Рабочая программа по биологии, 9 класс. Учебник Биология. Общие закономерности. Авторы: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им. Б.Н.Куликова г.Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»
Приказ от__________№_____
Подпись руководителя________
Ф.И.О. Ганеев И.И.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Уровень общего образования (класс) 9 «А, Б, В, Г, Д» классы
Количество часов - 2 часа в неделю, 68 часов в год
Учитель(Ф.И.О.) Новикова Татьяна Петровна
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка3
Содержание учебного предмета..7
Требования к уровню подготовки...13
Календарно-тематическое планирование...25
Литература39.
Средства обучения41
Приложение..43
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова для основной школы, 2010г.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику «Биология. Общие закономерности. 9 класс», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2012г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, 9 класс и реализует авторскую программу Н.И.Сонина, В.Б.Захарова, Е.Т.Захаровой., входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по химии.
Авторская программа основного общего образования по биологии, 9 класс, авторы: Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2010.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования на 2012-2013 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2011 г. № 2885.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (с изменениями и дополнениями).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19.12.2012 г. N 1067 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год".
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 184-ЗС «Об образовании в Ростовской области» c изменениями и дополнениями от 2 июля 2012 г.
Постановление правительства Ростовской области от 09.07.2012 № 605 «О внесении изменений в постановление Администрации Ростовской области от 27.11.2009 № 625 «Об утверждении Областной долгосрочной целевой программы «Развития образования в Ростовской области на 2010-2015 гг.».
Постановление Правительства Ростовской области от 19.07.2012 № 659 «Об утверждении Концепции развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года».
Учебный план МБОУ «СОШ № 1 им. Б. Н. Куликова г Семикаракорска» на 2015-2016 учебный год
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 9 классе выделяется 68 часов из федерального компонента.
Общая характеристика предмета
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах основной школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам (в часах). Сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.
Цель:
формирование у учащихся четкого и достаточно конкретного представления об основных проблемах современной общей биологии.
Задачи:
изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,
развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,
воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,
применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.
Межпредметные связи:
химия,
физика,
география,
информационно-коммуникативные технологии.
Формы промежуточной и итоговой аттестации:
устные ответы,
тематические сообщения,
самостоятельные работы,
контрольные работы,
тесты,
зачётно-обобщающие уроки.
Содержание программы учебного курса биологии 9 класса. Тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
1
Введение
1
Раздел 1. Эволюция живого мира на земле
19
2
Тема 1.1 Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов
1
3
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период
1
4
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора
4
5
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора
2
6
Тема 1.5. Микроэволюция
2
7
Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция
3
8
Тема 1.7 Возникновение жизни на Земле
2
9
Тема 1.8 Развитие жизни на Земле
4
Раздел II. Структурная организация живых организмов
16
10
Тема 2.1 . Клеточная теория. Химическая организация клетки
6
11
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке
4
12
Тема 2.3. Строение и функции клеток
6
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов
6
13
Тема 3.1. Размножение организмов
3
14
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов
3
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов
11
15
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков
7
16
Тема 4.2. Закономерности изменчивости
3
Селекция животных, растений, микроорганизмов
1
Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии
9
17
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции
6
18
Тема 5.2. Биосфера и человек
3
19
Обобщение
4
итого
68
Содержание курса:
Введение 1 час.
Место курса общая биология в системе биологических наук. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства живого на Земле
. Требования к уровню подготовки: знать предмет, задачи и методы биологии, понимать место науки в разных сферах деятельности человека, в формировании естественно-научной системы мира, уметь работать с источниками информации, делать сообщения.
Формы контроля: фронтальный опрос, тестирование
Раздел 1. Эволюция жизни 19 часов.
Тема 1.1 . Многообразие живого мира, основные свойства живых организмов 1 час.
Единство химического состава. Клеточное строение организмов. Свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность и изменчивость как основа существования организмов. Рост и развитие, раздражимость.
Царства живой природы, краткая характеристика. Видовое разнообразие.
Требования к уровню подготовки: знать единство химического состава. Клеточное строение организмов. Свойства живых организмов.
Царства живой природы, краткая характеристика. Видовое разнообразие.
уметь работать с источниками информации, делать сообщения.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос , работа по индивидуальным заданиям.
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период - 1 час.
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений о неизменности живого. Работы Линнея, Ламарка по систематике и эволюции.
Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. 4 часа.
Предпосылки возникновения эволюционной теории. Учение Дарвина о искусственном и естественном отборе. Вид как эволюционная единица. Движущие силы эволюции.
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. 2 часа.
Приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения животных. Забота о потомстве, физиологические адаптации.
Тема 1.5. Микроэволюция - 2 часа.
Вид как генетически изолированная система. Репродуктивная изоляция, ее механизмы. Популяционная структура вида; экологическая и генетическая характеристика популяций. Пути и скорость видообразования.
