Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу: «Мультипликация» 2-4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняяобщеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета
«_____»_________20 г. Утверждаю
Директор школы__________(Т.Ф.Калужина)
Приказ №____ от «____»_________20 г.

Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу:
«Мультипликация»
2-4 класс
Антонюк Е. М., учитель математики
Тюменцево, 2016г.
Пояснительная записка
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Программа внеурочной деятельности «Мультипликация» составлена для реализации в МБОУ Тюменцевская СОШ во 2-3-х классах с учётом основных направлений модернизации общего образования, ФГОС НОО 2009 г., ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", статья 75.
При составлении программы были использованы рекомендации Е.Р. Тихоновой «Рекомендации по работе с детьми в студии мультипликации», детская киностудия «Поиск» г.Новосибирск 2011 г.; программа творческой деятельности для детей от 3-х до 16-ти лет «Дом мультфильмов», составители- педагоги студии «Поиск» Е.В.Глущенко, И.Г.Горина, Г.В. Абрамова.
Общие цели учебного предмета.
Мультипликация совмещает в себе несколько видов искусств: рисование, конструирование, лепка, музыкальное и литературно-художественное сопровождение, историю, фольклор, позволяющие развивать художественные навыки, актерское мастерство, режиссерские способности и др. творческие данные учащихся.
Цель программы внеурочной деятельности
Создание условий, обеспечивающих развитие творческой личности ребенка, способной к самоопределению и самореализации, через эстетическую, нравственную и духовную силу кинематографического искусства посредством создания авторской детской мультипликации с учётом их возможностей, способностей и состояния здоровья.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Срок реализации программы – один год. Занятия проходят 1 раза в неделю по 1 учебному часу – 34 часа в год.
УМК.
1.Сборник Полёт «Жар-Птицы» Горизонты мультипликационной педагогики. Составитель П.И.Анофриков. Редактор А.А.Мелик-Пашаев. Г.Новосибирск 2013год
Г. Уайтэкер, Д. Халас, «Тайминг в анимации», Лондон, 1981г.
У. Фостер ,«Основы анимации»,,Москва, «Астрель», 2000г.
М.Карлсон, «Создай свой пластимир», Ростов на Дону, «Феникс» 2009г.
3. М. Зейц, «Пишем и рисуем на песке», М. «ИНТ»., 2010г.
4. М.Саймон, «Как создать собственный мультфильм», Москва, «NT Пресс», 2006г
2. Планируемые результаты образования.
К концу обучения дети должны
Знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов и работе с инструментами и мультоборудованией;
- название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалов;
- способы соединения деталей из бумаги и картона (приклеивание внахлест и в торец, соединение проволокой, нитками);
- различные материалы - бумага, текстиль, пластилин и др.;
- различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и другие);
- основы анимации;
- основы технологии перекладной мультипликации;
- принципы работы аниматоров;
- профессиональные анимационные термины (монтаж, тайминг, раскадровка, фон, персонаж, сценарий и т.д.);
- компьютерные программы, применяемые для перекладной мультипликации.
Уметь:
- понимать рисунки, схемы, эскизы;
- определять название детали, персонажа и материал для ее изготовления;
- анализировать свойства материалов, подходящих для данной работы;
- определять порядок действий, планировать этапы своей работы;
- применять различные виды декоративного творчества в анимации (лепнина, сыпучие, рисунок и др.);
- пользоваться инструментами и графическими материалами (карандашами, гуашью, акварелью, тушью, кистью, палитрой, белой и цветной бумагой; перьями и палочками, стеками и др);
- различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
- передавать движения фигур человека и животных;
- решать анимационные задачи, пользуясь раскадровкой;
- проявлять творчество в создании своей работы;
- составлять сценарий, создавать раскадровку к мультипликационному фильму, анимировать героев, озвучивать.
Содержание учебного предмета, курса.
1. Введение (1 ч)
Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда. Правила поведения в студии. Знакомство со студией анимацией. Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Показ известных мультфильмов.
2. История анимации. Разновидности анимации. Выполнение простых анимационных упражнений. ( 15 ч)
Анимационная деятельность детей имеет огромный потенциал и может иметь различные акценты в своей реализации. В этом разделе дети знакомятся с творчеством известных классиков анимации, с различными техниками анимации, снимают маленькие мультфильмы-этюды. Это даёт им возможность выбрать для своего авторского мультфильма - технику.
Виды анимационных техник:
Стоп моушен- оживление предметов, предметная анимация.
Перекладочная рисованная анимация.
Самая простая анимационная техника, позволяет избежать сложных процессов прорисовки, заливки и фазовки . В тоже время обладающая широчайшими возможностями. Доступна и понятно ребенку, потому что позволяет ему работать не с абстрактными предметами и явлениями, а с марионеткой. С помощью красок, карандашей, фломастеров, мелков, угля дети рисуют персонажей, фон отдельно, происходит съемка различных объектов и получается анимационный фильм.
Перекладочная пластилиновая анимация.
Пластилин очень благодарный материал, даже самая простая поделка в анимации может выглядеть эффектно. Пластичный и смешиваемый позволяет делать перевоплощения и превращения. Позволяет имитировать различные фактуры и поверхности. Изготовление сказочных героев из пластилина, покадровая съемка сказочных героев в движении.
Объёмная пластилиновая анимация.
Одна из самых сложных техник. Завлекает и завораживает зрителя. Позволяет создать красивые декорации. Персонаж может крутиться и вращаться вокруг своей оси без использования подменок.
Оживающие фоны.
Создание оживающего фона задает атмосферу, настраивает зрителя. Позволяет участникам привыкнуть к технологическим особенностям создания фона,
позволяет малыми силами создавать эффектные переходы в сценах. Можно настроить детей на изучение конкретных тем в игровой форме. С помощью красок, акварели, гуаши и туши дети рисуют на стекле или бумаге под камерой, происходит съемка различных объектов и получается анимационный фильм в определенной последовательности рисунка.
Кофейная-сыпучая анимация.
Красивая техника, завораживающая, позволяет создавать как абстрактные так и довольно реалистичные картины. Задает таинственную мистическую атмосферу. Позволяет работать с символами, картинами. Серия картин связанных переплывами способна превратиться в полноценный маленький фильм. В данной технике анимации используются сыпучие экологические материалы – порошок, песок, разные крупы, соль, чай, кофеин др. Вырисовывается любой рисунок и снимается по кадрам.
3. Этапы создания мультфильмов. (18 ч)
Литературная часть. Поиск идеи. Составление истории, сюжета, сценария. Знакомство с этапами развития сюжета (экспозиция, завязка,  развитие действия и кульминация, развязка и эпилог). Литературный сценарий( что снимаем), режиссёрский( как снимаем).
Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории, необходимой по сценарию.
Актёрско-режисёрская часть. Проигрывание истории вживую( дети исполняют роли мультяшных героев, обращая внимание на выразительность мимики и пластики героев).
Раскадровка. Составление раскадровки. Разделение фильма на эпизоды. Картинка эпизода. План, которым снимается эпизод( дальний, общий, средний, крупный, сверхкрупный, деталь).Описание действия, происходящего в эпизоде. Описание звука в эпизоде. Время эпизода. Описание техники анимации, применяемой в эпизоде.
Озвучивание. Составление фонограммы. Запись речи. Подбор музыки, шумовых эффектов. Расчёт фонограммы по времени.
Съёмочная. Предварительные этюды на движение героев, подготовка к съёмкам героев, фонов, выбор техники анимации, съёмки фильма по эпизодам.
Монтаж. Сведение видеоряда и звукоряда. Обработка. Составление титров.
Просмотр и обсуждение. Просмотр и анализ собственных мультфильмов. Выявление достоинств, недостатков, ошибок, удачных находок. Далее проводится подготовка к празднику и праздник «День рождения мультика».
Тематическое поурочное планирование

