Рабочая программа по биологии 9 класс С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова (концентрический курс)

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа пос. Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области


«Согласовано»
Руководитель МО
________/______________/
Протокол № ___

от « » _______ 20___ г.,


«Согласовано»
Зам. директора по УВР
________/___________/

«___»________20___ г.




Утверждаю
Директор школы ГБОУ СОШ пос. Кировский
_______ /___________ / Приказ №___от
«_____» _________ 20__ г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету « Биология »
класс 9
2015 – 2016 учебный год



Учитель: Аверьянова Неля Геннадьевна














пос. Кировский
2015г

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б.Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:
Концентрический курс:
Мамонтов, С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б.Агафонова, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 2013. – (УМК «Сфера жизни»).
Цибулевский, А.Ю. Биология. Общие закономерности. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б.Агафоновой, Н.И.Сонина. «Биология. Общие закономерности»/ А.Ю. Цибулевский. – М.: Дрофа, 2015. - (УМК «Сфера жизни»).

Общая характеристика учебного предмета
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы. Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.

Цели курса

Целями биологического образования являются:
Социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность в качестве носителей её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
Приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
Ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
Развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
Овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
Формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе основной школы выделяется 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии обучающийся должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция; жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека растения и животных;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); профилактики инфекционных и простудных заболеваний;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение – 1 час
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

РАЗДЕЛ 1. Эволюция живого мира на Земле (22 ч)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 ч)
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.

Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Демонстрация. Биографии учёных, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.

Тема 1.3
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».

Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 ч)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

Тема 1.5
Микроэволюция (2 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.

Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (4 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н.Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, пред биологический (теория академика А.И.Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи.
Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.

Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (3ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация репродукций картин З.Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов; схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.


РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов ( 11 ч)

Тема 2.1
Химическая организация клетки (2 ч)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объёмных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров.

Тема 2.2
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 ч)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.

Тема 2.3
Строение и функции клеток (6 ч)
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях учёных, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.


РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)

Тема 3.1
Размножение организмов (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.

Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккелъ и К.Мюллер). Работы А.Н.Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.


РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов (19 ч)

Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (11 ч)
Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генетическое определение пола.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа
Решение генетических задач и составление родословных.

Тема 4.2
Закономерности изменчивости (4 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация. Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторная работа
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).

Тема 4.3
Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация. Сравнительный анализ пород домашних животных и сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающиеся наибольшей плодовитостью.


РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (8 ч)

Тема 5.1
Биосфера, ее структура и функции (5 ч)
Биосфера – живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Демонстрация: а) схем, иллюстрирующих структуру биосферы и характеризующих отдельные её составные части, таблиц видового состава и разнообразия живых организмов биосферы; схем круговорота веществ в природе;
б) карт, отражающих геологическую историю материков; распространенности основных биомов суши;
в) диафильмов и кинофильма «Биосфера»;
г) примеров симбиоза представителей различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.

Тема 5.2
Биосфера и человек (3 ч)
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация карт заповедных территорий нашей страны.
Практическая работа
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.

Резерв - 2 часа


Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы
Количество часов
Лабораторные и практические работы
Итоговые работы


Введение
1



1
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле
22
2
1

2
Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.
2



3
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период.
2



4
Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора.
5



5
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора.
2
1


6
Тема 1.5. Микроэволюция.
2
1


7
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.
4

К.р.

8
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле.
2



9
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле.
3



10
Раздел 2. Структурная организация живых организмов
11
1
1

11
Тема 2.1. Химическая организация клетки.
2



12
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке.
3



13
Тема 2.3. Строение и функции клеток.
6
1


14
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
5



15
Тема 3.1. Размножение организмов.
2



16
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).
3



17
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
19
2
1

18
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков.
11
1


19
Тема 4.2. Закономерности изменчивости.
4
1


20
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов
4

К.р.

21
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии
8
3
1

22
Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции.
5
2


23
Тема 5.2. Биосфера и человек.
3
1
К.р.

24
Резерв
2




ИТОГО
68
8
4


Поурочное планирование


№ п/п
Название тем и уроков
Количество часов
Дата проведения

1
Введение.
Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».
1



Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле

22



Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
2


2
Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем.



3
Основные свойства живых организмов.




Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2


4
Развитие биологии в додарвиновский период.



5
Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.




Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5


6
Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.



7
Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.



8
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.