Лабораторные работы:
Физиологическая адаптация и механизм ее образования.
Морфологические критерии вида.
Контрольная работа №1.
Тема 1.6. Макроэволюция 3 часа.
Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и регресс. Основные закономерности эволюции, результаты эволюции.
Возникновение жизни на земле 2 часа.
Органический мир как результат эволюции. Химический, предбиологический (теория Опарина А.И.), биологический и социальный этапы развития материи. Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эру.
Филогенетические связи в живой природе, естественная классификация организмов.
Тема 1. 7. Развитие жизни на Земле - 4 часа.
Развитие жизни в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека, место человека в живой при роде, стадии эволюции человека, свойство человека как биологического вида, человеческие расы . Антинаучность расизма.
Требования к уровню подготовки:
знать развитие биологии в додарвиновский период, предпосылки возникновения эволюционной теории, основные положения учения Дарвина о искусственном и естественном отборе, движущие силы эволюции, приспособительные особенности строения, окраски тела, поведения животных. Забота о потомстве, физиологические адаптации, репродуктивная изоляция, ее механизмы. Популяционная структура вида; экологическая и генетическая характеристика популяций, видообразование. Главные направления эволюционного процесса: биологический прогресс и регресс. Основные закономерности эволюции, результаты эволюции, этапы эволюции органического мира, филогенетические связи в живой природе, естественная классификация организмов. Происхождение человека, место человека в живой при роде, стадии эволюции человека, свойство человека как биологического вида, человеческие расы . Антинаучность расизма.
уметь работать с разными источниками информации, обобщать, формулировать выводы.
Формы контроля:
устный опрос, тестирование, фронтальный опрос, контрольная работа
Лабораторная работа:
Раздел 2. Структурная организация живых организмов.- 16 часов.
Тема 2.1 . Основные положения клеточной теории. Химическая организация клетки – 6 часов.
Основные положения клеточной теории. Элементарный состав клетки. Неорганические вещества. Микроэлементы, макроэлементы, вода, их роль в обеспечении процессов жизнедеятельности. Органические вещества клетки: белки, жиры, нуклеиновые кислоты строение и биологическая роль. Осмос и осмотическое давление, катионы и анионы, поступление веществ в клетку. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму. РНК, структура, функции, виды.
Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке- 4 часа.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение, накопление энергии в клетке, расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров, углеводов.
Тема 2.3. Строение и функции клеток -6 часов.
Прокариотические клетки: структурно-функциональные особенности, форма, размеры. Строение бактериальной клетки. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование, размножение, место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка: структурно-функциональные особенности. Органеллы цитоплазмы, их функции, цитоскелет. Клеточное ядро, его функции и структура. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз, мейоз. Клеточная теория строения организмов.
Требования к уровню подготовки:
знать химический состав клетки, строение и функции клеточных
органоидов, понимать процессы, протекающие в клетке, меры профилактики вирусных болезней, уметь работать с микроскопом, с разными источниками информации.
Формы контроля:
устный опрос, тестирование, фронтальный опрос, контрольная работа
Лабораторная работа:
Изучение кожицы лука под микроскопом
Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля.
Физиологические свойства клеточной мембраны.
Митоз в корешке лука.
Контрольная работа №2
Раздел 3. Размножение и индивидуальное строение организмов - 6 часов.
Тема 3.1. Размножение организмов- 3 часа.
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение организмов; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Оплодотворение.
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 3 часа.
Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период, его формы: прямое и непрямое развитие, полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Демонстрации
Многообразие организмов
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Требования к уровню подготовки: знать особенности размножения и индивидуального
развития представителей разных царств, понимать влияние среды, важность здорового образа
жизни, уметь сравнивать процессы оплодотворения у растений и животных.
Формы контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, работа с карточками, тестирование,
контрольная работа
Лабораторные работы
Способы бесполого размножения
Строение половых клеток
Контрольная работа №3
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов- 11 часов.
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков 7 часов.
Открытие Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности.
Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Практические работы:
Решение генетических задач; составление и анализ родословных.
Контрольная работа №4
Тема 4.2. Закономерности изменчивости. Селекция растений, животных, микроорганизмов - 4 часа.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации, их значение для сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость, ее эволюционное значение. Фенотипическая изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Достижения и основные направления селекции. Значение селекции для развития с/х и промышленности.
Демонстрации
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Требования к уровню подготовки: понимать закономерности наследственности и
изменчивости, знать современные представления о гене и геноме, наследственные болезни
человека и меры профилактики, уметь анализировать, делать выводы, работать с источниками
информации, готовить сообщения.
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа.
Раздел 5. Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии - 9 часов.
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции - 6 часов.
Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры и влажности в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия факторов среды, их взаимодействие. Смена биоценозов, причины, формирование новых сообществ.
Лабораторные работы:
Составление схем передачи вещества и энергии.
Тема 5.2. Биосфера и человек - 3 часа.