урока Наименование раздела программы, тем уроков Кол-во
часов
1. Введение (1 ч)
1
Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда. Правила поведения в студии.
Знакомство со студией анимацией. Знакомство с оборудованием, материалами, инструментами. Показ известных мультфильмов. 1
2. История анимации. Разновидности анимации. Выполнение простых анимационных упражнений. (15 ч)
2 Общие сведения об истории анимации 1
3 Стоп моушен- оживление предметов, предметная анимация 1
4 Стоп моушен- оживление предметов, предметная анимация 1
5 Перекладочная рисованная анимация 1
6 Перекладочная рисованная анимация 1
7 Перекладочная рисованная анимация 1
8 Перекладочная пластилиновая анимация 1
9 Перекладочная пластилиновая анимация 1
10 Объёмная пластилиновая анимация 1
11 Объёмная пластилиновая анимация 1
12 Объёмная пластилиновая анимация 1
13 Оживающие фоны. 1
14 Оживающие фоны. 1
15 Кофейная-сыпучая анимация 1
16 Кофейная-сыпучая анимация 1
3. Этапы создания мультфильмов. (18 ч)
17 Литературная часть. Составление истории, сюжета, сценария. Знакомство с этапами развития сюжета 1
18 Литературная часть. Составление истории, сюжета, сценария. Знакомство с этапами развития сюжета 1
19 Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории. 1
20 Изобразительная часть. Изготовление героев, фонов, бутафории. 1
21 Актёрско-режиссёрская часть. Проигрывание истории вживую 1
22 Актёрско-режиссёрская часть. Проигрывание истории вживую 1
23 Раскадровка1
24 Раскадровка1
25 Раскадровка1
26 Озвучивание. 1
27 Озвучивание. 1
28 Съёмочная часть. 1
29 Съёмочная часть. 1
30 Съёмочная часть. 1
31 Монтаж. 1
32 Просмотр и обсуждение. 1
33 Подготовка к Празднику «День рождения мультика». 1
34 Праздник «День рождения мультика». 1
Лист внесения изменений и дополнений

п/пДата Характер изменений Реквизиты документа, которым закреплено изменение Подпись сотрудника, внесшего изменения