9
Формы естественного отбора.



10
Обобщающий урок по теме: Теория Ч.Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период. Тест по теме «Естественный отбор»




Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

2


11
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Лабораторная работа 1.Изучение приспособленности организмов к среде обитания*



12
Забота о потомстве. Физиологические адаптации.




Тема 1.5. Микроэволюция

2


13
Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа 2. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*



14
Эволюционная роль мутаций.




Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

4


15
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция



16
Главные направления эволюции.



17
Общие закономерности биологической эволюции.



18
Контрольная работа по теме «Микроэволюция. Макроэволюция. Приспособленность организмов к условиям среды»




Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле

2


19
Современные представления о возникновении жизни.



20
Начальные этапы развития жизни.




Тема 1.8. Развитие жизни на Земле

3


21
Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры.



22
Развитие жизни на Земле. Жизнь в мезозойскую, кайнозойскую эры.



23
Происхождение человека.




Раздел 2. Структурная организация живых организмов

11



Тема 2.1. Химическая организация клетки

2


24
Химическая организация клетки. Неорганические вещества.



25
Органические вещества. Белки, углеводы, липиды. Нуклеиновые кислоты




Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
3


26
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков.



27
Пластический обмен. Фотосинтез.



28
Энергетический обмен.




Тема 2.3. Строение и функции клеток
6


29
Прокариотическая клетка.Тест по теме «Обмен веществ в клетке»



30
Клеточная теория строения организмов. Лабораторная работа 3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*



31
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.



32
Эукариотическая клетка. Ядро.



33
Деление клеток.



34
Контрольная работа по теме « Структурная организация живых организмов»




Раздел 3. Размножение организмов

5



Тема 2.4. Размножение организмов

2


35
Бесполое размножение организмов.



36
Половое размножение организмов.




Тема 2.5. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3


37
Онтогенез. Эмбриональный период развития. Тест по теме «Размножение организмов»



38
Постэмбриональное развитие.



39
Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Тест по теме «Онтогенез»




Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов

19



Тема 4.1. Закономерности наследования признаков

11


40
Основные понятия генетики.



41
Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.



42
Законы Менделя.



43
Законы Менделя.



44
Решение генетических задач на законы Менделя. Тест по теме «Основные понятия генетики. Законы Менделя»



45
Сцепленное наследование генов.



46
Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.



47
Составление и анализ родословных. Практическая работа №1 Решение генетических задач и составление родословных.



48
Взаимодействие генов. Тест по теме «Генетика пола»



49
Решение генетических задач



50
Обобщающий урок по теме «Закономерности наследования признаков»




Тема 4.2. Закономерности изменчивости

4


51
Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость



52
Наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость.



53
Фенотипическая изменчивость. Тест по теме «Мутации. Типы мутаций»



54
Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Лабораторная работа №4. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)




Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов

4


55
Центры многообразия и происхождения культурных растений.



56
Методы селекции растений и животных.



57
Селекция микроорганизмов.



58
Обобщающий урок по теме «Закономерности изменчивости. Селекция живых организмов»




Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

8



Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции

5


59
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.



60
История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы и биогеоценозы. Практическая работа 2. Изучение и описание экосистемы своей местности, типы взаимодействия разных видов в данной экосистеме.



61
Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов.



62
Биотические факторы среды. Лабораторная работа 5. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*



63
Взаимоотношения между организмами.




Тема 5.2 Биосфера и человек

3


64
Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека.



65
Охрана природы и основы рационального природопользования. Практическая работа 3. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*



66
Контрольная работа по теме « Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»




Резерв
2



Итого
68







Ресурсное обеспечение программы

Литература для учителя

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2006.
Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2014.
Т.А. Ловкова, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Методическое пособие к учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс» – М.: Дрофа, 2010.
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2010.
Л.П.Анастасова Самостоятельные работы по общей биологии. - М.: Просвещение, 2009.
Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, Биология в таблицах 6 -11 классы. - М.: Дрофа, 2006.
В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике. Саратов «Лицей», 2010.
З.С.Киселева, А.Н.Мягкова. Генетика учебное пособие. - М.: «Просвещение», 2008.
Н.Д.Тарасенко, Г.И. Лушанова, Что вы знаете о своей наследственности? - Новосибирск «Наука», 2010.
Б.М.Миркин, Л.Г. Наумова, Экология России. - М.: «Устойчивый мир», 1999.
А.С.Батуев, Гуленкова М.А. Биология: большой справочник для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 2004.
Г.И.Легнер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: «Аквариум», 1998.
И.Р. Мухамеджанов. Тесты, зачеты, блицопросы. - М.: «Вако», 2007.

