Памятка Работа над ошибками по русскому языку 2-4 класс ПНШ
-1289974-377387
4699891199341
4302760142875
492082188298
Прочитай слово, определи тип ошибки.
Прочти, как правильно над ней поработать.
Не допускай появления этих ошибок в своей работе!
Пропуск буквы.
Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. Напиши его три раза.
Делай так: звонок, ученик.
Слог.
Раздели слово на слоги. Обозначь гласные.
Делай так: у\чи \тель - 3 сл.
Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Перенос слова.
Раздели слово на слоги для переноса.
Делай так: оси-на.
Запомни!
При переносе нельзя оставлять одну букву на строке и нельзя переносить на другую строку.
Нельзя отрывать буквы Ъ и Ь от предшествующей согласной
(коль-цо, отъ-езд).
Нельзя отрывать Й от предшествующей гласной (лей-ка).
Слова с двойной согласной переносятся так: дрож-жи.
Некоторые слова не переносятся: Оля, танк.
При переносе нельзя отрывать начальную часть корня,
не составляющую слога (при-крыть, про-спать, НО НЕ прик-рыть, прос-пать)Ударение.
Выпиши слово. Поставь в нём правильно знак ударения.
Делай так: Алфави́т, портфе́ль, класс.
Запомни! В словах с одним слогом ударение не ставится.
Большая буква в начале предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
Делай так: Выпал пушистый снег. Дети рады.
Большая буква в именах собственных.
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Корова Мурка, мальчик Дима, город Владивосток.
Запомни! Имена, отчества и фамилии людей, названия морей, рек, городов, деревень, клички животных пишутся с большой буквы.
Знаки препинания в конце предложения.
Выпиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак препинания.
Делай так: Кедр – это хвойное дерево. Скоро Новый год! Кто стучится в нашу дверь?
Запомни! В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
Гласные после шипящих.
Выпиши слово правильно. Обозначь орфограмму. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: ерши, ужи, чаща, чайник, чудо, щупальца.
Запомни! Жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Сочетания чк} чн, нщ, щн.Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: почка, мощный, речной, обманщик.
Запомни! Сочетания чн, чк, нщ, щн пишутся без мягкого знака.
Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
Выпиши слово правильно. Подчеркни мягкий знак. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: пень, деньки, пальчик.
Разделительный мягкий знак.
Выпиши слово правильно. Выдели корень. Подчеркни разделительный мягкий знак и гласную букву. Запиши 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Вьюга, листья, соловьи
Запомни! Разделительный мягкий знак пишется в корне после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
Разделительный твёрдый знак.
Выпиши слово правильно. Выдели приставку. Подчеркни твёрдый знак и гласную букву. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так Подъезд, объявление.
Запомни!
Разделительный твёрдый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед корнем, начинающимся с гласных е, ё, ю, я
Исключения: объект, субъект, адъютант
Правописание Ы или И после Ц.
Выпиши слово, определи в какой части слова находится гласная, вспоминай правило, если в корне и не слово – исключение, значит пиши гласную И.
Если в суффиксе или в окончании, пиши гласную Ы.
Запиши ещё 2 слова на это же правило. иск. иск. иск.
Делай так: цирк, цифра, цитата, цыплёнок, цыц, цыкать
Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция.
цитировать, операционная, дисциплина.
Буква Ы после Ц пишется:
в окончаниях и суффиксах: Синицын, щипцы;в корнях слов–исключений: цыплёнок, цыц, цыган, на цыпочках, цыганка, цыганский, цыкнуть, цып-цып, цыкать. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Выпиши слово правильно. Определи род. Запиши ещё 2 слова с этой орфограммой.
Делай так: Мяч (м.р.), карандаш, товарищ.
Дочь (ж.р.), мощь, мышь.
Состав слова.
Выпиши слово и разбери его по составу.
Например: поездка.
-окончание (измени число или форму);
-корень (подбери несколько однокоренных слов);
-приставка (часть слова перед корнем);
-суффикс (часть слова после корня).
Делай так: поездка – поездку, поездкой.
Запомни! Общая (одинаковая) часть родственных слов называется корнем.
Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.
Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
Написание частицы НЕ с глаголами (слова- названия действий)
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.
Запомни! Частица не с глаголами пишется раздельно.
Парные звонкие и глухие согласные.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так : Завод – заводы, лес – леса, ягодка – ягода.
Запомни! (в – ф, б – п, г – к, д – т, з – с, ж – ш,). Чтобы написать парную согласную на конце или в середине слова, надо подобрать проверочное слово, в котором после этой согласной буквы стоит гласная.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
Выпиши слово правильно. Поставь ударение. Выдели корень. Подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Сады́ - сад, леса́ - лес, волна́ – во́лны.
