«Использование активных форм и методов обучения на уроках русского языка и чтения с целью формирования базовых учебных действий».+ урок русского языка во 2 классе
Тема: «Использование активных форм и методов обучения
на уроках русского языка и чтения с целью формирования
базовых учебных действий».
Автор: Заборских Елена ДмитриевнаМесто работы: КОГОБУ ШИ ОВЗ
пгт Опарино
Должность: учитель
Стаж работы: 33 года
e-mail: zaborlen@mail.ru2017 год, пгт Опарино
Актуальность.
Каждый учитель задает себе вопросы: «Как сделать эффективным процесс обучения?», «Какие формы и методы применить на уроке? » Остановлюсь на словах детского писателя Б. Житкова: «Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно, победно». Это слова об атмосфере на уроке, о состоянии души ребёнка. Что может предпринять учитель, чтобы на урок каждый ученик шёл, как на праздник, чтобы загорались глаза, пусть от маленьких, но открытий.
Введение.
Внедрение современных образовательных технологий организации образовательного процесса становится необходимым условием при введении ФГОС. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, когда главной целью становится развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью нового стандарта являются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть ученик, обучаясь в школе. Сегодня от человека требуются умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить решения сложных вопросов, уметь налаживать коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным человеком. Для этого приоритетным становится применение развивающих технологий обучения, использование системно - деятельностного, компетентностного подхода, активных методов обучения. Работая в классе с учащимися с ОВЗ, мне пришлось столкнуться с целым рядом проблем:
низкая мотивация к изучению русского языка
неспособность перенести знания и умения с одного учебного предмета на другой;
отсутствие навыков работы в команде, группе, паре.
Теоретическая часть.
Жизнь сегодня требует от человека самостоятельности в принятии решений, смелости в принятии личной ответственности за свои поступки. Сама жизнь диктует необходимость замены послушного исполнителя, на его активное участие в образовательном процессе.
Долгие размышления привели меня к тому, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Моё внимание привлекли активные методы обучения (АМО). При применении АМО на уроках показали результативность, т.к. повышается мотивация учащихся, уроки проходят плодотворно при тесном сотрудничестве учеников и учителя, растет интерес к выполнению домашних заданий.
Перед собой я поставила ряд задач:
провести анализ педагогической литературы по применению активных методов обучения, изучить передовой опыт.
формировать и развивать учебные действия учащихся, через использование активных методов обучения на уроках русского языка и чтения через системно-деятельностный и дифференцированный подход.
сформировать базу методических и дидактических разработок, материалов для применения в своей педагогической деятельности.
Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
В современном понимании процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителями и учениками с целью приобщения к определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям.
Активный метод – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при котором учитель и ученики взаимодействуют друг с другом в ходе занятия и ученики здесь не пассивные слушатели, а активные участники. Здесь учитель и ученики находятся на равных правах и активные методы больше предполагают демократический стиль. Однако, существуют ещё интерактивные методы, и их можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод – означает находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо, а именно, не только с учителем, но и друг с другом и на большую активность учащихся в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей занятия. Учитель также разрабатывает план занятия (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал). Следовательно, основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя, их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Таким образом, активные методы обучения – это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).
Выделяют три уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:
• принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
• достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
• самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей.
Активные методы обучения побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.
Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.
Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.
В результате исследования исследователи пришли к выводу:
То, что мы читаем, запоминается на 10%.
То, что мы слышим, запоминается на 20%.
То, что мы видим, запоминается на 30%.
То, что мы видим и слышим, запоминается на 50%.
То, что говорим, запоминается на 70%.
То, что мы говорим и делаем, запоминается на 90%.
!Восприятие слов.Иллюстрация.Фильмы, выставки, экскурсии.Участие в дискуссиях.Имитацияучастия в реальном процессе. запоминаниесловеснаярасшифровка20% то, что слышим10% то, что читаем30% то, что видим50% то, что видим и слышим70% то, что говорим90% то, что говорим иделаемвизуальнаярасшифровкавосприятиеи участиедеятельность вовлечённость учащихся в процесс познания
Вывод: лучшее запоминание учебного материала происходит, когда учащиеся сами делают и проговаривают свои действия.