Литература для учащихся

С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2006.
С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И Сонин. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа, 2014.
Биология 9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
Интернет- ресурсы.






















Тематическое планирование

Раздел, тема, тема урока
Тип урока
Сроки
Измерители
Демонстрации
Домашнее задание

Введение – 1 час






1. Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности».
Вводный, изучения и первичного закрепления знаний
1 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №9 с.11; рабочая тетрадь №4,10 с.6
Таблица «Многообразие живого», рисунки учебника материалы диска
С. 3-5, вопросы

Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле – 22 часа






Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов – 2 часа






2. Многообразие живого мира. Уровни организации живых систем.
Комбинированный
1 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3 с.11; рубрика «Подумайте» №1 с.11; сборник заданий 1 с.10; рабочая тетрадь №2,5 с.6, №7 с.107
Таблицы «Многообразие живого», «Уровни живого», рисунки учебника, материалы диска
С.6-9, вопросы

3. Основные свойства живых организмов.
Комбинированный
2 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №4,5,6,7,8 с.11; рабочая тетрадь №7,9 с.6
Портреты М.Волькенштейна, Ф.Энгельса, рисунки учебника, материалы диска
С. 9-11, вопросы


Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период – 2 часа






4. Развитие биологии в додарвиновский период.
Комбинированный
2 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.14; рубрика «Подумайте» №1 с.14; сборник заданий с.163; рабочая тетрадь №2,3,4 с.8
Портрет К.Линнея, таблица «Многообразие живого», рисунки учебника, материалы диска
П.1, вопросы

5. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Лекция продвинутая
3 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3 с.17; рубрика «Подумайте» №1 с.17; сборник заданий 1 с.164; рабочая тетрадь №2,4 с.10
Портрет Ж. Ламарка, рисунки учебника, материалы диска
П.2, вопросы

Тема 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора – 5 часов






6. Научные и социальные предпосылки возникновения теории Чарлза Дарвина.
Комбинированный
3 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.20; рабочая тетрадь №1 с.11, дидактические карточки
Портрет Ч. Дарвина, таблица «Закон зародышевого сходства», рисунки учебника, материалы диска
П.3, вопросы, иллюстра-ция
концепции
Т.Мальтуса

7. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Комбинированный
4 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.23; рубрика «Подумайте» №1 с.24; рабочая тетрадь №2,4 с.12
Коллекция «Полиплоидия томатов», фотографии сортов капусты, пород кроликов, лошадей, рисунки учебника, материалы диска
П.4, вопросы, сообщения, презентации о породах собак


8. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Комбинированный
4 неделя сентября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,4,6,7 с.29; сборник заданий 1 с.166; рабочая тетрадь №1,4,9 с.13
Таблица «Борьба за существование», рисунки учебника, материалы диска
П.5, вопросы

9. Формы естественного отбора.
Комбинированный
1 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.35; рубрика «Подумайте» №1 с.35; сборник заданий 1 с.178; рабочая тетрадь №1,2,3,4,6 с.15
Таблица «Формы отбора», рисунки учебника, материалы диска
П.6, вопросы, повторить
П.1-5

10. Обобщающий урок по теме: Теория Ч.Дарвина. Развитие биологии в додарвиновский период.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
1 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Подумайте» №1 с.29; сборник заданий 1 с.193; сборник заданий 2 с.152
Зачёт (контроль знаний 1)
Портрет Ч.Дарвина, рисунки учебника, материалы диска
Сообщения, презентации о заботе о потомстве у животных

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора – 2 часа






11. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных.
Комбинированный
2 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.44; рубрика «Подумайте» №1 с.44; рабочая тетрадь №3,6 с.17
Лабораторная работа №1
Изучение приспособленности организмов к среде обитания
Коллекция «Приспособительные особенности строения растений», таблица «Тундра», живые растения (кактусы), рисунки учебника, материалы диска
П.7, вопросы, сделать фотосессию о приспособлениях организма с описанием


12. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.
Комбинированный
2 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2 с.49, №2,3 с.52; рубрика «Подумайте» №1 с.49, №1 с.52; рабочая тетрадь №2,3,5 с.18, №6,7 с.20
Коллекция «Приспособительные особенности строения», таблица «Тундра», рисунки учебника, материалы диска
П.8,9 вопросы

