СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ на тему: «Организация воспитательной работы в условиях введения НОО и ООО»


Степанычева С.В.
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ на тему:
«Организация воспитательной работы в условиях введения НОО и ООО»
Слайд № 1 «Соревнования, конкурсы, выставки – компонент в создании
единого педагогического пространства»
Слайд № 2 «…человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова,
если однажды не познает успеха в чём-то для него важном…
Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе,
у него есть все шансы на успех в жизни»
У. ГлассерВнеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происхо-дит совершенствование внеурочной деятельности. Модель организации внеурочной деятельности способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способнос-тей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой — обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
Слайд № 3
приобретение учащимися социального опыта;
формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия и уровням
образованности;
Поэтому сегодня для образовательных учреждений на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся вовлечены в исследова-тельские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу.
В качестве основных образовательных технологий предусматриваются сюжетно-роле-вые игры, творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ, посещение городской детской библиотеки, проведение детских праздников совместно с родителями, занятия в кружках, где редполагается личное участие каждого ребёнка.
Слайд № 4
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно — нравственных ценностей и культурных традиций.
Слайд № 5 Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
Выявление и развитие склонностей и способностей обучающихся к различным видам деятельности.
Создание условий для детского творчества в области искусства, науки и техники.
Создание практического дополнения к школьным предметным курсам.
Формирование разновозрастных коллективов по интересам.
Организация досуга и отдыха обучающихся во внеурочное время.
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Наша школа предоставляет учащимся возможность выбора различных кружков, направленных на их развитие и формируемых с учётом пожеланий обучающихся и их родителей. Формы организации внеурочной деятельности отличаются от урока (кружки, секции, экскурсии и т.п.). Работа по привлечению младших школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования О(с)ОШ №3, групп продлённого дня.
Духовно-нравственное направление внеурочной деятельности представлено системой культпоходов, экскурсий, этических бесед. Это занятия, направленные на духовно-нравственное развитие учащихся.
Слайд № 6 В процессе посещения учреждений культуры, музеев, театров, кинотеатров, обсуждения различных жизненных ситуаций, игр, чтения и драматизации литературных произведений дети получают знания о духовных ценностях. Воспитываются патриотичес-кие чувства, происходит развитие готовности к нравственному поведению.
Слайд № 7 Социальное направление предполагает организацию и проведение коллектив-ных творческих дел (КТД). Это инициативное участие детей в социально значимых делах, организованных взрослыми, что способствует формированию у младших школьников активности, развитию нравственной позиции, потребности в саморазвитии.
Слайд № 8 Ведущие формы деятельности: субботники, организация дежурства в классе, экскурсии на предприятия города, выставки работ обучающихся, сюжетно-ролевые игры;
- викторины, познавательные игры и беседы, детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны, конкурсы), предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы.
Спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности представлено кружком «Весёлая переменка», «Теннис» спортивными часами в группах продлённого дня, спортивными соревнованиями.
Слайд № 9 Кружок «Теннис». В 1 -2 классах естественной средой общения для детей является игра. Поэтому, многие из используемых форм внеурочной деятельности имеют игровую направленность. Спортивные часы в группах продлённого дня проводятся ежене-дельно, при хороших погодных условиях – на свежем воздухе. Они направлены на укрепле-ние здоровья учащихся. Спортивные соревнования - «Весёлые старты», «А ну-ка парни!».
Ведущие формы деятельности: школьные, районные, областные спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия: соревнования, Дни Здоровья; контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований; беседы по технике безопасности, правилам дорожного движения; демонстрация спортивных достижений обучающихся: стенд «Наши достижения» и награждение победителей.
Хочу сказать, что мы, учителя начальной школы, в своей работе выбираем не все предложенные инновационные формы, а лишь те, которые, на наш взгляд, помогают обучающимся добывать знания самим, приобретать уверенность в себе; способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся, развивают образное мышления и расширяют кругозор обучающихся.
Слайд № 10 Одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности, которая обогащает личность ребёнка ценным социальным опытом, позволяет реализовать потребность в общении, является коллективные творческие дела. Коллективная творческая деятельность организована не только для детей, но и для детей с родителями. Именно
внеурочная деятельность даёт возможность заметить достоинства каждого ребёнка, его исключительность, и дать возможность реализовать свои лучшие качества, таланты и склонности.
Ресурсы для организации ВДУ.
Каждое образовательное учреждение имеет собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности. В эту работу вовлечены не только учителя начальных классов, но и учителя – предметники.
Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в школе имеются необходимые условия: наша школа располагает спортивным залом со спортивным инвентарем, библиотекой, стадионом, игровой площадкой.
Учителя стараются сделать пребывание ребёнка в школе наиболее комфортным, потому как только при этом условии можно говорить об успешности образовательного процесса, укреплении эмоциональной сферы ребёнка, сохранении и приумножении здоровья детей.
Внеурочная деятельность учащихся дополняет основную образовательную программу и стимулирует познавательную деятельность школьников, способствует более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой. Занятия по предметам школьного цикла имеют своё продолжение в разнообразных видах внеурочной деятельнос-ти учащихся. Занятия организуются и проводятся с целью мотивации школьников, расши-рения их кругозора и всесторонней ориентации в окружающем их мире.
Правильно организованная внеурочная деятельность, обязательно принесёт свои положительные результаты.
Слайд № 11 Диагностика эффективности внеурочной деятельности
К концу обучения в начальной школе у ребёнка должны быть сформированы следующие качества:
осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
использование начал эстетической, духовной, правовой культуры, экологической грамотности при анализе простейшей жизненной ситуации;
готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная);
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность и навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!