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биосферу, последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования и охраны природы. Обеспечение природными ресурсами населения планеты. Заповедники, их роль в охране природы.
Практическая работа:
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.
Заключение - 1 час.
Контрольная работа № 5
Распределение учебного времени: Курс рассчитан на 2 часа в неделю, всего 68 часов (68 +3 часов резервное время). Реализация практической части программы включает в себя такой вид деятельности учащихся, как лабораторные, практические работы и экскурсии. Большая часть
лабораторных и практических работ является этапами комбинированных уроков, практические работы, проводимые как самостоятельные уроки, оцениваются.
Всего за год : Контрольных работ- 5
Лабораторных работ – 9
Практических работ - 2
Формы организации образовательного процесса;
Урок
Лабораторные и практические занятия.
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность
Конференция
Технологии обучения;
1 .Игровые
2.ИКТ
3.Проектная методика
4Дифференцированный подход
5 Модульная технология
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства.;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Виды и формы контроля; самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование .
Планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года
«Требования к уровню подготовки обучающихся» полностью соответствует требованиям, установленным федеральными государственными образовательными стандартами. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися. Обучающиеся должны понимать смысл изучаемых биологических понятий понятий и законов.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять результаты наблюдений и экспериментов, описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие биологии, представлять результаты с помощью таблиц, схем. Приводить примеры практического использования знаний, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
в познавательной сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращении энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека с окружающей средой, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек, нарушение осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства. Общности происхождения и эволюции растений и животных, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различие на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания, взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
- освоение приёмов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивание и размножение культурных растений.
5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Учащиеся должны знать/понимать:
Базовый уровень
- роль регуляции в обеспечении жизнедеятельности и эволюции живых систем;
- основные уровни организации живого;
- основные свойства жизни;
- основные положения клеточной теории, особенности строения клеток разных царств живых организмов;
- об основных структурных элементах клетки и их функциях;
- о биосинтезе белка и самосборке макромолекул;
- о материальных основах наследственности;
- принципиальную схему фотосинтеза и его космической роли;
- об обмене веществ в клетке и его энергетическом обеспечении;
- о способах деления клеток;
- об особенностях вирусов, вирусных инфекций и их профилактике;
- основные физиологические функции человека и биологический смысл их регуляции;
- биологический смысл и основные формы размножения организмов;
- об индивидуальном развитии организма (онтогенезе), образовании половых клеток, оплодотворении и важнейших этапах онтогенеза многоклеточных;
- о среде обитания, основных экологических факторах среды и закономерностях их влияния на организмы;
- основные положения учения о популяциях, их структуре, динамике и регуляции;
- понятия о биоценозе, экосистеме, биогеоценозе и биогеохимическом круговороте;
- понятия о продуцентах, консументах и редуцентах, пищевой пирамиде, пищевых цепях;
- о причинах низкой устойчивости агроценозов;
- о биосфере, ее основной функции и роли жизни в ее осуществлении;
- о роли биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ;
- законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы;
- основные положения хромосомной теории наследственности; представление о гене и хромосоме;
- об изменчивости и наследственности живых организмов и их причине;
- об эволюции органического мира, ее свидетельствах;
- основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина;
- основные положения учения о виде и видообразовании;
- основные положения учения А.Н. Северцова о главных направлениях эволюционного процесса;
- основные положения теории искусственного отбора Ч. Дарвина, методы селекции и их биологические основы;
- основные события, выделившие человека из животного мира;
- о покорении биосферы, об экологических проблемах, стоящих в связи с этим перед человечеством.
Повышенный уровень
- о природе устойчивости нормального онтогенеза;
- особенности жизни в разных средах обитания;
- понятие об экологической нише и жизненной форме;
- об использовании природных популяций и перспективах их использования в будущем;
- о сукцессии как последовательности сменяющих друг друга сообществ, обеспечивающих замыкание круговорота;
- о природе и профилактике наследственных болезней;
- о происхождении и основных этапах эволюции жизни;
- о месте человека среди животных и экологических предпосылках происхождения человека.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень
- применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности, благополучия своей семьи и благоприятной среды обитания человечества;
- находить обратные связи в простых системах и обнаруживать их роль в процессах их функционирования и развития;
- находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого;
- пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты;
- обнаруживать наблюдаемые регуляторные изменения в собственном организме и объяснять биологический смысл происходящего;
- классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах;
- приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных;
- пользоваться знаниями по генетике, селекции и физиологии для сохранения породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб, кур и др.);
- приводить примеры приспособлений у растений и животных;
- находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- объяснять и доказывать необходимо
·сть бережного отношения к живым организмам;
- находить ответы на интересующие их практические и теоретические вопросы в дополнительной литературе.
Повышенный уровень
- находить, какие функции клеток и их нарушения сказываются на жизнедеятельности целого организма;
- использовать знания по теории эволюции и экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства.