Тема 1.5. Микроэволюция – 2 часа






13. Вид, его критерии и структура.
Комбинированный
3 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,6 с.55; сборник заданий 1 с.173; рабочая тетрадь №5 с.22
Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.
Таблица «Семейство крестоцветные», фото сортов капусты, живые комнатные растения (пеларгония, бегония), рисунки учебника, материалы диска
П.10, вопросы

14. Эволюционная роль мутаций.
Комбинированный
3 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.58; рубрика «Подумайте» №1 с.58; сборник заданий 1 с.135; рабочая тетрадь №7,8 с.23
Рисунки учебника, материалы диска
П.11, вопросы

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция – 3 часа






15. Главные направления эволюции.
Комбинированный
4 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,5 с.65; сборник заданий 1 с.190; рабочая тетрадь №5,9 с.25, дидактические карточки

Портрет А.Северцева, таблица «Внутреннее строение листа», «Фотосинтез», «Круги кровообращения», влажный препарат «Аскарида», рисунки учебника, материалы диска
П.12, вопросы

16. Общие закономерности биологической эволюции.
Комбинированный
4 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4 с.70; рабочая тетрадь №3,4,5 с.28, дидактические карточки
Коллекции «Видоизменения листьев», «Гомологичные и аналогичные органы», таблица «Видоизмененные побеги», рисунки учебника, материалы диска
П.13, вопросы, повторить П. 7-12


17. Обобщающий урок по теме: Микроэволюция. Макроэволюция. Приспособленность организмов к условиям среды.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
5 неделя октября
Сборник заданий 2 с.146, 149
Тестирование
(контроль знаний 2)
Таблица «Многообразие живого», рисунки учебника, материалы диска
Сообщения, презентации о развитии и возникновении жизни

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле – 2 часа






18. Современные представления о возникновении жизни.
Комбинированный
5 неделя октября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,3,4,5,6,7 с.73; сборник заданий 1 с.197; рабочая тетрадь №1,2,3,5,6,8 с.30
Портрет Л.Пастера, рисунки учебника, материалы диска
П. 14, вопросы сообщения, презентации о возникновении жизни

19. Начальные этапы развития жизни.
Комбинированный
3 неделя ноября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.77; рубрика «Подумайте» №1 с.77; сборник заданий 1 с.197; рабочая тетрадь №1,2,3,4 с.32
Таблица «Одноклеточные животные», рисунки учебника, материалы диска
П.15, вопросы, сообщения, презентации о развитии жизни

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле – 4 часа






20. Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую, протерозойскую, палеозойскую эры.
Исследовательский
проект
3 неделя ноября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4 с.80, №2,3,4,5 с.87 рабочая тетрадь №2,5 с.35, №2,11 с.36
Защита проекта
Репродукции картин З.Буриана «Флора и фауна эр», рисунки учебника, материалы диска
П. 16, 17, вопросы, сообщения, презентации о развитии жизни

21. Развитие жизни на Земле. Жизнь в мезозойскую, кайнозойскую эры.
Исследовательский
проект
4 неделя ноября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.91, №2,5 с.93 рабочая тетрадь №7,8,9 с.40, №5 с.42
Защита проекта
Репродукции картин З.Буриана «Флора и фауна эр», рисунки учебника, материалы диска
П. 18, 19, вопросы, сообщения, презентации о развитии жизни

22. Происхождение человека.
Комбинированный
4 неделя ноября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4,6,7,8 с.101; сборник заданий 1 с.218; рабочая тетрадь №1,2,3,5 с.44, дидактические карточки
Модели древнейших, древних, современных людей, рас человека, рисунки учебника, материалы диска
П. 20, повторить раздел 1

23. Обобщающий урок по теме: Эволюция живого мира на Земле.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
5 неделя ноября
Сборник заданий 2 с.157, 161
Тестирование
(контроль знаний 3)
Таблица «Многообразие живого», рисунки учебника, материалы диска
Дополнительный материал о воде, поговорки, пословицы

Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 11 часов






Тема 2.1. Химическая организация клетки – 2 часа






24. Химическая организация клетки. Неорганические вещества.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
5 неделя ноября
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.106; рубрика «Подумайте» №1 с.106; сборник заданий 1 с.10; рабочая тетрадь №2,3 с.49
Модель ДНК, таблица Д.Менделеева, таблицы «Нуклеиновые кислоты», «Генетический код», рисунки учебника, материалы диска
П. 21, 22, вопросы, написать эссе на тему «Меняется ли с возрастом количество воды в клетках человека»


