Конспект урока Либеральные реформы Александра I
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №10
КОНСПЕКТ УРОК ПО ИСТОРИИ РОССИИ
8 КЛАСС
Тема:
«Либеральные реформы Александра I»
Учитель истории и обществознания
МБОУ лицея №10 г. Ставрополя
Ерёмина Наталья Владимировна
Ставрополь,
2013-2014
Тема урока: Либеральные реформы Александра I
Тип урока: систематизации новых знаний.
Вид урока: нетрадиционный.
Цели и задачи урока :
Образовательные:
· умение работать с терминами и понятиями; · развивать навыки работы с картой;· определять причинно-следственные связи;
Развивающие: · самостоятельно анализировать текст, делать выводы. · развивать логическое мышление, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:· воспитывать интерес к историческому прошлому. · воспитывать мотивацию к учебной деятельности, самостоятельность;
Основные понятия: цензура,
Наглядно-демонстрационные материалы: интерактивная доска, компьютер, презентация, слайды.
Вводная часть:
Организационный момент.
Актуализация предварительных знаний.
План урока:
Вступление на престол.
Реформы Негласного комитета.
Реформы государственной власти и проект конституции М.М. Сперанского.
Ход урока
Проверка домашнего задания:
1. Исходя из выполненного задания (заполнение таблицы «Уровень модернизации России к началу 19 века») ответьте на вопрос: началась ли в России модернизация?
2. Определите по карте, из каких регионов состояла российская империя? Какие народы ее заселяли, какие религии они исповедовали? Можно ли считать центр российской империи метрополией, а ее окраины – колониями? В чем различие России от европейских колониальных имеприй?1. Актуализация знаний учащихся.
Александр I о монархии:
«Возможно ли одному человеку управлять государством, а тем более изменить укоренившиеся в нем злоупотребления? Это выше сил даже самого умного человека...» «Наследственная монархия - установление нелепое и несправедливое». «Верховная власть должна быть вверяема не вследствие случайности рождения, а по голосованию народа»
Судя по этим высказываниям, взгляды Александра I можно характеризовать как либеральные или как консервативные?
Князь А. Чарторыйский об Александре I:
«Император любил внешние формы свободы, как можно любить представление... Он охотно согласился бы, чтобы каждый был свободен, лишь бы все добровольно исполняли одну только его волю».
С точки зрения Чарторыйского, Александр I либерал или консерватор? Итак, мы должны выяснить:
Александр I - либерал или консерватор?
Ребята, давайте вначале поговорим о личности самого Александра, как будущего наследника престола. Выслушивается ученическое сообщение.
Вывод сообщения: император Александр I пришел к власти в итоге последнего дворцового переворота в России.
Используя текст §1 пункт 2, ответьте на вопрос в своих тетрадях:
какие реформы проводились в начальной стадии царствования Александра I? Ответ можно составить в виде схемы. Пример:
Как вы думаете, почему крестьяне не хотели получать свободу по «Указу о вольных хлебопашцах»?
Каковы были последствия введения «мягкой цензуры» - «Устав о цензуре»?
Вывод по второму пункту:
Реформы первых лет царствования Александра I способствовали оживлению процессов модернизации.
Используя текст §1 пункт 3, изучите схему проекта государственного устройства М.М. Сперанского на основании проекта Конституции «Введение к уложению законов Российской империи»:
Фактическое претворение в жизнь проекта государственного обустройства
Почему не был претворены в жизнь проект Конституции М.М. Сперанского и почему проект государственного устройства Александр I вводит только частично?
Какова была реакция общества на проекты реформ М.М. Сперанского?
Как вы проясните слова Александра I: - «Если бы у тебя отсекли руку, ты наверное кричал бы и жаловался, что тебе больно; у меня прошлой ночью отняли Сперанского, а он был моей правой рукой»?
Чем и какими действиями вам понравилась личность М.М. Сперанского?
Вывод: реформы Александра I – создание системы образования, ослабление цензуры, Указ о вольных хлебопашцах, перемены в государственном аппарате – сохранили самодержавие, крепостное право и сословный строй. Проект Конституции России М.М. Сперанского не был реализован.
Как в итоге вы ответите на главный вопрос:
Александр I - либерал или консерватор? (Обсуждение в классе)
Закрепление урока: короткий опрос пройденной темы.
Итог урока и домашнее задание:
Изучить §1 стр. 23-32, уметь отвечать на вопросы на стр. 32. Подготовиться к уроку §2.
1. Составьте список личных качеств Александра I. Какие из них способствовали тому, чтобы этот государь стал либеральным реформатором?
2. Почему многие современники разделяли мнение А.С. Пушкина, который назвал первые годы правления Александра I «дней Александровых прекрасное начало»? Свою точку зрения подтвердите фактами.
3. С помощью фактов определите, какое правление установилось в России в ходе либеральных реформ Александра I: абсолютная или конституционная монархия. Какие проекты Сперанского могли, на ваш взгляд, благоприятно воздействовать на управление государством? Почему, по вашему мнению, они не были претворены в жизнь?
4. Опишите спор двух дворян начала XIX века. Отец - старый боевой офицер, которого еще императрица Екатерина II произвела в полковники. Он владеет сотнями крепостных, живет в деревне и получает хороший доход. Сын - молодой человек, увлекающийся сочинениями французских просветителей, поступил учиться в Московский университет на юридический факультет. Как, на ваш взгляд, каждый из них будет относиться к реформам Александра I, как будет защищать свою позицию?
5. Составьте таблицу «Преобразования Александра I в 1801-1811 годах».
В экономике
В делении общества
В политике
В культуре
Какие государственные шаги Александра 1 свидетельствуют о его политических взглядах?
Произошли или нет существенные изменения в данной сфере жизни общества?
15