Конспект урока математики Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд вида 246 + 342, 588 – 246.
Разработка открытого урока по математике 12.12.2016 г.
Класс: 3 «А»
Учитель: Доценко Т.А.
Тема: Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд вида 246 + 342, 588 – 246.
Цель:
Продолжать формировать умение записывать и находить значения суммы и разности в столбик (без перехода через десяток)
формирование умения использования в вычислениях письменного приема сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд.
Задачи:
закрепить умение пользования алгоритмом письменного сложения и вычитания трехзначных чисел без перехода через разряд;
формировать умение записи письменных вычислений числовых выражений в 3 действия;
совершенствование умений решать составные задачи на нахождение вычитаемого, третьего слагаемого;
развивать умение применять алгоритмические предписания, правила и образцы на математическом материале;
формировать умения использовать технику практических вычислений, рационально сочетая устные и письменные вычисления;
воспитывать аккуратность при выполнении письменных работ.
Ход урока:
1.Организационный момент. Создание психологического комфорта.
Здравствуйте, ребята. Я вижу ваши сияющие лица. Это говорит о вашем хорошем настроении, значит, урок у нас будет удачным.
Звенит звонок веселый,
Зовет нас на урок.Такой порядок в школе,
Не забывай дружок!
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подравнялись.
Поздоровались с гостями.
Тихо сели за свой стол.
2.Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по морю Знаний.
- А на чём поплывём, вы скажете, отгадав загадку:
Волны носом рассекаю,
Все дороги в море знаю,
Из одной страны в другую
Без колёс людей везу я. (На корабле.)
- Вот и наш корабль.
- Для того чтобы плавание было удачным, необходимо соблюдать следующие условия:
на уроке быть внимательными,
работать активно,
не бойтесь ошибиться!
Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает.
А на корабль лентяев не берут!
- Перед вами карта нашего путешествия.
Мы побываем на острове Считай, смекай, на земле Задачи, в Геометряндии,
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас.
Пожелаю вам удачи.
Что ж, ребята, в добрый час!
I. Минутка чистописания.
- Но сначала откроем свои бортовые журналы (тетради), запишем дату нашего путешествия. (8 декабря. Классная работа.)- Какой завтра день недели? А какое число? (9). Моряки с опасением относились к цифре 9. Считали, что это знак предстоящих трудностей. Но мы трудностей не боимся!
- Используя цифру 9, запишите самое большое трёхзначное число. (999)
Образец написания цифры 9
- Дайте характеристику числа 999.
(Это число натуральное, трёхзначное, нечётное, состоит из 9 сотен, 9 десятков, 9 единиц, соседи 998 и 1000.)
- Запишите число 999 в виде суммы разрядных слагаемых.
999 = 900 + 90 + 9
II. Устный счёт.
Дидактическая игра “Солнышко”
- Но что мы видим? Тучи сгустились на небе, море штормит. Мы не можем в такую погоду отправиться в путь. Это очень опасно. Давайте поможем солнышку разогнать тучи.
- Молодцы! С заданием справились! Солнышко ярко светит, море успокоилось. Можно отправляться в путь. (Сигнальные карточки: зеленый – согласен, красный не согласен)
3. Сообщение темы и цели урока.
- Посмотрите на числа на рыбках и назовите наибольшее число. (246)
- Назовите числа в порядке убывания. (246, 236, 226, 216)
Расставить числа по ходу ответов.
226
216
246
236
- Какую закономерность вы наблюдаете? (Числа уменьшаются на 10)
- Назовите следующее число за числом 216. (206)
- Расскажите, что вы знаете о числе 206? (Натуральное, трехзначное, четное, состоит из 2 сотен, 6 единиц, предыдущее – 205, последующее – 207)
- Увеличьте 206 на 50. (256)
- Уменьшите 206 на 100. (106)
- На сколько 206 меньше, чем 226? (На 20)
- На сколько 206 больше, чем 200? (На 6)
- Что общего у этих чисел? (они трехзначные)
- С какими числами мы будем работать на уроке? (с трехзначными)- Что вы умеете делать с ними? (Читать, записывать, сравнивать, складывать, вычитать, …)- Посмотрите, здесь есть еще две звезды!
Прикрепить звезду со знаком «-» и «+»
- Уточните, чему будет посвящен урок? (Вычитанию и сложению трехзначных чисел)
4.Работа по теме урока:
Наш корабль причалил к берегу страны «Считай, смекай.»Моряки получат индивидуальное задание (Работа по карточкам.)
- Вспомните алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел.
На доске появляется алгоритм:
- Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
- Сложение (вычитание) в столбик начинаем с разряда единиц.
- Складываю (вычитаю) единицы. Результат пишу под единицами.
- Складываю (вычитаю) десятки. Результат пишу под десятками.
- Складываю (вычитаю) сотни. Результат пишу под сотнями.