25. Органические вещества. Белки, углеводы, липиды.
Лекция продвинутая
1 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,4,7,9 с.112; рубрика «Подумайте» №1 с.35; сборник заданий 1 с.16,20; рабочая тетрадь №1,3,5,7,15,18,22 с.50
Таблицы «Структура белков», «Углеводы» рисунки учебника, материалы диска
П. 22, вопросы

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке – 3 часа






26. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков.
Комбинированный
1 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5 с.116; сборник заданий 1 с.63; рабочая тетрадь №4,5,9,10 с.55
Таблица «Биосинтез белков», рисунки учебника, материалы диска
П. 23, задача, сообщения, презентации о К.Тимирязеве

27. Пластический обмен. Фотосинтез.
Комбинированный
2 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №5,6,7 с.121; рубрика «Подумайте» №1 с.121; сборник заданий 1 с.56; рабочая тетрадь №9,10,12,13,14,16 с.57
Таблицы «Фотосинтез», «Биосинтез белков», портрет К.Тимирязева, рисунки учебника, материалы диска
П.24, задачи

28. Энергетический обмен.
Комбинированный
2 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.121; сборник заданий 1 с.59; рабочая тетрадь №2,7,17 с.57, дидактические карточки
Таблица «Энергетический обмен углеводов», рисунки учебника, материалы диска
П.24, вопросы


Тема 2.3 Строение и функции клеток – 6 часов






29. Прокариотическая клетка.
Комбинированный
3 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,3 с.124; сборник заданий 1 с.47;сборник заданий 2 с.40,5; рабочая тетрадь №1,2,4,5,7,8,9 с.61
Проверочная работа (контроль знаний 4)
Таблица «Бактерии», рисунки учебника, материалы диска
П. 25, вопросы, модель клетки

30. Строение клетки эукариот. Клеточная мембрана. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.
Комбинированный
3 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3,4,5 с.132; рубрика «Подумайте» №1 с.132; сборник заданий 1 с.41; рабочая тетрадь №1,2,10,11,15 с.63
Лабораторная работа №3 Изучение клеток растений, животных, бактерий на готовых микропрепаратах
Таблицы «Растительная и животная клетка», «Бактерии», микроскопы, микропрепараты «Бактериальная клетка», «Кожица лука», «Лист камелии», «Нервная ткань», «Гладкие мышцы», «Яйцеклетка», рисунки учебника, материалы диска
П. 26, вопросы, составить визитку органоида

31. Строение клетки эукариот. Ядро.
Комбинированный
4 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,7 с.136; рубрика «Подумайте» №1 с.136; сборник заданий 1 с.50; рабочая тетрадь №2,4,7,8,9,10 с.67
Таблицы «Растительная и животная клетка», рисунки учебника, материалы диска
П. 27, вопросы, презентации о расшифровке генома человека


32. Деление клеток.
Комбинированный
4 неделя декабря
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.141; сборник заданий 1 с.77; рабочая тетрадь №4,5 с.69, дидактические карточки

Таблицы «Растительная и животная клетка», «Митоз», микроскопы, микропрепарат «Митоз в клетках корешка лука», рисунки учебника, материалы диска
П. 28, вопросы,
сообщения, презентации о Р.Гуке

33. Клеточная теория строения организмов.
Комбинированный
3 неделя января
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,7 с.136; рубрика «Подумайте» №1 с.136; сборник заданий 1 с.32; рабочая тетрадь №1,2,3,4 с.71

Портреты Р.Гука, М.Шлейдена, Т.Шванна, Р.Вирхова, Б.Броуна, микроскоп, лупа, таблицы «Растительная и животная клетка», «Бактерии», рисунки учебника, материалы диска
П. 29, вопросы, повторить раздел 2

34. Обобщающий урок по теме: Структурная организация живых организмов.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
3 неделя января
Задания учебника: рубрика «Подумайте» №1 с.143, №1 с.124, №1с.141; сборник заданий 1 с.51; сборник заданий 2 с.23,26
Тестирование
(контроль знаний 5)
Таблицы «Растительная и животная клетка», «Бактерии», «Биосинтез белка», «Энергетический обмен углеводов», рисунки учебника, материалы диска
Сделать ревизию комнатных растений