Критерии и нормы выставления оценок.
Оценка устных ответов учащихся.
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей учащихся, необходимо учитывать:
- правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
- степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
- самостоятельность ответа;
- речевую грамотность, логическую последовательность ответа.
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объеме программы и учебника;
- четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
- раскрыто основное содержание материала;
- в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, на всегда последовательно;
- определения понятий недостаточно четкие;
- не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии;
Оценка лабораторных работ.
Отметка «5»:
- работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- самостоятельно и рационально смонтировано необходимое оборудование, все опыты проведены в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов, соблюдая
правила безопасности труда.
- в отчете правильно и аккуратно выполнены все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.
Отметка «4»:
- ставится в том случае, если выполнены требования к оценке «5», но учащийся допустил недочеты или негрубые ошибки.
Отметка «3»:
- ставится, если результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Отметка «2»:
- ставится, если результаты не позволяют сделать правильные выводы, если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования безопасности труда.
Оценка умений ставить опыты.
Учитель должен учитывать:
- правильность определения цели опыта;
- самостоятельность подбора оборудования и объектов;
- последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
- логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно, с необходимой последовательностью проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта допускается 1-2 ошибки;
- научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта;
- в описании наблюдений из опыта допускаются небольшие неточности.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта;
- подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допускается неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не отобрано нужное оборудование;
- допускаются существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Вариант 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 « в, г »классы
№ п/п
Дата
№ урока
Тема
Демонстрационные, лабораторные и практические работы
Контрольная работа №
Виды деятельности учащихся
Тема 1. Введение – 1 час
1
1.09
1
Предмет и задачи курса «Биология. Общие закономерности». Многообразие живого мира
электронная презентация,
Индивидуальная работа с учебником и тетрадью. Освоение приемов работы с учебником и тетрадью. Работа со словарем.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. – 19 часов.
Тема 1.1. Многообразие живого мира.
Основные свойства
живых
организмов -2 часа.( 1 час)
2
3.09-9г,д
4.09-9а,б,в
1
Уровни организации живых систем. Основные свойства живых организмов.
Электронная презентация , инструкции по ТБ, журнал по ТБ, таблицы,
Составление рабочих схем и таблиц. Фронтальная работа, конкурс на лучший вопрос по теме учебного занятия. ГИА- 2013, ч.1 вар.1 зад.1-5
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период- 1 час
3
8.09
2
Развитие биологии в додарвиновский период.
Эл. презентация , таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление ленты времени, Фронтальная работа .
Тема 1.3. теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора – 4 часа.
4
9г.д- 10.09
9а,б,в-11.09
1
Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, обсуждение, дополнение и обобщение сам. работы
5
15.09
2
Предпосылки возникновения эволюционного учения Ч.Дарвина
Эл. Презентация, таблицы
Работа со словарем. Заполнение схем, таблиц
6
Г,д-17.09
А,б,в-18.09
3
Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе
Презентация, таблицы.
самостоят. работа с учебником, заполнение таблиц , работа со словарем, конкурс на лучшее задание по теме. .
7
22.09
4
Учение Ч.Дарвина об естественном отборе
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа. Групповая работа .
Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.- 2 часа.
8
Г,д- 24.09
А,б,в-25.09
1
Формы естественного отбора
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником по группам. Составление рабочих схем и таблиц, решение биологических задач
9
29.09
2
Приспособляемость организмов как результат действия естественного отбора
Электронная презентация, таблицы
ГИА-2013, ч.А, вар. 1, зад.6-9, ч.В, зад.1 . Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц
Тема 1.5. Микроэволюция – 2 часа
10
Г,д-1.10
А,б,в-2.10
1
Физиологические адаптации.
Видеофильм Лабораторная работа№1 «Физиологическая адаптация и механизм ее образования»
Демонстрация домашнего задания «Фотосессии». Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, выполнение лабораторной работы
11
6.10
2
Микроэволюция. Вид, его критерии и структура
Лабораторная работа№2 «Морфологические критерии вида»
Работа в микрогруппах, предъявление результатов для обсуждения в классе. Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, выполнение лаборат работы . озвучивание немого фильма.
Тема 1.6. Биологические последствия адаптапции. Макроэволюция . -3 часа
12
9г,д- 8.10
9а,б,в- 9.10
1
Эволюционная роль мутаций.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, работа в группах
13
13.10
2
Главные направления эволюции
Электронная презентация, таблицы
Прослушивание лекции, изображение материала графически, формулирование выводов и вопросов
14
9г,д- 15.10
9а,б,в- 16.10
3
Общие закономерности биологической эволюции
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, групповая работа
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле – 2 часа.
15
20.10
1
Современная система растений и животных – отображение макроэволюции. Зачет «Учение об эволюции органического мира»
Электронная презентация, таблицы
Конр. раб.№1
Работа с тестами . работа в группах
16
9г,д- 22.10
9а,б,в- 23.10
2
Современные представления возникновения жизни на Земле.