ОТВЕТ: …
Взаимопроверка. (ответы на доске)
Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки. Замечательно, вы на пути к острову хорошей отметки. Я предлагаю показать и доказать свои знания.
- Решите пример: 457+521, записав его в столбик.
Один ученик решает пример у доски (с объяснением), остальные в тетрадях.
(Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Начинаю складывать с единиц. Складываю единицы 7ед + 1ед = 8 ед, пишу под единицами. Складываю десятки: 5д + 2д = 7д, пишу под десятками. Складываю сотни: 4с + 5с = 9с, пишу под сотнями. Ответ: 978.
Проверка (2 ученика): 978 - 457, 978 - 521
- Вы отлично справляетесь с вычитанием и сложением трехзначных чисел.
- На нашем пути горы, а это значит, что мы будем преодолевать препятствия, решать более сложные задания.
Работа с учебником
стр. 134 № 4.
Укажи порядок действий и найди значения выражений, выполняя действия в столбик. (3 ученика)
(869 - 213) + (657 - 235) =
Физкультминутка.
- Течением наш корабль занесло на остров Перемены, где мы немного отдохнём.
- Я буду показывать примеры, а вы числом движений дадите ответ.
Столько раз ногою топнем - 12 : 3,
Столько раз руками хлопнем - 20 : 4,
Мы присядем столько раз - 21 : 7,
Мы наклонимся сейчас - 18 : 9,
Мы подпрыгнем ровно столько - 12 : 2.
Ай да счёт! Игра и только!
- Отдохнули и снова в путь!
- Подплываем к земле Задачи.
Устно:
Рыба-меч живёт 6 лет, а дельфин – 26 лет. На сколько лет дольше живёт дельфин, чем рыба-меч?
26 – 6 = 20 (л.)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Меч-рыба - одна из самых больших и быстроходных рыб. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток. Длина тела до 4-4,5 м, весит до 500 килограммов. На хвосте у неё большой полулунный плавник, а тело голое, без чешуи. При плавании может развивать скорость до 130 км/ч.
Дельфин - это морское млекопитающее, относящееся к отряду китообразных. Они могут развивать скорость до 50 км/ч и выпрыгивать из воды на высоту до 5 м. Дельфины живут в стаях. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко ее ловят. Нередко мореходы видят, как дельфины спасают тонущих пловцов, выталкивая их на поверхность, чтобы те не захлебнулись.
Масса атлантического осетра 320 кг, а щуки в 8 раз меньше. Сколько килограммов весит щука?
320 : 8 = 40 (кг)
Сообщения учащихся, подготовивших сведения из дополнительных источников.
Атлантический осётр может достигать длины более 3 м и массы свыше 300 кг. Максимальный зарегистрированный возраст — 48 лет. Этот вид занесён в Красную книг, считается под угрозой полного исчезновения.
Щуки могут достигать 180 см в длину и 47 кг веса, хотя встречаются и более крупные экземпляры. Продолжительность жизни отдельных особей может доходить до 30-35 лет. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и острые зубы, типичные для хищных рыб. При помощи зубов щука лишь удерживает добычу, не пережевывает её, а проглатывает целиком. Окрас щуки — серо-зелёный в крапинку.
стр. 134 № 1(1)
Решение задачи (составная задача на нахождение вычитаемого). Решение записывается в столбик.
Было - ? к., 132 к. и 224 к.
Подарил - ? к..
Осталось – 242 к.
132 + 224 = 356 (к.) – было.
356 – 242 = 114 (к.) – осталось.
Ответ: 114 календариков Денис подарил другу.
5. Работа с геометрическим материалом.
- Мы у берегов острова Геометряндия.
На этом острове живут различные геометрические фигуры. А вот о какой из них пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку.
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
Ребята, оказывается путь, который мы с вами преодолели, на карте можно изобразить в форме треугольника (к островам прикрепляются отрезки) со сторонами: 324 км, 451 км, 213 км. Сможем ли мы измерить длину всего пути, что для этого надо сделать? (Найти сумму длин сторон треугольника, т.е. найти периметр)
Учитель предлагает сложить 3 слагаемых, записав выражение в столбик. (1 человек у доски, остальные в тетради)
6. Выставление оценок.
7. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться домой. Благодаря дружной и слаженной работе нашей корабельной команды, мы снова на родной земле.
- Что нового вы узнали, путешествуя по морю Знаний?
- Где и как вы можете применить полученные на уроке знания?
- Что больше всего запомнилось, понравилось?
8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке:
•Если вы полностью довольны уроком, считаете, что отлично поняли тему урока, прикрепите под кораблем рыбку зелёного цвета.
•Если вы довольны своей работой на уроке, но могли бы работать активнее, прикрепите под кораблем рыбку голубого цвета.
•Если вы ничего не поняли на уроке, и вам понадобится помощь учителя, чтобы он опять объяснил тему урока, прикрепите под кораблем рыбку красного цвета.
9. Домашнее задание.