Раздел 3. Размножение организмов – 5 часов






Тема 2.4. Размножение организмов – 2 часа






35. Бесполое размножение организмов.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
4 неделя января
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4,5 с.149; рубрика «Подумайте» №1 с.149; сборник заданий 1 с.85; рабочая тетрадь №1,3,4 с.73
Таблицы «Кишечнополостные», «Вегетативное размножение растений», «Одноклеточные», «Плесневые грибы и дрожжи», рисунки учебника, материалы диска
П.30, вопросы


36. Половое размножение организмов.
Комбинированный
4 неделя января
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4 с.155; рубрика «Подумайте» №1 с.155; сборник заданий 1 с.85; рабочая тетрадь №1,6,10 с.74
Таблицы «Мейоз», микроскопы, микропрепараты «Сперматозоид млекопитающего», «Яйцеклетка», рисунки учебника, материалы диска
П.31, вопросы

Тема 2.5 Индивидуальное развитие организмов – 3 часа






37. Индивидуальное развитие. Эмбриональное развитие.
Комбинированный
5 неделя января
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4,5,6 с.161; сборник заданий 1 с.94; рабочая тетрадь №1,4,7,10,14 с.77, дидактические карточки
Таблица «Индивидуальное развитие ланцетника», рисунки учебника, материалы диска
П.32, вопросы

38. Постэмбриональное развитие.
Комбинированный
5 неделя января
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.166; рубрика «Подумайте» №1 с.166; сборник заданий 1 с.94; рабочая тетрадь №2,3,5,9 с.81, дидактические карточки
Таблицы «Развитие земноводных», «Развитие бабочки», влажный препарат «Развитие рыбы», коллекция «Развитие бабочки», рисунки учебника, материалы диска
П.33, вопросы, повторить раздел 3

39. Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Комбинированный
2 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,4 с.169; рабочая тетрадь №1,3,7 с.83; сборник заданий 2 с.57,60
Тестирование
(контроль знаний 6)
Портреты К.Бэра, Ф.Мюллера, Э.Геккеля, рельефная таблица «Закон зародышевого сходства», рисунки учебника, материалы диска
П.34, вопросы, сообщения, презентации о Г.Менделе


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов - 20 часов






Тема 4.1. Закономерности наследования признаков – 12 часов






40.Основные понятия генетики.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
2 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5 с.174; сборник заданий 1 с.101; рабочая тетрадь №2,3,5,7 с.85
Портрет Г.Менделя, рисунки учебника, материалы диска
П.35, вопросы

41. Гибридологический метод изучения наследования признаков Грегора Менделя.
Комбинированный
3 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.175; рубрика «Подумайте» №1 с.176; сборник заданий 1 с.101; рабочая тетрадь №1,3,4,5 с.86
Портрет Г.Менделя, рисунки учебника, материалы диска
П.36, вопросы

42. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя.
Комбинированный
3 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5,6,7 с.185; сборник заданий 1 с.105; рабочая тетрадь №1,2,5 с.87, дидактические карточки
Таблица «Моногибридное скрещивание», динамическое лото по генетике, рисунки учебника, материалы диска
П.37, вопросы, задача

43. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование.
Комбинированный
4 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,7,8,9 с.185; сборник заданий 1 с.104; дидактические карточки
Таблица «Моногибридное скрещивание», динамическое лото по генетике, рисунки учебника, материалы диска
П.37, вопросы, задача

44. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.
Комбинированный
4 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №7,9,12 с.185; сборник заданий 1 с.110; рабочая тетрадь №13,15 с.87, дидактические карточки
Таблица «Дигибридное скрещивание», динамическое лото по генетике, рисунки учебника, материалы диска
П.37, вопросы, задача


45. Анализирующее скрещивание.
Комбинированный
5 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №13,14 с.185; сборник заданий 1 с.110; рабочая тетрадь №16 с.87, дидактические карточки
Таблицы «Дигибридное скрещивание», «Моногибридное скрещивание», динамическое лото по генетике, рисунки учебника, материалы диска
П.37, вопросы, задача, презентации о Т.Моргане

46. Сцепленное наследование генов.
Комбинированный
5 неделя февраля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3,4 с.188; сборник заданий 1 с.116; рабочая тетрадь №2,4 с.92
Портрет Т.Моргана, рисунки учебника, материалы диска
П.38, вопросы