Электронная презентация, таблицы
Работа в группах. Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа.
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле – 4 часа
17
27.10
1
Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа. Фронтальная работа .
18
Г,д-29.10
А,б,в-30.10
2
Протерозойская и Палеозойская эра.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Работа над проектом. Составление презентаций. Групповая работа
19
10.11
3
Мезозойская и кайнозойская эра.
Электронная презентация, таблицы
Работа над проектом. Составление презентаций. Групповая работа .
20
Г,д-12.11
А,б,в-13.11
4
Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.
Электронная презентация, таблицы
Защита презентаций.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов- 16 часов.
Тема 2.1. Клеточная теория строения организмов. Химическая организация клетки. – 6 часов.
21
17.11
1
Клеточная теория строения организмов.
Э. презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, групповая работа
22
Г,д-19.11
А,б,в-20.11
2
Цитология- наука о клетке. Изучение растительной и животной клеток под микроскопом
Э. презентация .Таблицы,
Лабораторная работа №3 «Изучение кожицы лука под микроскопом»
Самостоятельная работа с учебником, составление схем и рисунков, таблиц.
Выполнение лабораторной работы.
23
24.11
3
Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.
Таблицы, презентация
Работа по составлению в тетрадях таблиц, схем, составление опорного конспекта
24
Г,д-26.11
А,б,в-27.11
4
Органические вещества клетки. Белки
Демонстрация таблиц, эл презентации .лабораторная работа №4 «Расщепление пероксида водорода в клетках клубня картофеля»
Самостоятельная работа с учебником, составление схем и рисунков, таблиц. Лабораторная работа
25
1.12
5
Органические вещества клетки. Липиды, углеводы
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа. Фронтальная работа .
26
Г,д-3.12
А,б,в-4.12
6
Нуклеиновые кислоты
Демонстрация таблиц, презентация
ГИА-2013, ч.А, Взаимоопрос в парах. Составление схем, работа с учебником и словарем, заполнение таблицы
Тема 2.2. Строение и функции клетки – 6 часов
27
8.12
1
Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана.
Электронная презентация, таблицы
Лабораторная работа№5 «Физиологические свойства клеточной мембраны»
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, выполнение лаборат. работы
28
Г,д-10.12
А,б,в-11.12
2
Цитоплазма и ее органоиды
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником в парах. Составление рабочих схем и таблиц
29
15.12
3
Клеточное ядро.
Электронная презентация, таблицы
ГИА-2013, вар1, ч. С,
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, озвучивание анимаций
30
Г,д-17.12
А,б,в-18.12
4
Строение растительной клетки
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рисунка и таблицы
31
22.12
5
Прокариотическая клетка.
Демонстрация таблиц, презентация
Заполнение кластера, работа в тетради со схемами и таблицами, работа со словарем,
32
Г,д-24.12
А,б,в-25.12
6
Вирусы- неклеточная форма жизни.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц,
Тема 2.3. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.- 4 часа
33
29.12
1
Обмен веществ и превращение энергии в клетке.
таблицы, презентация,
Выполнение сам. Работы с учебником, заполнение таблиц, работа с рисунками, просмотр анимаций с паузами для обсуждений
34
12.01
2
Этапы энергетического обмена
таблицы, презентация
Сам. Составление схемы и таблицы, обсуждение
35
Г,д-14.01
А,б,в- 15.01
3
Деление клетки
таблицы, презентация. Лабораторная работа№6 «Митоз в корешке лука»
Выполнение лаборат работы. Зарисовка в тетрадь фаз митоза.
36
19.01
4
Зачет по теме «Клетка»
Конр. раб.№2
Работа с тестами
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов- 6 часов.
Тема 3.1. размножение организмов. – 2 часа.
37
Г,д-21.01
А,б,в-22.01
1
Бесполое размножение организмов
Электронная презентация, таблицы, лабораторная работа №7«Способы бесполого размножения организмов»
Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы и схемы, работа со словарем,
38
26.01
2
Половое размножение. Развитие половых клеток.
Электронная презентация, таблицы, лабораторная работа№8 «Строение половых клеток»
ГИА-2013, ч.В . Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы, выполнение лабор работы
39
Г,д-28.01
А,б,в-29.01
3
Оплодотворение у цветковых растений.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, составление схемы, работа со словарем
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов. – 3 часа
40
2.02
1
Онтогенез. Эмбриональный период развития.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы и схемы, работа со словарем,
41
Г,д-4.02
А,б,в-5.02
5
Постэмбриональный период развития
Электронная презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником, тетрадью, заполнение таблицы и схемы, работа со словарем,
42
9.02
3
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Демонстрация таблиц, презентация
Контр. Раб №3
выполнение в тетрадях схемы,
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов- 15 часов
Тема 4.1. Закономерности наследования признаков – 7 часов.
