Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.
Учебный курс: История России XIX в. 8 класс.
Автор разработчик учебной программы: А.А. Данилов.
Тип урока: Изучение нового материала
Вид урока: Смешанный
Тема урока: «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.»
Цель урока: Раскрыть основные положения реформ.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с либеральными реформами 60-70-х гг. XIX в., дать им характеристику
Развивающие:
- развивать навыки работы с текстом учебника;
- формирование умения отвечать на вопросы по тексту учебника;
- обобщать материал, выделять главное.
Воспитательные:
- внести вклад в воспитание у учащихся интереса к изучению истории России
Средства обучения: История России XIX век. 8 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М., Просвещение, 2014; раздаточный материал – таблицы для заполнения, тесты для проверки домашнего задания.
Методы и методические приемы, используемые на уроке: монологический, эвристический, объяснительный, частично поисковый.
Основные понятия: земство, куриальная система выборов, имущественный ценз, возрастной ценз, гражданское общество, правовое государство, суд присяжных, мировой суд, всеобщая воинская повинность, апелляция.
Основные даты: 1 января 186 г., 1870г, ноябрь 1864 г.
План урока.
1.Организационный этап.
2. Актуализация знаний по теме «Крестьянская реформа 1861 г.».
3. Изучение нового материала - «Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.»
1) Реформы местного самоуправления (земская реформа, городская реформа)
2) Судебная реформа – 1864 года.
3)Военная реформа.
4. Закрепление материала
5. Домашнее задание.
Ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный этап.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Отметка отсутствующих.
Приветствие, готовность к уроку.
Запись числа в тетрадь.
2
Актуализация знаний
Ребята, на проверку домашнего задания необходимо решить тест.
Решают тест (Приложение 1)
3
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о тех изменениях, которые произошли после отмены крепостного права.
Итак, тема сегодняшнего урока
«Либеральные реформы 60-70-х гг. XIX в.»
Вспомните из предыдущего материала что такое реформа?
Рассказ учителя.
После отмены крепостного права потребовалось проведение целого ряда других преобразований. Одной из важнейших реформ Александра Второго стало создание органов местного самоуправления – земств. Создавая местные органы самоуправления, правительство надеялось на то, что их деятельность сможет отвлечь наиболее активную часть общества « от политических мечтаний», заставит заниматься конкретными делами.
В ходе изучения материала мы будем заполнять схемы, которые лежат у вас на парте.
1.Реформы местного самоуправления.
Земская реформа
1 января 1864 г. императорским указом вводилось « Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое предусматривало создание в губерниях и уездах новых выборных органов местного самоуправления – земств.
Теперь с помощью учебника заполняем табличку «Земская реформа» (Приложение 2)
Правом голоса пользовались только мужчины. Избиратели делились на три курии - земледельцев, городских избирателей, выборных от сельских крестьянских обществ.
Давайте посмотрим, кто входил в каждую курию.
Теперь давайте посмотрим, на какие органы делились земские органы и в чем их суть.
Какой круг вопросов решали земские учреждения? И какова была материальная основа земств?
Вывод: Земская реформа имела недостатки, прежде всего, непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы строились по сословному признаку. Распределение по куриям давало значительные преимущества дворянам. За годы своего существования земства подняли уровень образования и здравоохранения. Улучшили дорожную сеть и расширили помощь крестьянам.
Городская реформа
В 1870 году была проведена городская реформа, которая заменила прежние сословные городские думы всесословными выборными городскими учреждениями – городскими думами и городскими управами.
Прочитайте, кто пользовался правом выбора и заполните первую часть схемы.
Какими вопросами ведало городское общественное самоуправление?
Вывод: Городская реформа была шагом вперед в деле городского самоуправления. Она способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления, что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.
Судебная реформа
В ноябре 1864 года были введены новые судебные уставы. Новый суд - строился на принципах буржуазного права:
- равенства всех сословий перед законом
- гласность суда
- независимость судей
- состязательность некоторых судебных органов.
По новым судебным уставам были созданы две системы судов – мировые и общие.
Рассказ учителя о мировых судах.
Общий суд делился на окружные суды и судебные палаты.
Найдите в учебнике, чем занимались окружные суды, а чем судебные палаты.
Как вы поняли, что такое апелляции?
Апелляция обжалование решения суда в более высоком судебном органе с целью пересмотра этого решения.
Военная реформа.
