), проведя их под ушами.
Менять медицинскую ватно-марлевую повязку необходимо каждые 3-4 часа.
Ватно-марлевые повязки не стираются! Их надо выбрасывать.
Защищает от радиоактивной и производственной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных (биологических) средств. Для защиты от OB необходимо смочить её 2% -м раствором питьевой соды (при защите от хлора) или 5% -м раствором лимонной кислоты (при защите от аммиака). Если у вас не оказалось ни соды, ни лимонной кислоты — обильно смочите водой.
Хлор неплохо реагирует со щёлочью. А со щёлочью (а сода имеет сильно щелочную реакцию) получается хлорид, нелетучий и неядовитый.
NaHCO3+Cl2→NaClO3+NaCl+H2O+CO2
лимонной кислоты, чтобы связать весь аммиак, никакого аммиака, он связан лимонной кислотой.
5.Практикум. Надевание ВМП.
У каждого из вас имеется ватно-марлевая повязка. Проверим, как вы умеете ей пользоваться.
Команда: “Ватно-марлевую повязку одеть!”
Одевание ВМП, проверка правильности закрепления ВМП.
Команда: “Ватно-марлевую повязку снять!”
6.Сообщение о ГП-7. Один из самых современных противогазов.
Гражданский противогаз ГП-7 предназначен для защиты органов дыхания, глаз и лица человека от отравляющих и радиоактивных веществ в виде паров и аэрозолей, бактериальных (биологических) средств, присутствующих в воздухе.
Противогаз ГП-7 - одна из самых последних и самых совершенных моделей.
Им могут пользоваться люди старше 60 лет, а также больные с легочными и сердечнососудистыми заболеваниями.
Наличие у противогаза переговорного устройства (мембраны) обеспечивает четкое понимание передаваемой речи, значительно облегчает пользование средствами связи (радио, телефоном).
ГП-7 по сравнению с ГП-5 имеет ряд существенных преимуществ по эксплуатационным и физиологическим показателям.
Уменьшение сопротивления фильтрующе-поглощающей коробки облегчает дыхание-независимый обтюратор (представляет собой полосу тонкой резины и служит для создания надежной герметизации лицевой части на голове, в свою очередь герметизация вторых, из-за способности обтюратора растягиваться независимо от корпуса маски.) обеспечивает более надежную герметизацию и в то же время уменьшает давление лицевой части противогаза на голову. Снижение сопротивления дыхания и давления на голову позволяет увеличить время пребывания в противогазе.
Лицевая часть противогаза ГП-7В выполнена в форме маски с трапециевидными обзорными стеклами для глаз, что улучшает обзор во время работы, обеспечивает лучшую обзорность и работу с оптическими приборами. На голове лицевая часть удерживается специальным наголовником, снижающим утомляемость человека. Маска противогаза не закрывает уши, снабжена переговорным устройством, приспособлением для приема воды в условиях опасной атмосферы.
В отличие противогазов ГП-7 и ГП-7В, маска ГП-7ВМ имеет два узла для подключения фильтрующе-поглощающей коробки для удобства эксплуатации противогаза.
Комплект противогаза ГП-7ВМ состоит из:
- лицевой части МГП-ВМ;
- фильтрующе-поглощающей коробки;
- сумки для ношения противогаза;
- крышки - фляги;
- не запотевающей пленки.
Маска позволяет вести переговоры, как при непосредственном общении, так и при работе с техническими средствами связи.
Противогаз ГП-7ВМ комплектуется лицевой частью трех ростов для любых размеров лица человека.
ГП-7ВМ имеет в комплекте устройство для приема воды из фляги во время работы в зараженной атмосфере.
7.Практикум. Надевание исправного противогаза ГП-5
Перед началом сдачи норматива руководитель напоминает условия его выполнения, обращает внимание обучаемых на характерные недостатки (ошибки) которые снижают оценку.
Норматив № 2. Надевание фильтрующего противогаза.
Условия
выполнения норматива Оценки по времени Ошибки,
снижающие оценку на 1 балл Ошибки, определяющие оценку
«Неудовлетворительно»
Отлично Хорошо Удовлетворительно 1 2 3 4 5 6
Обучаемые находятся на учебном городке (на подготовленной площадке, в учебном классе).
Противогазы в «походном положении».
Руководитель занятия подаёт команду «Газы». Обучаемые надевают противогазы. 8 секунд 9 секунд 10 секунд 1. При надевании противогаза обучаемый не закрыл глаза и не задержал дыхания
2. После надевания противогаза обучаемый не сделал резкий выдох
3. Шлем-маска надета так, что очки не
приходятся против глаз (с перекосом)
1. Шлем-маска надета с перекосом, при котором наружный воздух может проникнуть под шлем-маску
2. При надевании была порвана шлем-маска
3. Не полностью ввернута фильтрующая коробка
8.Практикум. Пользование неисправным противогазом ГП-5.
Норматив Условия выполнения норматива
Пользование неисправным противогазом в заражённой атмосфере У каждого учащегося имеется неисправный противогаз ГП -5. Противогаз находится в сумке, неисправность не видна. По команде необходимо достать противогаз, выявить неисправность, и правильно воспользоваться им.