Во втором классе на уроке чаще всего применяю игровые методы. Игровые методы:
Педагогические игры - достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.
Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Педагогические игры достаточно разнообразны по:
- дидактическим целям;
- организационной структуре;
- возрастным возможностям их использования;
- специфике содержания.
По характеру педагогического процесса бывают:
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- познавательные, воспитательные, развивающие;
- репродуктивные, продуктивные, творческие;
- коммуникативные, диагностические, профориентационные и другие.
По характеру педагогические игры делятся на:
- предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации.
Заключение.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило мне сделать вывод о том, что преимущество всех рассмотренных мной методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Использование активных методов обучения на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Активные методы обучения позволяют в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. И ещё, параллельно с обучением и воспитанием, применение активных методов обучения в образовательном процессе обеспечивает решение образовательных задач. К ним также относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества, умения приготовить сообщения и ставить задачи, умение выслушивать мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др.
Я считаю, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они могут быть включены в реальный педагогический процесс. На своих уроках я всё чаще и больше использую активные методы обучения и вижу оживление и радость в глазах учащихся.
Список использованной литературы.
Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В.П.Беспалько. - М.: Издательство ИРПО МО РФ, 1995.
Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. - М.:ВЛАДОС, 2004.
Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие / В. С. Кукушин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
Орлов, А.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб.- метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.А. Орлов.- М.: Академия, 2004.
Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002.
А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская « дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы».
Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002
Брушменский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М., 2003.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 1960.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики./Педагогическая академия 2011.
Урок русского языка во 2 классе
Тема: «Слова, обозначающие предметы
и отвечающие на вопросы кто? что?»Подготовила и провела: Заборских Е.Д.,учитель начальных классов
Цели и задачи:
1.Учить различать названия предметов по вопросам кто это? что это?, формировать умение правильно употреблять слова, отвечающие на вопросы кто? что? в предложении.
2.Развивать логическое мышление, внимание, обогащать словарный запас, корригировать грамматический строй речи.
3.Воспитывать мотивацию к учению, адекватную самооценку.
Оборудование: учебник, смайлики, словарные слова, схемы-опоры, круг со словами.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечания
1.Организационный момент. Приветствие учащихся учителем.
Проверяет готовность учащихся к уроку и даёт задание.
-Сядет тот, кто назовёт слово, обозначающее предмет. их ответное слово.
Учащиеся называют предмет и садятся за парту. Этот этап мобилизует учащихся для дальнейшей работы на уроке, быстро включает в тему.
2.Актуализация опорных знаний учащихся
- Вспомните, как называется тема, по которой мы работаем на уроке русского языка.
- Над какой проблемой мы работали на прошлом уроке?
-Опираясь на схемы-опоры сформулируйте правило, к которому мы пришли на прошлом уроке. - Слова. обозначающие предмет и отвечающие на вопрос кто? что?
-Учились делить слова на группы по вопросам кто? что?
-О людях и животных спрашивают кто? Об остальных предметах- что? Опора активизирует память учащихся .3.Целеполагание -Сегодня мы продолжим изучение темы « Слова, отвечающие на вопрос кто? что?»
-На какой ступени лестницы знаний мы находимся?
-Чему бы вы хотели научиться на уроке сегодня?
-Как вы думаете, для чего на парте шкала самооценки? - На этапе закрепления и применения.
-Правильно ставить вопросы кто? что?, применять изученное правило.
-Оценивать свою работу на уроке. 4.Планирование
-Солнышко знаний освещает план, который мы сегодня должны выполнить на уроке.
-Озвучьте его и назовите, чего в нём недостаёт.
Учащиеся озвучивают план:
Минутка чистописания
Словарная работа
Работа в парах.
Игра
Работа по учебнику
?
Домашнее задание
Дети отвечают, что недостающий пункт –рефлексия, самооценка. 5.Работа по теме урока ( реализация пана) 1. минутка чистописания
-Определите какую букву мы сегодня будем писать на минутке чистописания
Я вам дам подсказки.
Подсказка № 1.