43
Г,д-11.02
А,б,в-12.02
1
.
Генетика как наука.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, составление схем и рисунков, работа с терминами, групповая работа
44
16.02
2
Основные понятия генетики
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, взаимоопрос по терминам и понятиям
45
Г,д-18.02
А,б,в-19.02
Гибридологический метод изучения наследственности Г.Менделя. моногибридное скрещивание.
Электронная презентация, таблицы
Решение задач, работа в парах
46
23.02
3
Дигибридное скрещивание
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Решение задач, формулирование 3 закона Менделя
47
Г,д-25.02
А,б,в-26.02
4
Решение генетических задач
Решение задач
48
1.03
5
Генетика человека
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц,
49
Г,д-3.03
А,б,в-4.03
6
Решение генетических задач
Практическая работа №1
«Решение генетических задач. Составление и анализ родословных.»
Решение задач
50
8.03
7
Хромосомная теория.
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц,
Тема 4.2. Закономерности изменчивости . Селекция растений, животных, микроорганизмов. – 4 часа
51
Г,д-10.03
А,б,в- 11.03
1
Основные формы изменчивости. Генотипическая (наследственная) изменчивость. Мутации
Электронная презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником. Групповая работа
52
15.03
2
Модификационная изменчивость
Электронная презентация, таблицы
ГИА-2013, ч.С. Самостоятельная работа с учебником. Составление рабочих схем и таблиц, составление плана ответа. Фронтальная работа .
53
Г,д-17.03
А,б,в-18.03
3
Генетические основы эволюционной теории
Контр. Раб.№4
Обобщение и контроль знаний уч-ся,
54
22.03
4
Селекция организмов
Презентация, таблицы
Самостоятельная работа с учебником, с картой, заполнение таблицы, рисунка, схемы, работа со словарем
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.- 9 часов.
Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.- 6 часов.
55
5.04
1
Экология как наука
Электронная презентация, таблицы,
Составление коллективного текста
56
Г,д-7.04
А,б,в-8.04
2
Структура биосферы
Электронная презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы . работа в группах, ссобщение уч-ся
57
12.04
3
Биогеоценоз
Электронная презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником, групповая работа
58
Г,д-14.04
А,б,в- 15.04
4
Биоценоз
Электронная презентация, таблицы,
Лабораторная работа№9 «Составление цепи питания»
Самостоятельная работа с учебником, заполнение схемы, групповая работа, выполнение лабораторной работы
59
19.04
5
Агроценоз
Электронная презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником. Работа в парах
60
Г,д-21.04
А,б,в-22.04
5
Абиотические факторы среды.
Электронная презентация, таблицы.
Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы
61
26.04
6
Биотические факторы среды
Электронная презентация, таблицы,
Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы
Тема 5.2. Биосфера и человек – 3 часа.
62
Г,д-28.04
А,б,в- 29.04
1
Интенсивность действия факторов среды. Антропогенные факторы.
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, сообщения уч-ся, заполнение таблицы
63
3.05
2
Природные ресурсы и их использование. Проблемы экологии.
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, сообщения уч-ся, заполнение таблицы
64
Г,д-5.05
А,б,в-6.05
3
Эволюция биосферы. Ноосфера.
Электронная презентация, таблицы,
Практическая работа №2 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»
Работа в группах, сообщения уч-ся, заполнение таблицы
Тема : Обобщение знаний. – 6 часов.
65
10.05
1
Становление современной теории эволюции.
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, сообщения уч-ся, заполнение таблицы
66
Г,д-12.05
А,б,в- 13.05
2
Клетка- функциональная и структурная единица живого.
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, сообщения уч-ся, заполнение таблицы
67
17.05
3
Итоговое тестирование.
Контр.
Раб№5
Работа с тестами
68
Г,д-19.05
А,б,в-20.05
4
Анализ итогового тестирования. Работа с материалами ГИА-2013.
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, работа с тетрадями, работа с тренировочными тестами и учебной литературой
69
24.05
5
Обобщение и систематизация знаний. Работа с материалами ГИА-2013
Электронная презентация, таблицы,
Работа в группах, работа с тетрадями, работа с тренировочными тестами и учебной литературой
70
Г,д-26.05
А,б,в-27.05
6
Летние задания.
Уроки, выпадающие на праздничные дни календаря, будут проведены на уроках , предшествующих праздничным дням за счет уплотнения учебного материала.
6. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1.Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений
/С.Г. Мамонтов, Б.В. Захаров, И.Б Агафонова, Н.И.Сонин. – 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-287,[1]с.:ил.
2.Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2005.
3. биология, 9 класс: учебно-методическое пособие к учебнику Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений
/С.Г. Мамонтов, Б.В. Захаров, И.Б Агафонова, Н.И.Сонин. – 10-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2009.-287,[1]с.:ил.