47. Генетика пола.
Комбинированный
2 неделя марта
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2 с.192; рубрика «Подумайте» №1 с.192; сборник заданий 1 с.117; рабочая тетрадь №3,5,6 с.93
Таблица «Отряд Чешуекрылые», рисунки учебника, материалы диска
П.39, вопросы, сообщения, презентации о гемофилии

48. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Комбинированный
2 неделя марта
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №3,4 с.192; сборник заданий 1 с.119; рабочая тетрадь №7 с.94
Таблица «Дальтонизм», рисунки учебника, материалы диска
П.39, вопросы, задача

49. Составление и анализ родословных.
Комбинированный
3 неделя марта
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2.3,4 с.192; сборник заданий 2 с.75,78; сборник заданий 1 с.144,138;
Практическая работа №1
Решение генетических задач и составление родословных.
Таблица «Родословная А.Пушкина», рисунки учебника, материалы диска
П.39, вопросы, визитка медико-генетических консультаций края


50. Взаимодействие генов.
Комбинированный
3 неделя марта
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3,4,5 с.195; сборник заданий 1 с.123; рабочая тетрадь №4,5,7 с.94
Таблица «Типы взаимодействия генов», рисунки учебника, материалы диска
П.40, вопросы,
повторить главу 14

51. Обобщающий урок по теме: Закономерности наследования признаков.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
4 неделя марта
Сборник заданий 2 с.82,86; сборник заданий 1 с.144
Проверочная работа
(контроль знаний 7)
Таблицы «Дигибридное скрещивание», «Моногибридное скрещивание», «Типы взаимодействия генов», рисунки учебника, материалы диска
Сообщения, презентации о различных видах мутаций

Тема 4.2. Закономерности изменчивости – 4 часа.






52. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
4 неделя марта
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1 с.200; рубрика «Подумайте» №1 с.200; сборник заданий 1 с.131; рабочая тетрадь №2,4,5 с.96
Коллекции «Полиплоидия томатов», «Полиплоидия картофеля», рисунки учебника, материалы диска
П.41, вопросы

53. Наследственная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Комбинированный
1 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3,4 с.200; рубрика «Подумайте» №2 с.200; сборник заданий 1 с.132; рабочая тетрадь №6,8 с.96
Таблица «Мутационная изменчивость», коллекция «Полиплоидия томатов», рисунки учебника, материалы диска
П.41, вопросы, презентации о видах мутаций

54.Фенотипическая изменчивость.
Комбинированный
1 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №3,4 с.203; рубрика «Подумайте» №2 с.203; сборник заданий 1 с.128; рабочая тетрадь №4 с.99, дидактические карточки
Таблица «Модификационная изменчивость», рисунки учебника, материалы диска
П.42, вопросы


55. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Комбинированный
2 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2 с.203; сборник заданий 1 с.128;
Лабораторная работа №4 Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)
Рисунки учебника, материалы диска, листья лавровишни, гербарные экземпляры лавровишни, сантиметр, ростомер
Сообщения, презентации о селекционной работе в крае

Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов – 4 часа






56. Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Комбинированный
2 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.206; рубрика «Подумайте» №1,2 с.206; сборник заданий 1 с.160; рабочая тетрадь №2,4,6 с.100
Таблица «Центры происхождения культурных растений», портрет Н.Вавилова, коллекции культурных растений (яблони, томатов, картофеля), рисунки учебника, материалы диска
П.43, вопросы, презентации о селекционной работе в крае

57. Методы селекции растений и животных.
Комбинированный
3 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5,6 с.211; рубрика «Подумайте» №1 с.211; сборник заданий 1 с.151; рабочая тетрадь №3,4,5,8 с.102
Таблица «Тетраплоидные семена гречихи», коллекция «Полиплоидия томатов», рисунки учебника, материалы диска
П.44, вопросы

58. Селекция микроорганизмов.
Комбинированный
3 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4 с.213; рубрика «Подумайте» №1 с.213; сборник заданий 1 с.160; рабочая тетрадь №3 с.103
Таблицы «Бактерии», «Плесневые грибы и дрожжи», рисунки учебника, материалы диска
П.45, вопросы, повторить главы 15, 16