Рассказ данного пункта учителем.
Фиксирование основных моментов в тетрадь.
Записывают тему урока в тетрадь.
Реформа – преобразование, вводимое законным путем.
Реформа - преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни
Записывают дату в тетрадь.
По ходу изучения записывают материал в таблицу.
Ищут в учебнике, кто относился к каждой курии, и фиксируют в схему.
Исполнительные, распорядительные. Вписывают в схему.
Строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, развитие местной торговли
Материальная основа – налог, которым облагается недвижимое имущество.
Заполнение схемы «Городская реформа»
(Приложение 3)
Читают и заполняют схему.
Благоустройство города, развитие местной торговли и промышленности. Фиксируют все в схему.
Заполнение схемы «Судебная реформа» (Приложение 4)
Читают и заполняют схему.
Апелляция – обжалование решения суда.
Запись определения в тетрадь.
Военная реформа под руководством Д.А.Милютина.
- Реформирование военно-учебных заведений.
- всесословная воинская повинность
- отменены телесные наказания
- перевооружение армии и флота
5.
Закрепление материала.
Работа с документом в конце параграфа «О новом суде»
Читают, отвечают на вопросы.
6.
Домашнее задание
Выучить первую часть параграфа, повторить схемы, знать определения и даты.
Записывают задание в дневник.
Приложение 1.
Тест по теме «Крестьянская реформа 1861 г.»
1. Когда впервые Александр II заговорил об отмене крепостного права?
А) 30 марта 1856 г.
Б) 15 февраля 1858 года
В) 19 января 1560 г.
2. 3 января 1857 года был(о) обнародован(о):
А) Министерство по земельному делу;
Б) Секретный комитет
В) Комиссия по разработке законопроекта об отмене крепостного права
3. Кто привёз императору адрес от дворян Виленского, Ковенскогои Гродненской губерний?
А) П.И. Игнатьев
Б) В.И. Назимов
В) Я.И. Ростовцев
4. Письмо монарха к подданному называется:
А) рескрипт
Б) манускрипт
В) петиция
5. Кто был назначен председателем Главного комитета?
А) великий князь Константин Николаевич
Б) Сам Александр II
В) Н.А. Милютин
6. Какой гос. орган занимался рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами?
А) министерства
Б) Редакционные комиссии
В) Государственный совет
7. Временнобязанными назывались:
А) помещики, которым крестьяне должны были платить деньги за пользование землёй
Б) крестьяне, которые должны были платить за землю помещику
В) солдаты, которые служили в царской армии
8. Какого положения не было в данном документе?
А) крестьяне объявлялись свободными
Б) наделялись гражданскими правами
В) получали землю в неограниченно количестве и бесплатно
9. Часть находившихся в пользовании крестьян земель, отрезанных после реформы в пользу помещика, если надел превышал установленную норму, называется:
А) прирезок
Б) отрезок
В) дарственный надел
10. Написать дату отмены крепостного права.
Приложение 2 .
Приложение 3
«Городская реформа»
право голоса у мужчин три курии
владельцы крупных мелкие налогоплательщики остальные налогопл.
предприятий
Городские учреждения
Городские думы Городские управы
Приложение 4
«Судебная реформа»
суды
мировые общие
окружные суды судебные палаты
мелкие уголовные
и гражданские дела уголовные и гражд.
апелляции
Недостатка реформы
непоследовательно выдержан принцип всесословности. Выборы фактически строились по сословному признаку. Преимущества у дворян. Круг решаемых вопросов ограничен.
Преимущества реформы
поднят уровень образования и здравоохранения, улучшена дорожная сеть и расширена агрономическая помощь крестьянам.
Право голоса у мужчин
Избиратели делились на 3 курии
Землевладельцы
Городские избиратели
Сельские крестьянские общества
Имущественный ценз: владельцы 200 десятин земли или имущества не менее 15 тыс. руб.
Имущественный ценз: Купцы с годовым оборотом не менее 6 тыс. руб. или недвижимости от 600 руб. до 3,6 тыс. руб.
многоступенчатые:сельский сход – волостной сход – выборщики – уездные органы управления - губернские органы управления
Земские органы
Распорядительные
Исполнительные
Круг вопросов: строительство путей сообщения, сооружение и содержание школ, больниц, развитие местной торговли и промышленности.
Материальная основа деятельности земств – специальный налог, которым облагалось недвижимое имущество
15