/составитель И.Б. Морзунова.- М.: Дрофа, 2011.-382, (2)с.- (Книга для учителя).
Дополнительная и научно-популярная литература
Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.
Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.
Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009.
Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука, 1987.
Программа для общеобразовательных учреждений. Биология 5-11 класс -М., Дрофа 2009., 254 (2)с.
Биология. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2013. учебно-методическое пособие\ А.А.Кириленко, И.С. Колесников, Е.В. Даденко- Ростов н\д: Легион, 2013. -400с.
Биология. Поурочные планы. 9-11 классы. По линии учебников под редакцией В.В. Пасечника. Компакт-диск.- издательство «Учитель»., 2012г. Сост. И.В.Лысенко, Г.В.Чередникова, Е.В.Щелчкова
ГИА 2013. Биология. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания\ Г.И.Лернер. – М.: Издательство «Экзамен», 2013-159с.
Средства обучения :
Объекты натуральные
гербарий к курсу основ общей биологии,
виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
набор микропрепаратов по общей биологии,
таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
таблица «Современная система органического мира»,
видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
коллекции семян, листьев древесных пород,
муляжи и влажные препараты
микропрепараты растительных и животных тканей
микроскоп
гербарий культурных растений
муляжи плодов и корнеплодов культурных растений.
технические средства обучения
видеофильмы
электронные презентации
мультимедиа-проектор, экран
компьютер
Оборудование лабораторное
Приборы: * Лупа (7-10*)
Лупа препаровальная
Приборы (демонстрационные): *Прибор для демонстрации дыхательных процессов (модель Дондерса)
Микропроектор (р) или насадка для микропроекции
Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование для опытов: * Воронка лабораторная В-75-80 или В-36-80
Зажим пробирочный ЗП
Колба коническая Кн-1-500-34
Колпак стеклянный с кнопкой и рантом
Ложка для сжигания веществ ЛСЖ
Мензурка 500 мл
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
Спиртовка лабораторная СЛ-1 или СЛ-2
Цилиндр измерительный 250 мл
Чаша выпарительная
Чаша коническая с обручем 190 мм
Шпатель фарфоровый
Штатив лабораторный Шлб
Лоток для раздаточного материала
Препаровальные инструменты
Иглы препаровальные
Пинцет анатомический с насечкой
Ножницы с одним острым концом
Скальпель брюшистый
Рулетка (10 м)
Укладка для луп (по 10 шт)
Приложение к рабочей программе.
УРОК № 15
Итоговая контрольная работа№ 1.
Тема: «Эволюция живого мира на Земле
Вариант 1.
По какому принципу построены искусственные классификации организмов?
Изложите основные положения учения Ч. Дарвина об искусственном отборе.
В чем сущность химической эволюции на ранних этапах существования Земли?
Назовите крупнейшие эволюционные события архейской и протерозойской эры.
Вариант 2.
По какому принципу построена естественная классификация организмов?
Изложите основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.
Какое событие положило начало биологической эволюции?
Назовите ароморфозы в эволюции позвоночных в палеозое.
Вариант 3.
По каким принципам построена современная филогенетическая классификация организмов?
Охарактеризуйте главные направления эволюции.
Что такое коацерваты?
Когда и вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие?
Вариант 4.
Какие биологические открытия способствовали формированию эволюционных взглядов Ч. Дарвина?
Каковы результаты эволюции? Приведите примеры.
Какую роль в развитии жизни на Земле сыграло появление фотосинтеза?
Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных, классу млекопитающих.
Проверочная работа :Тест «Неорганические вещества клетки»
Вариант 1
1. Сколько химических элементов можно обнаружить в клетке?а) 24; б) 60; в) 150.
2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к макроэлементам?а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.
3. В каких клетках человека больше всего воды?а) эпителиальных; б) костных; в) нервных.
4. Каковы функции воды в клетке?а) передача наследственной информации;б) среда для химических реакций;в) источник энергии.
5. Какие ионы входят в состав гемоглобина?а) Mg2+; б) Fe2+; в) Zn2+.
6. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?а) атомарный; б) молекулярный; в) клеточный.
7. Больше всего воды содержится в клетках:а) эмбриона; б) молодого человека; в) старика.
8. Вода – основа жизни, т.к. она:а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;в) охлаждает поверхность при испарении.
9. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
10. Угол между валентными связями Н–О–Н в молекуле воды составляет:а) 90°; б) 104,5°; в) 120°.
Тест «Неорганические вещества клетки»
Вариант 2
1. В состав желудочного сока входита) серная кислота; б) соляная кислота; в) угольная кислота.
2. Какие химические элементы, содержащиеся в клетке, относят к микроэлементам?а) S, Na, Ca, K; б) O, H, C, N; в) Ni, Cu, I, Br.
3. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:а) твёрдом; б) жидком; в) газообразном.
4. Каковы функции минеральных веществ в клетке?а) передача наследственной информации;б) среда для химических реакций;в) источник энергии;
г) поддержание осмотического давления клетки.
