Урок технологии на тему: Лоскутная пластика
План – конспект урока технологии 8 класс
Тема урока: Лоскутная пластика.
Цели:
Образовательная: изучить новый материал, рассмотреть инструменты и приспособления для выполнения лоскутного шитья, научиться выполнять изделие данной техникой.
Развивающая: рассмотреть историю происхождения лоскутного шитья, название этой техники у разных народов, рассмотреть мотивы орнаментов для лоскутных изделий, развивать аккуратность, эстетический вкус.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к предметам и приспособлениям, воспитывать чувство взаимопомощи, дисциплинированность в учебной мастерской.
Профориентационная: Воспитывать уважение к работающему человеку. Способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств. Развивать представление о народном творчестве, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании и самореализации.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база: кабинет, швейные машины, инструменты и приспособления, материалы.
Дидактическое обеспечение: рабочая тетрадь, инструкционно-технологические карты, образцы объектов труда, материалы для контроля знаний учащихся.
Методы обучения: контроля и учета, объяснительно-иллюстративный, инструктаж.
Формы обучения: работа с инструкционно - технологическими картами, инструктаж – вводный, текущий и заключительный.
Объект труда: изделие (прихватки, наволочки, дорожка)
Межпредметные связи: математика, черчение.
Используемая литература:
-Сатимбекова М. «Город мастеров», Алматы, «Шикула и К» 2004 год
-Нагель И. «Художественное лоскутное шитье» Москва, «школьная пресса» 2003 год
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, проверка явки учащихся, заполнение классного журнала, проверка готовности к уроку, настрой на работу, ознакомление с планом урока.
Настрой учащихся на работу (сообщение темы и цели урока)
/ приложение, слайд 1/ .
Новый материал.
А) Сообщение познавательных сведений:
Искусство лоскутного шитья известно многим народам мира с давних пор
/ приложение, слайд 2/.
Б) История возникновения
До недавнего времени принято было считать, что лоскутное шитье возникло в Англии, затем переселенцы «занесли» этот вид рукоделия в Америку, где оно получило широкое развитие, обретя со временем статус национального искусства. Однако можно предположить, что лоскутное шитье как вид домашнего рукоделия естественным образом возникало везде, где работали с тканью. Обрезки тканей, выпады от кроя – тот материал, бережное отношение к которому и явилось мотивом зарождения и существования шитья из лоскута.
Лоскутное шитье, как один из видов рукоделия, существует давно.
В наше время многие увлекаются модным рукоделием – лоскутным шитьем. У народов Средней Азии – казахов и киргизов, он называется «курак» / приложение слайд 3/, в России – «ляпочиха» / приложение слайд 4/. В Америке - «пэчворк» (анг. – одеяло, покрывало из разноцветных лоскутков) и «квилт» (анг. – стеганное одеяло) / приложение слайд 5/.
Испокон веков на востоке в моде были «тускиизы» – настенные ковры из лоскутков, «корпе» – одеяла и т. д. Из лоскутков казахи шили головные уборы, детские рубашечки и халатики, принадлежности для колыбели, свадебные занавески, тюфячки для сидения – «корпе», конские попоны.
Лоскутным изделиям в старину приписывались магические свойства; казахи верили, что чем больше мелких кусочков ткани использовано при изготовлении вещей, тем больше будет у их обладателей детей, скота, имущества. Поэтому такие изделия часто преподносили в подарок. Чтобы защитить от злых духов, новорожденному шили рубашку из сорока лоскутков, а старшим детям – халатики и тюбетейки. Из «кураков» (лоскутное шитье, у казахов), шились постельные принадлежности, особенно подушки, покрывала на люльку. Большой комплект вещей из лоскутков заготавливался в приданное для невесты.
Композиции узоров составлялись из лоскутков в форме квадратов, треугольников и полосок разных размеров. Узор из треугольников назывался «тумарша» - амулет, а из квадратов, поставленных на угол в другом квадрате – «ботагоз» - верблюжий глаз. Считалось, что они приносят удачу и защищают хозяина вещи от «дурного глаза» /приложение, слайд 6/.
Особую популярность в России этот вид творчества приобрел в середине 19 века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Хотя имеются свидетельства, что еще в 17 веке старообрядцы использовали так называемые подручники – молитвенные коврики, рисунок которых состоял из лоскутов.
Лоскутное шитье зародилось и развивалось изначально в крестьянской среде. Предметы деревенского быта чаще всего были и полезны и красивы. Лоскутные одеяла, коврики – кругляшки, дорожки, наполняли быт и радовали глаз.
Среди городского населения изделия из лоскутков долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70 годы 20 века, когда в моду вошел фолклерный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. С тех пор интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства неуклонно растет. Все больше выставок различного уровня посвящается искусству работы с лоскутом. Проводятся фестивали и конкурсы /приложение, слайд 7/.
Работа с лоскутом, пока не имеет устоявшейся терминологии. В литературе встречаются такие выражения, как «лоскутная техника», «лоскутное шитье», «Лоскутная мозаика», «текстильная мозаика».
Лоскутное шитье – наиболее распространенный вид в художественной работе с лоскутом. Под лоскутным шитьем понимается искусство соединения небольших разноцветных кусочков ткани в единое целое путем сшивания.
Основной разновидностью лоскутного шитья является так называемая лоскутная мозаика. Основной ее принцип это сшивать небольшие лоскутики так, чтобы создавался эффект единого полотна. Отличительный признак лоскутной мозаики – все швы стачивания находятся на изнаночной стороне полотна. Там, где нельзя проложить машинную строчку, применяется потайной стежок.
В) Использование тканей
? – Как вы думаете, какие ткани можно использовать для пэчворка?
Для шитья из лоскутков подходят практически все ткани: шелк, атлас, х/б, бархат, обычное полотно, связанное из шерсти. Но лучше всего использовать х/б ткани – они долговечны, легко стираются и не капризны при шитье. При подборе тканей следует помнить о главном правиле.
Главное правило подбора: в одном изделии должны использоваться ткани одинаковой плотности. (Презентация – слайд 8).
Сшивать ткани разного качества допускается, те которые не будут интенсивно носиться, для парадных покрывал, для декоративных настенных панно и тому подобное. До начала выполнения работы следует постирать все лоскуты, те которые линяют, следует удалить.
? – Как определить основное волокно ткани? Что такое волокно?
Г) Инструменты и приспособления (Презентация – слайд 9). Ножницы, иголки, нитки, булавки, карандаш, мел портновский, подкладка Шаблоны – для выкраивания лоскутков, так как все детали должны быть строго симметричны.
Д) Этапы изготовления изделия:
Для изготовления изделия в лоскутном шитье необходимо продумать мотив, орнамент /приложение, слайд 10/.
Выполнение лоскутного изделия, как правило, представляет собой последовательный поэтапный процесс /приложение, слайд 11/.
Рассмотрим особенности изготовления корпе /приложение, слайд 12/
При работе с лоскутным шитьем, необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами, на швейной машине.
Повторение правил техники безопасности.
Д/з: повторить н/м § 26, ПТБ, выполнить изделие в технике «лоскутное шитье», подготовиться к ТП / приложение, слайд 13/.
Самостоятельная работа учащихся, по созданию изделия в блоках (в тетрадке).
Закрепление - вопросы /приложение, слайд 14).Итог урока, выставление оценок.
Уборка рабочих мест.
ГУ «Белгородская СШ»
отдела образования Сандыктауского района
Урок технологии 8 класса
на тему: « Лоскутная пластика»
Учитель: Шоляк Т.А.
с. Белгородское