Запомни! Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо подобрать проверочное слово, в котором на эту гласную падает ударение.
Непроверяемая безударная гласная.
Выпиши слово правильно. Обозначь ударение. Запиши 2 однокоренных слова.
Делай так: Капуста, капустный, капусточкаЗапомни! Слова с непроверяемой безударной гласной надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.
Правописание непроизносимых согласных.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.
Делай так: Звёздный – звезда, солнце – солнышко, честный – честь.
Запомни! Чтобы написать непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать проверочное слово, в котором хорошо слышен согласный звук. Запомни слова, которые нельзя проверить: лестница, чувство, праздник.
Удвоенные согласные в корне.
Выпиши слово правильно. Подбери к нему однокоренные слова.
Делай так: Коллекция, коллекционная (марка), коллекционер.
Запомни ! Две одинаковые согласные пишутся:
В корне слова (их нужно запомнить)( класс, ванна, хоккей, бассейн, масса, дрожжи и т.д.)
Если приставка кончается, а корень начинается с той же согласной
(рассказ , оттолкнуть)
Если корень кончается, а суффикс начинается с той же согласной
(ранняя , осенний)
В суффиксе (двойные согласные запоминаем) (клюквенный)
Правописание предлога (слово-помощник) со словом.
Выпиши слово с предлогом. Обозначь орфограмму-пробел. Вставь между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Делай так: От реки, от (чего?) реки, от (какой?) реки
Запомни!
Предлог пишется отдельно от слова.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
У глаголов нет предлогов.
Перед местоимениями 3 лица после предлога пишите букву Н.
( с ними)
Правописание приставки со словом.
Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками.
Делай так Заехал, приехал, уехал.
Запомни! Приставка - это часть слова. Она пишется слитно со словом.
Безударная гласная в приставках.
Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму
Делай так: Доехал – досыта, заговорил – заговор.
Запомни написание гласных букв в приставках:
до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со;
за-, на-, над-
при
пре (очень).
Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.
Соединительная гласная в сложных словах.
Выпиши слово правильно. Выдели корни.
Делай так: Водолаз, землемер.
Запомни!
В сложных словах есть соединительные гласные о, е.
Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных (слова-названия предметов).
Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.
Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,
у речки – речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.
Запомни падежные окончания имён существительных!
Падежи Вопросы Предлоги 1-е скл. 2-е скл. 3-е склм.р. ж.рм.р. ср.рж.р.
Именительный кто? что?
- -а -я -о -е -----
Родительный кого? чего?
откуда? где? без, у, с, до
из, от, около -ы-и -а -я -и
Дательный кому? чему?
куда? где? к, по -е -у -ю-и
Винительный кого? что? куда? в, на, за, про
через -у -ю-а
-я -о
-е -----
Творительный кем? чем? где? за, над, с, под. -ой -ей -ом-ем (ь) юПредложный о ком? о чём? где? в, на, об -е -е -и
Контрольные слова лиса
земля конь
стол степь
27. Правописание безударных падежных окончаний
имён прилагательных (слова-названия признаков).
От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.
Делай так: К лесу (какому?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п.
По озеру (какому?) голубому – ср. р., Д.п.
Запомни: проверяй написание по вопросу!
Падежи
М. р. и С.р. Ж. р. Мн.ч.
Именительный
-ый, -ий, -ое,- ее -ая,- яя-ые,- иеРодительный
-ого, -его -ой,- ей -ых, -их
Дательный
-ому, -ему -ой,- ей -ым,- им
Винительный
-ый, -ий-ое, -ее -ую,- юю-ые, -иеТворительный -ым,- им -ой-ою,
-ей-ею-ыми, -ими
Предложный
-ом, -ем -ой, -ей -ых, -их
28. Правописание окончаний глаголов (слова-названия действий)
2-го лица единственного числа.
Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: читаешь - I спр., 2л., ед.ч., рисуешь, танцуешь, гуляешь.Запомни! В окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. пишется Ь - пишешь,
стучишь.
29. Правописание безударных окончаний глаголов.
Выпиши глагол, поставь в начальную форму, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило.
Делай так: Строим – строить - II спр.,2л., мн.ч., держим, тащим, купим.
Запомни! Окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.
Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:
поставить глагол в начальную форму;
определить спряжение глагола;
проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа
(они что делают?…, если –ат - ят, то пишем И в окончании);
определить окончание данного глагола.