5. Какие ионы влияют на свёртываемость крови?а) Mg2+; б) Fe2+; в) Ca2+.
6. В состав молекулы хлорофилла входят ионы
а) Mg2+; б) Fe2+; в) Ca2+.
7. Меньше воды содержится в клетках:а) костной ткани; б) нервной ткани; в) мышечной ткани.
8. Вода обладает способностью растворять полярные вещества, потому что :а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);б) её молекулы полярны;в) имеются межмолекулярные водородные связи.
9. Вещества, плохо растворимые в воде, называются:а) гидрофильными; б) гидрофобными; в) амфифильными.
10. Буферность в клетке обеспечивают ионы:а) Na+, K+; б) SO42-, Cl-; в) HCO3-, CO32-.
УРОК № 36
Тема: «Структурная организация живых организмов».
Итоговая контрольная работа №2.
Вариант 1.
Какие неорганические вещества входят в состав живых организмов? Охарактеризуйте их биологическое значение.
Сравните клетки прокариот и эукариот.
Каковы особенности строения и функций ДНК- содержащих органоидов клетки?
Какое свойство генетического кода свидетельствует о единстве происхождения всех живых организмов на Земле?
Вариант 2.
Охарактеризуйте состав и функции белков в клетке.
Сравните строение растительной и животной клеток.
Опишите состав и функции ядра клетки.
В какой стадии фотосинтеза образуется кислород? В результате какой реакции?
Вариант 3.
Охарактеризуйте углеводы живой клетки, укажите их функции.
Сравните строение клетки растений и клетки грибов.
Каковы особенности цитоплазматической мембраны?
В какой стадии фотосинтеза образуется глюкоза? Какие вещества необходимы для её возникновения?
Вариант 4.
Охарактеризуйте нуклеиновые кислоты клетки, укажите их свойства.
Сравните строение клетки животных и клетки бактерий.
Каковы особенности строения и функций комплекса Гольджи и эндоплазматической сети?
Назовите этапы энергетического обмена в клетке. Укажите продукты каждого этапа.
УРОК № 42
Тема : «Размножение и индивидуальное развитие организмов».
Итоговая контрольная работа № 3.
Вариант 1 .
Опишите митотический цикл клетки.
Что характерно для бесполого размножения?
Назовите трех животных с прямым постэмбриональным развитием.
Вариант 2.
Зарисуйте и объясните, что происходит с парой гомологичных хромосом в первом мейотическом делении.
Что вам известно о размножении, при котором происходит развитие нового организма из неоплодотворенной клетки?
Назовите трех животных с непрямым постэмбриональным развитием.
Вариант 3.
Опишите три основных этапа эмбрионального развития.
Чем половое развитие отличается от бесполого?
Приведите три примера разных способов вегетативного размножения у растений.
Вариант 4.
Укажите отличие митоза от мейоза.
Из каких периодов складывается онтогенез?
Приведите два примера , подтверждающих биологическое значение метаморфоза.
УРОК № 53
Тема: «Наследственность и изменчивость организмов».
Итоговая контрольная работа № 4.
Вариант 1.
Дайте определения понятий : ген, доминантный признак, гомозиготный организм.
Сформулируйте закон Моргана.
При скрещивании растений гороха с коротким и длинным стеблем в первом поколении все растения оказались с длинным стеблем, а во втором поколении примерно ѕ растений имели длинный стебель и ј -- короткий. Объясните результаты скрещивания и напишите генотипы родительских форм, а также гибридов первого и второго поколений.
Вариант 2.
Дайте определения понятий : генетика, рецессивный признак, гетерозиготный организм.
Сформулируйте третий закон Менделя.
У супругов, имеющих карие глаза, родился голубоглазый ребенок. Определите генотипы родителей и ребенка, если известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз.
Вариант 3.
Дайте определение понятий: гибридизация, неполное доминирование, дигибридное скрещивание.
Сформулируйте второй закон Менделя.
При скрещивании растений гороха с желтыми и зелеными семенами у гибридов наблюдалось расщепление признаков в отношении 1 : 1. Что вы можете сказать о генотипах родителей и гибридов? Как называют такой вид скрещивания?
Вариант 4.
Дайте определения понятий : расщепление, анализирующее скрещивание, гомогаметный пол.
Сформулируйте первый закон Менделя.
У супругов, имеющих нормальную свертываемость крови, родился ребенок с признаками гемофилии ( пониженной свертываемости крови). Какова вероятность появления в данной семье ребенка с гемофилией, если известно, что рецессивная аллель гена гемофилии вызывает это тяжелое заболевание и наследуется сцеплено с полом, так как находится в половой Х-хромосоме?
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ «СОШ№1 г.Семикаракорска»
От_________20___года №_____ №____________ _______________
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________________Ф.И.О.
подпись
«____»_______20___года
13PAGE 15
13PAGE 14415