-Эта буква находится в лишнем среди трёх слов слове. Найдите его.
-Знамя. Девочка. Слон.
Подсказка № 2
-Эта буква обозначает согласный, мягкий непарный звук.
-Определите закономерность и допишите ряд до конца строки.
ма мо му м.. м..
2.словарная работа -Лишнее слово-знамя, потому что слова слон и девочка отвечают на вопрос кто? А знамя на вопрос что?
-Согласная буква м.
-Согласная буква пишется в соединении с гласными.
(Пишут до конца строки) Слова написаны на карточках с иллюстрациями.
Учащиеся 3 группы выполняют задание по карточке-показу.
-Вспомните и запишите все словарные слова, которые начинаются на букву м.
-Что общего у всех этих слов?
-А теперь самопроверка.
Проверьте написанные слова и оцените себя по шкале самооценки. -Записывают с комментированием слова: Москва, машина, молоток, мороз, морковь.
-Все слова отвечают на вопрос что?
Проверяют по словарику написанные слова и оценивают смайликами. Учитель уточняет с детьми, какие цвета смайликов обозначают какую оценку, напоминает критерии оценивания.
3.Работа в парах
-Прочтите слова.
-Какое задание можно придумать к ним. Учитывая тему урока?-
-Как можно организовать эту работу в паре?
-Какая пара готова?
-Оцените совместную работу в паре.
Читают слова:
-Заяц, рубашка, телефон, телевизор, воробей, конь, нож, арбуз, птица.
-Разделить слова на группы, отвечающие на вопросы кто это? что это?
-Один ученик будет выписывать слова, отвечающие на вопрос кто?, второй на вопрос что?
Один учащийся из пары зачитывает слова с вопросом кто? второй -что?
Оценивают каждый себя и совместную работу. Физминутка-я буду называть слова-предметы. Если предмет отвечает на вопрос кто? вы подпрыгните, если на вопрос что?-присядете.
Разминка для глаз
(Филворд)
-Среди букв в квадрате найдите отгадки на мои загадки
хпза я цв м
м о рк о в ьдо ду л рпс нрв л е е о рт
т л и б хб а т
-С веточки на веточку прыгает, резвится.
Ловкая, проворная,
но не птица.
-Кто стоит среди травы.
Уши больше головы?
-Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок, расколоться он не смог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз- и треснул бок!
-Красный нос в землю врос,
А зелёный хвост наружу.
Нам зелёный хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
-Объедините попарно отгадки в две группы.
-А как ещё можно объединить?
-А я объединила таким образом : заяц-морковь, белка-орех.
-Как вы думаете почему? Учащиеся выполняют задание
Учащиеся отгадывают загадки и показывают отгадки в филворде.
-Белка.
-Заяц.
-Орех.
-Морковь.
Белка, заяц - кто?
Орех, морковь -что?
-Потому что белка любит орехи, а заяц морковь. Задание позволяет снять мышечное напряжение. Активизирует слуховое восприятие учащихся и реакцию учащихся.
Разгадывание загадок и филвордов развивают мышление и внимание. Работа по филворду снимает напряжение с глаз.
Работа над предложением.
-Составьте предложение так, чтобы оба эти слова были в одном предложении. Запишите составленные предложения. Составляют и записывают предложения.
Белка собирает орехи.
Заяц грызёт морковь. Задание даётся дифференци-рованно.
Слабые учащиеся списывают предложение с заранее подготовленной карточки.
6.Подведение итога урока -следующий урок мы начнём с проверки домашнего задания.
-Какое правило поможет выполнить домашнее задание верно.
-Удалось ли вам реализовать цель, поставленную на урок?
-Все ли пункты намеченного плана мы выполнили?
-Прочтите слова в круге?
пе на де
ре
ный жур ме-Как можно прочесть слова в круге?
-Как слова прочли и на какой вопрос они отвечают?
Урок окончен, все идут на перемену, дежурный наводит порядок в классе. -Да, план полностью выполнен.
-Двигаясь по кругу прочесть слоги одного цвета.
Перемена -что?
Дежурный -кто? ПРИЛОЖЕНИЕ
Активные методы и формы, применяемые на уроках
русского языка и чтения.