Спряжение глаголов в настоящем времени
Лицо I спряжение II спряжение
Ед.число Мн.число Ед.число Мн. число
1-е -у (ю) -ем -у (-ю) -им
2-е -ешь -ете,- ёте-ишь-ите3-е -ет-ут (-ют) -ит-ат(-ят)
Глаголы в неопределённой форме
I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть,
кроме глаголов исключений, + брить, стелить
II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
Дышать, смотреть, вертеть,
И зависеть и терпеть.
30.Правописание –тся, -ться в глаголах.
Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.
Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает?) торопится;
перестань торопит…ся – перестань (что делать?)торопиться
Запомни!
Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает?, то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.
Например: что делает? трясётся; что сделает? разбежится.
Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.
Например: что делать? прятаться; что сделать? радоваться.
В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак: стеречь, стричь.
31. Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Делай так: овцойкрасавицей
кольцомтучей
ножомкрышей
плющомтоварищем
коржомсторожем
Запомни! Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.
32.Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах существительных.
Делай так: звоночек - звоночка, ключик-нет ключика.
Запомни! Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает.
33.Правописание предлогов с местоимениями.
Выпиши из предложения местоимение с предлогом. Запиши ещё 2 примера на эту орфограмму.
Делай так: У _меня, ко _мне, со _мной.
Запомни!
Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
Запятая в предложении с однородными членами.
Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.
Делай так: Мальчики смеялись, веселились и кувыркались.
Кто?
Схема:
Что
делали?
Что
делали?
Что делали?
Запомни!
Запятая ставится:
1) если между ними нет союзов;
2) если между ними есть союзы А, НО, ДА=НО;
3) если союзы И, ИЛИ повторяются.
Запятая не ставится:
1 )если между ними один раз употребляется союз И, ИЛИ, ДА=И
Запятая в сложном предложении.
Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.
Делай так: Кокованя с утра на работу ходил, Дарёнка в избе прибирала.
Запомни!
Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение.
Запятая ставится между частями сложного предложения.
Разбор предложения.
Выпиши предложение. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи. Выпиши словосочетания с вопросами. (Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием).
сущ. гл. прил. сущ.
Делай так: Днём шёл мелкий дождик. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
дождь (какой?) мелкий
шёл (когда?) днём
Запомни!
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные и побудительные.
По интонации: восклицательные и невосклицательные.
871335352813
16312216377
Характер ошибок Как исправить Пример
1 2 3
П – повтор слова Замените повторяющееся слово.
Запишите предложение с новым словом Ваня увидел собаку и испугался. Ваня закрыл руками лицо и заплакал.
Он закрыл руками лицо и заплакал.
Мальчик закрыл руками лицо и заплакал.
Н – неудачное слово или предложение Замените неудачное слово или предложение.
Запишите исправленное предложение, употребив нужные слова Холодный осенний ветер вырывал листья и заносил их.
Холодный осенний ветер срывал листья и уносил их.
V – пропуск слова или предложения Подумайте, какое слово или предложение пропущено. Запишите
предложение, впишите в него пропущенное слово (или запишите предложение, которое пропустили) Жили-были V со старухой.
Жили-были старик со старухой.
Г – нет в конце предложения точки или других знаков препинания Подумайте, какие знаки препинания не поставили. Выпишите предложение. Поставьте в конце предложения нужный знак препинания. Объясните свой выбор Наступило раннее утро.
(повествовательное,невосклицательное)
Z – красная строка Разделите текст на части. Запишите каждую (или соответствующую) часть с красной строки 1, 2, 3… –
неудачный порядок слов в предложении Прочитайте предложение. Измените порядок слов.
Запишите предложение, правильно расположив слова Ученики класса нашего спорт любят. Ученики нашего класса любят спорт.
1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.
2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком.
3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/).
4. 3ачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.
5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.
Например:
Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.
/ – орфографическая ошибка.
V – пунктуационная ошибка.
W – логопедическая ошибка.
Ф – фактическая ошибка. (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)
Z – красная строка (нет отступа).
Г – нарушение границы предложения. (Еж фыркнул. И убежал под диван.)V – пропуск слова, предложения.
1, 2, 3 – нарушение порядка слов в предложении.
1 3 4 2
(Кувшин стоял на столе с молоком.)
Н – речевой недочет (неудачный выбор слова).
– нарушение последовательности изложения.
П – повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы).
Авторская программа «Систематический курс русского языка» по предмету «Русский язык» (Программа по русскому языку (Авторы: М.Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова) («Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – В 2 ч. Ч.1.).Чуракова Н.А., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 2 класс. Стандарты второго поколения», — М.: Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1-2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.
Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А. Русский язык. 3 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник;
Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник;
935413270436