Программа по возрастной анатомии, физиологии и гигиене

Министерство образования и науки Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ульяновский педагогический колледж»








ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП03.Возрастная анатомия, физиология и гигиена


по специальности
44.02.01 Дошкольное образование


Преподаватель: Буздина Светлана Александровна























1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины
ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01Дошкольное образование.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников Дошкольного образования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональная дисциплина (ОП.03).
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- сравнивать уровни организации организма;
- выделять этапы развития организма;
- сравнивать значение эндокринных желез и их гормонов;
- анализировать возрастные особенности сенсорных систем;
- выделять особенности строения ЦНС;
- выделять механизм рефлекторной деятельности ЦНС;
- охарактеризовать возрастные анатомо-физиологические особенности;
- сравнивать признаки распространенных детских заболеваний ;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
-оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
-проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- анализировать выполнение гигиенических требований к помещениям и оборудованию ДОУ;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- уровни организации живой системы
- основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- рефлекторный характер деятельности нервной системы;
- механизм образования навыков и привычек;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося- 102 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 34 часа.





2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
68

в том числе:


практические занятия
36

контрольные работы
2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения

Введение
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека
Содержание учебного материала
Основные понятия анатомии, физиологии, гигиены, история развития наук, связь с другими науками.
Значение изучения дисциплины для будущих воспитателей
2
1

Раздел 1
Уровни организации организма
В результате освоения обучающийся должен
уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- сравнивать уровни организации организма;
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- уровни организации живой системы
8:


Тема 1.1
Уровни организации организма и его регуляция
Содержание учебного материала
Уровни организации организма: клетка, ткани, органы, физиологические системы, организм.
Регуляция функций организма: нервная, гуморальная.
Саморегуляция, гомеостаз.
2
1


Практическое занятие№1
Сравнение уровней организации организма
4
3


Практическое занятие№2
Определение топографического расположения органов и частей тела
2
3


Самостоятельная работа студентов
1.Составление таблицы «Особенности и функции органоидов клетки»
2
3

Раздел 2.
Закономерности развития и роста организма
В результате освоения обучающийся должен
уметь:
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;
- выделять этапы развития организма;
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- краткую характеристику возрастных периодов
6:


Тема 2.1.
Влияние факторов внешней среды
Содержание учебного материала
Факторы внешней среды, факторы риска, факторы, представляющие потенциальную угрозу, критические и сенситивные периоды развития.
1
2


Практическое занятие№3
Оценивание факторов внешней среды на развитие
2
3

Тема 2.2
Развитие организма

Этапы онтогенеза. Краткая характеристика возрастных периодов.
Понятия роста и развития, закономерности роста и развития: непрерывность, неравномерность, опережающее созревание жизненно важных систем, надежность, « энергетическое правило скелетных мышц» ,акселерация
1
2


Практическое занятие№4
Выделение этапов развития
2
3


Самостоятельная работа студентов.
Подготовка сообщения по теме «Влияние экологических факторов на развитие организма»
6
3

Раздел 3.
Возрастные анатомо-физиологические особенности
В результате освоения обучающийся должен
уметь:
- сравнивать значение эндокринных желез и их гормонов;
- анализировать возрастные особенности сенсорных систем;
- выделять особенности строения ЦНС;
- выделять механизм рефлекторной деятельности ЦНС;
- охарактеризовать возрастные анатомо-физиологические особенности
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;
- рефлекторный характер деятельности нервной системы;
- механизм образования навыков и привычек
34:


Тема 3.1.