Пример АМ начала урока. Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться.
Упражнение «Поздоровайся глазами»,
Приветствие произносится вслух «Здравствуйте, ребята!» - в ответ «Здравствуйте Елена Дмитриевна!»
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Урок начинаю с вопроса: зачем пришли в класс? Ответ:
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Слушаем внимательно,
Работаем старательно. И др.
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений. Цель - выяснить цель и ожидания учащихся от урока. Предлагаю вспомнить, чем занимались на предыдущем уроке.
«Кидаем мячик». Соответственно теме урока начинаем придумывать слова. Начинает учитель. Например, тема урока: Название предметов, отвечающих на вопрос кто? что?
«Ладошки». Учащиеся загибают пальчики. На каждом пальчике говорят свои ожидания: чему научиться, что запомнить, предполагаемая оценка за урок и т.д.
Эти методы начала апробировать с этого учебного года.
Метод актуализации опорных знаний
« Магазин» (использовался на уроке русского языка)
Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.
Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями животных, фруктов, овощей, игрушек.
Проведение: на столе учителя картинки с изображениями предметов. Каждый ученик подходит и берёт карточку с картинкой, произносит фразу: « Я покупаю машинку потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос что?» Или : « Я покупаю зайчика потому, что слово, обозначающее этот предмет, отвечает на вопрос кто?» Ученик, правильно задавший вопрос, забирает картинку.
Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог ( чей ряд купил больше картинок).
Метод развития мелкой моторики кистей и пальцев рук.
“Кулак – ребро - ладонь”.
Цель: развитие осязания и мелкой моторики, коррекция межполушарного взаимодействия
Проведение: На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 3-5 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе. И др.
Метод эмоциональной разрядки и физической разминки.
Проведение физкультминуток.
Метод закрепления изученного материала.
«Парный выход» (на уроке русского языка)
Цель: развитие умения подбирать названия предметов по вопросам.
Необходимые материалы: мел.
Проведение: Учитель вызывает к доске двух учеников с разных рядов. Учащиеся записывают слова с их предварительным орфографическим проговариванием: один название предмета, отвечающее на вопрос что?; другой – на вопрос кто?
Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, грамотность записи, быстрота работы.
В случае, когда до конца урока остается мало времени, то данную работу можно провести на местах ( работа с соседом по парте) на листочках, а затем зачитать все варианты вслух.
Метод активизации внимания. (на чтении)
«Найди и прочитай», т.е. учащийся находит ответ на вопрос в тексте.
2. «Прочитай по ролям», т.е. учащиеся должны следить за читающим и точно читать свои слова. И т.д.
На уроках русского языка и чтения использую игры-грамматические и лексические, которые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников развитию грамматических, речевых умений и навыков. Вот некоторые примеры игровых ситуаций, которые я использую на своих уроках.
Словесные игры - обычные загадки тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают, лучше понять законы родного языка. Игра со словами – это не только развлечение, но и серьезная работа.
Работа со словарем. Записав словарные слова, учащиеся проверяют их по словарю в конце учебника.
Игры с поднятием рук, например игра «Кто? или Что?» - учащиеся поднимают правую руку на вопрос кто? и левую руку - на вопрос что?
«Кто больше?». Кто больше придумает или вспомнит словарных слов или по теме.
«Кто быстрее и грамотнее выполнит задание?» Во время урока, когда дети самостоятельно выполняют упражнения, тем, кто выполнит быстрее и правильнее, ставлю оценки. Первые три тетради на проверку. Обычно это одни и те же ученики, но они между собой соревнуются, кто правильнее.
Осторожно начинаю использовать взаимопроверку. Проверяющие пишут свою фамилию, им снижаются оценки, если пропустили чужие ошибки. И др.
Завершить урок можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».
Метод «Мудрый совет». Один из учащихся говорит в конце урока совет тем учащимся, которые ещё не совсем поняли тему урока.
Метод «Ромашка». Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне лепестка.
Метод «Итоговый круг». Учитель даёт минуту. Подготовленные учащиеся, задают вопросы другим учащимся, а те в свою очередь отвечают (работают по кругу).
Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.