59. Обобщающий урок по теме: Закономерности изменчивости. Селекция живых организмов.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
4 неделя апреля
Сборник заданий 2 с.94,97, 112,115; сборник заданий 1 с.144,160
Тестирование
(контроль знаний 8)
Таблицы «Центры происхождения культурных растений», «Тетраплоидные семена гречихи», «Бактерии», «Плесневые грибы и дрожжи», рисунки учебника, материалы диска
Сообщения, презентации об ученых-экологах
В.Вернадском, Ю.Либихе

Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии – 8 часов






Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции – 5 часов






60. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе.
Урок изучения и первичного закрепления знаний
4 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3 с.221,№2,5,6 с.225; рубрика «Подумайте» №1 с.221; сборник заданий 1 с.240; рабочая тетрадь №4,5 с.105, №3,4,5 с.107
Таблицы «Биосфера», «Круговорот воды», портрет В.Вернадского, рисунки учебника, материалы диска
П.46, 47, вопросы

61. История формирования сообществ живых организмов. Биоценозы и биогеоценозы.
Комбинированный
5 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №2,3 с.229, №1,2,3 с.230; рубрика «Подумайте» №1 с.229, №2 с.231; сборник заданий 1 с.245; рабочая тетрадь №5,8 с.109, №1,8 с.110
Практическая работа №2 Изучение и описание экосистемы своей местности, типы взаимодействия разных видов в данной экосистеме.
Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пресноводного водоёма», рисунки учебника, материалы диска
П.48,49, вопросы


62. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов.
Комбинированный
5 неделя апреля
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,6,7 с.235, №2,3 с.239; рубрика «Подумайте» №1 с.236; сборник заданий 1 с.229; рабочая тетрадь №2,3,5 с.112, №4 с.115, дидактические карточки

Таблицы «Внутреннее строение листа», «Ограничивающий фактор», «Пустыня», гербарные экземпляры верблюжьей колючки», саксаула
П. 50,51, вопросы

63. Биотические факторы среды.
Комбинированный
2 неделя мая
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,3,4,5,6 с.246; рубрика «Подумайте» №1 с.246; сборник заданий 1 с.232; рабочая тетрадь №2,3 с.117
Лабораторная работа №5
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Таблицы «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пресноводного водоёма», «Животные в природном сообществе», «Тундра», рисунки учебника, материалы диска
П.52, вопросы

64. Взаимоотношения между организмами.
Комбинированный
2 неделя мая
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5 с.267; рубрика «Подумайте» №1 с.267; сборник заданий 1 с.232; рабочая тетрадь №1,6 с.119
Защита проекта
Таблицы «Семейство бобовые», «Типы взаимоотношений организмов», влажный препарат «Клубеньковые бактерии», «Многообразие паразитических червей», рисунки учебника, материалы диска
П.53, вопросы, презентации об экологических проблемах края


Тема 5.2 Биосфера и человек – 3 часа






65. Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека.
Комбинированный
3 неделя мая
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5,6 с.272, №1,2,3,4,5,6 с.280; рабочая тетрадь №1,2,4 с.122, №1,3,4,11 с.123
Практическая работа №3
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Таблицы «Эрозия почвы», «Редкие и исчезающие виды растений», «Редкие и исчезающие виды животных», рисунки учебника, материалы диска
П.54,55,
вопросы

66. Охрана природы и основы рационального природопользования.
Комбинированный
3 неделя мая
Задания учебника: рубрика «Проверьте свои знания» №1,2,3,4,5 с.283; рабочая тетрадь №1,2,3,4,5,6 с.125
Таблицы «Редкие и исчезающие виды растений», «Редкие и исчезающие виды животных», рисунки учебника, материалы диска
П.56,
вопросы, повторить раздел 5

67. Обобщающий урок по теме: Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.
Урок обобщения, систематизации и контроля знаний
4 неделя мая
Сборник заданий 2 с.94,97, 165,168; сборник 3 ГИА В.Рохлова с.15
Тестирование
(контроль знаний 9)
Таблицы «Биосфера», «Круговорот воды», «Ограничивающий фактор», «Редкие и исчезающие виды растений», «Редкие и исчезающие виды животных», рисунки учебника, материалы диска
Повторить материал
9 класса

Заключение – 1 час






68. Обобщающий урок по курсу биологии 9 класса.
Урок обобщения и систематизации знаний
4 неделя мая
Задания рабочей тетради с.127; сборник 3 ГИА В.Рохлова с.26

Рисунки учебника, материалы диска
Летнее задание












RDђ Заголовок 815