Физиология нервной системы и ВНД


Содержание учебного материала
Общий план строения и значение нервной системы.
Основные свойства и функции нервной системы.
Рефлекс как основная форма нервной деятельности.
Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы: спинной мозг, головной мозг, организация коры головного мозга.
Условные и безусловные рефлексы, условия и механизм образования условного рефлекса, торможение, динамический стереотип, механизм образования навыков и привычек.
4
2


Практическое занятие№ 5
Выделение особенностей строения ЦНС
4
3


Практическое занятие№6
Выделение механизма рефлекторной деятельности ЦНС
2
3


Самостоятельная работа студентов
Подготовка сообщения «Возможности человеческого мозга»
8
3

Тема 3.2.
Влияние развития на поведение, работоспособность
Содержание учебного материала
Возрастная эндокринология: железы внутренней секреции, гормоны, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, половые железы.
Половое созревание: понятие о половом созревании, стадии полового созревания.
Адекватность поведения физиологическим нагрузкам ребенка.
2
2


Практическое занятие№7
Сравнение значения эндокринных желез и их гормонов
2
3


Самостоятельная работа студентов
Заполнение сравнительной таблицы «Стадии полового созревания»
3
3

Тема 3.3
Опорно-двигательный аппарат
Содержание учебного материала
Возрастные особенности строения и развития скелета и мышечной системы, возрастные особенности быстроты движений и выносливости, особенности реакции организма на физическую нагрузку в разные возрастные периоды, нарушения опорно-двигательного аппарата.
2
2

Тема 3.4
Пищеварительная система
Содержание учебного материала
Возрастные особенности строения и функции органов пищеварения, обмен веществ и энергии, возрастные особенности обменных процессов.
2
2

Тема 3.5.
Сердечно-сосудистая система и кровь
Содержание учебного материала
Кровь и её значение, система кровообращения, движение крови по сосудам, регуляция кровообращения и её возрастные особенности, возрастные особенности реакции сердечно- сосудистой системы на физическую нагрузку.
3
2

Тема 3.6
Дыхательная система
Содержание учебного материала
Возрастные особенности строения и функции органов дыхания, регуляция дыхания и её возрастные особенности.
2
2

Тема 3.7
Выделительная система
Содержание учебного материала
Возрастные особенности строения и функции почек, возрастные особенности строения и функции кожи.
2
2

Тема 3.8
Сенсорные системы
Содержание учебного материала
Возрастные особенности строения глаза, аккомодация и острота зрения, нарушения зрения; возрастные особенности органа слуха, нарушения слуха.
1
2


Практическое занятие№8
Анализ возрастных особенностей сенсорных систем
4
3


Практическое занятие№9
Характеристика возрастных анатомо- физиологических особенностей
2
3


Контрольная работа
2
2


Самостоятельная работа студентов
1.Систематизация учебного материала по теме « Сенсорные системы»
2. Составление тестов по теме « Процесс дыхания»
2
4
3

Раздел 4.
Основы профилактики инфекционных заболеваний

В результате освоения обучающийся должен
уметь:
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- сравнивать признаки распространенных детских заболеваний
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- основы профилактики инфекционных заболеваний
8:


Тема 4.1.
Эпидемиология и пути передачи инфекции
Содержание учебного материала
Задачи эпидемиологии, понятия о инфекции, дезинфекции.
Пути передачи инфекции.
Санитарно- эпидемиологический режим школы.
1
2

Тема 4.2.
Инфекционные заболевания
Содержание учебного материала
Понятие болезни, возбудители болезней.
Профилактика инфекционных заболеваний, вакцинация, значение иммунитета.
Воздушно- капельные инфекции.
Кишечные инфекции.
1
2


Практическое занятие№ 10
Сравнение признаков детских заболеваний
4
3


Практическое занятие№ 11
Проведение под руководством медработника профилактической работы
2
3


Самостоятельная работа студентов
Выполнение реферата по теме: Распространенные болезни современности»
7
3

Раздел 5.
Основы гигиены
В результате освоения обучающийся должен
уметь:
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников;
- анализировать выполнение гигиенических требований к помещениям и оборудованию ДОУ
В результате освоения обучающийся должен
знать:
- основы гигиены детей;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения
8:


Тема 5.1.
Гигиена учебно-воспитательного процесса
Содержание учебного материала
Основы гигиены.
Гигиена режима дня детей: воспитательное и оздоровительное значение режима дня, особенности режима дня в разных возрастных группах, гигиена сна.
Гигиена физиологических систем: гигиена зрения, гигиена слуха, профилактика нарушений опорно - двигательного аппарата, гигиена дыхания, гигиена кожи.
Гигиенические требования к зданию и помещениям: требования к планированию ДОУ, требованию к земельному участку ДОУ, особенности расположения групповых и других помещений, гигиенические требования к воздушной среде и тепловому режиму помещений.
Гигиенические требования к оборудованию и игрушкам : мебель и её использование, требования к оборудованию игральных, групповых, приёмных, туалетных и спальных комнат, требования к игрушкам, к детской одежде и обуви.

2
2


Практическое занятие№12
Обеспечение соблюдения гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания
4
3


Практическое занятие№ 13
Анализ выполнения гигиенических требований к помещениям и оборудованию ДОУ
2
3


Самостоятельная работа студентов
Оформление папки-ширмы «Одежда детей в групповой комнате и на прогулке»
2
3

Дифференцированный зачет

2


Всего:

102:
68:


В т.числе

Практ-36
Самост-34







1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека ( с возрастными особенностями детского организма). – М.: Академия, 2009. - 408с.
Федюкевич Н.И. Анатомия и физиология человека.- Ростов н/ Д: Феникс,2014.-510с. Дополнительная литература: 1.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Анатомия человека. В 2 книгах. – М.:Академия, 2007. – 386с ( 403с.)
2. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М.:Академия, 2009. – 372с. 3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Физиология. – М.:Академия, 2009. – 301с. 4.Кирпичев В.И. Физиология и гигиена подростка. – М.:Академия, 2008. – 269с.
Интернет - ресурсы
http://anatomy.ucoz.ru
http://anatom-samsmu.narod.ru
http://apen-edu.sfedu.ru 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, проверочных и контрольных работ, при проведении фронтальных опросов.
Освоенные умения, усвоенные знания
Форма контроля

У.1.Определять топографическое расположение и строение органов и частей тела
Практическое занятие

У.2.Сравнивать уровни организации организма;
Практическое занятие

У.3.Выделять этапы развития организма
Практическое занятие

У.4. Сравнивать значение эндокринных желез и их гормонов
Практическое занятие

У.5. Анализировать возрастные особенности сенсорных систем
Практическое занятие

У.6.Выделять особенности строения ЦНС
Практическое занятие

У.7.Выделять механизм рефлекторной деятельности ЦНС
Практическое занятие

У.8. Сравнивать признаки распространенных детских заболеваний
Практическое занятие

У.9.Охарактеризовать возрастные анатомо-физиологические особенности
Практическое занятие

У.10. Применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности
Практическое занятие

У.11. Оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте
Практическое занятие

У.12. Проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
Практическое занятие

У. 13Обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников
Практическое занятие

У.14Аанализировать выполнение гигиенических требований к помещениям и оборудованию ДОУ
Практическое занятие

З.1.Основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека
Терминологический диктант

З.2.Уровни организации живой системы
Фронтальный опрос

З.3.Основные закономерности роста и развития организма человека;
строение и функции систем органов здорового человека

Тестирование

З.4. Краткая характеристика возрастных периодов
Практическое занятие

З.5.Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека
Контрольная работа

З.6.Возрастные анатомо-физиологические особенности детей
Контрольная работа

З.7. Рефлекторный характер деятельности нервной системы, механизм образования навыков и привычек
Практическое занятие

З.8.Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение
Тестирование

З.9.Основы гигиены детей
Тестирование

3.10.Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза
Фронтальный опрос

З.11.Основы профилактики инфекционных заболеваний
Тестирование

З.12.Гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения
Проверочная работа





































13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 115