9.Сообщение: Йодная профилактика. Напомнить порядок проведения йодной профилактики
При радиационной аварии с выбросом радиоактивных веществ выполнение ряда простейших защитных мероприятий позволяет предотвратить или ослабить радиоактивные поражения.
Одним из самых важных медицинских мероприятий по предупреждению поражения аварийными радиоактивными выбросами в первое время является йодная профилактика. Ее проведение преследует главную цель – не допустить поражения щитовидной железы. Это обусловлено тем, что в аварийных выбросах АЭС содержится большое количество радиоактивного йода. Концентрируясь в щитовидной железе, радиоактивный йод облучает ее и вызывает функциональные нарушения, которые по прошествии нескольких месяцев исчезают.
Такое предположение может создать мнение, что попадание в организм радиойода не столь опасно. Однако это ошибочно, т.к. отдаленные последствия проявляются через несколько лет и выражаются увеличением или уменьшением железы, образованием опухолей, требующих хирургического лечения.
Для проведения йодной профилактики используют препараты стабильного йода – таблетки или порошки йодистого калия. Однократный прием установленной дозы препарата обеспечивает высокий защитный эффект в течение 24 часов.
При отсутствии йодистого калия для профилактики могут использоваться другие препараты йода – раствор Люголя и 5 %-я настойка йода. Взрослые и подростки старше 14-ти лет принимают препарат в следующей дозировке:
Раствор Люголя по 22 капли 1 раз в день или по 10 – 11 капель 2 раза в день на полстакана молока или воды после еды;
5 %-ю настойку йода по 44 капли 1 раз в день или 20-22 капли 2 раза в день на полстакана молока или воды после еды.
Детям до 5 лет раствор Люголя и 5 %-я настойка йода для внутреннего употребления не назначается и не применяется.
Настойка йода может также применяться путем нанесения на кожу. Настойка наносится тампоном в виде полос на предплечье, голени. Защитный эффект сопоставим с приемом тех же доз внутрь. Этот способ защиты особенно приемлем для детей до 5 летнего возраста. Для исключения ожогов кожи целесообразно использовать 2,5 %-ю настойку йода. Детям от 2-х до 5-ти лет ее наносят из расчета 20-22 капли в день, детям до 2 лет по 10-11 капель в день.
Эффективность йодной профилактики в зависимости от времени приема препаратов стабильного йода:
За 6 часов до ингаляции – 100%;
во время ингаляции – 90%;
через 2 часа после разового поступления – 10%;
через 6 часов после разового поступления – 2%.
Запоздание с началом йодной профилактики на сутки от момента начала поступления радиоактивного йода в организм практически сводит ее результат на нет. Это должны знать все и это принципиально важно.
Проведение йодной профилактики организуют и осуществляют органы и учреждения здравоохранения с привлечением санитарного актива (санитарных постов на объектах ГО). В первые 10 дней после аварии на АЭС йодная профилактика крайне необходима.
10. Заключительная часть:
- Комментарий и анализ ответов.
- Выставление оценок.
- Домашнее задание.
- Заключение
Литература
Нормативно- правовые источники
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (Постановление №1-233П-НС)
Методические рекомендации для педагогических работников по подготовке и проведению открытого занятия (урока) в образовательном учреждении среднего профессионального образования (УМЦ СПО, приказ от 02.09.2016г. №33)
Список использованной литературы:
Варламов, В.Б. Допризывная подготовка в 10-11 классах: учебно-методическое пособие для учителей учреждений общего среднего образования /В.Б. Варламов, М.К. Логенов.- Минск 2012.
Дополнительные источники :Гамолко, С.Н. Тестовые задания по допризывной подготовке:10-11 классы: пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /С.Н. Гамолко. – Минск, Сер-Вит 2012-144с.
Информационные ресурсы
http://borodkinasa.school277.spb.ru/material/str_dlya_kolleg/yodnaya_profilaktika_8_klass/pravila_jod_profilaktiki.pptxhttp://www.myshared.ru/slide/416678/ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во время групповых учебных занятий активизируется развитие самостоятельности мышления студентов, их интересы и наклонности, благодаря социальным контактам развивается желание помощи: слабые стремятся подтянуться, а сильные помочь им в этом.
Количество выступлений в группе имеет существенное значение. Если студент все время молчит, это признак пассивного присутствия. Учебная деятельность поощряется общением и обоснованием мнений.
Преподаватель должен определить, что является интересным для разных возрастных групп. Ведь известно, что студенты охотно выражают свое отношение к тому, что их интересует.
В последнее время особое внимание уделяется развитию творческих способностей студентов. При подготовке к занятию преподаватель должен четко сформулировать задачи, желательно с пояснениями, что раскрывает суть проблемы, и вопрос о возможных путях ее решения. Во время выступления необходимо объяснить тему и ее выбор, уточнить условия, указать на ключевые моменты, создать необходимое настроение. Важен сам момент спора, умение анализировать свои взгляды.
В конце занятия нужно подвести итоги, проанализировать выводы, выставить оценки.
Приложение
Бланк ответов.
Фамилия Имя:________________________________ Группа________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество исправлений Оценка Бланк ответов.
Фамилия Имя:________________________________ Группа ________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество исправлений Оценка Бланк ответов.
Фамилия Имя:________________________________ Группа ________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Количество исправлений Оценка