Методический материал Личностно ориентированный подход в условиях реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы
Личностно ориентированный подход как важное условие реализации ФГОС на уроках русского языка
Одной из проблем педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП считают слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности. В связи с этим учитель находится в постоянном поиске разнообразных форм и методов работы. Решить проблему индивидуализации в обучении и ценностного подхода к формированию орфографической грамотности как показателя культуры человека, коммуникативной компетенции ученика позволяет в полной мере личностно ориентированный подход.
В личностно ориентированном подходе предполагается иная позиция педагога:
оптимистический подход к ребенку и его будущему, как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим (с помощью адекватных средств);
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору.
В связи с этим при планировании урока необходимо учитывать:
- индивидуальные особенности проработки материала учащимися (одному легче воспринимать на слух, другому зрительно, третьему нужно обязательно включить моторику);
- индивидуальный подход к выполнению задания (одни быстро и легко схватывают и удерживают все признаки заданного материала, другие склонны вычленить только главную мысль);
- индивидуальные предпочтения в выборе типа задания (одни выдвигают идеи, другие эти идеи обосновывают, третьи реализуют практически, т. е. выполняют необходимые расчеты и т. п.).
Объектом педагогической деятельности становится создание условий и организация образовательной среды для развития ученика, для формирования его субъективной позиции. Не отказываясь от того положительного, что учитель уже приобрел за годы педагогической деятельности, он может развивать урок с привлечением элементов НЛП (нейролингвистического программирования). Что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство – существо человека. «Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми. «Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата [2].
Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Учёные установили, что в первую очередь мир воспринимается зрительно (визуальная система/модальность восприятия), на слух (аудиальная система/модальность восприятия), в ощущениях (кинестетическая система/модальность восприятия).
Учителю важно знать, во-первых, каким образом обучающийся воспринимает информацию, а во-вторых, должен овладеть методикой многосенсорного преподавания и учета ведущей модальности класса. Визуалы воспринимают большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики воспринимают большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория самая немногочисленная вообще среди людей [3].
Проведенная мною диагностика в 5 «А» классе показала, что 5% учащихся не имеют ярко выраженной ведущей модальности (смешенная модальность), 35% – аудиальная, 40% – визуальная, 20% – кинестетическая. Данные выводы позволили не только пересмотреть подачу материала на уроке, но и выявить «детей риска». Дело в том, что большинство неуспевающих в учебе составляют кинестетики, т.к. задания в учебниках не ориентированы на них, а учитель чаще всего задействует аудиальный и визуальный каналы восприятия информации.Как же использовать НЛП на уроках русского языка? С целью формирования УУД каждого обучающегося организацию урока в системе личностно ориентированного подхода произвожу с опорой на знание ведущего канала восприятия.
Во-первых, представляю информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. При усвоении слов с непроверяемым написанием использую способы эффективного запоминания: метод зрительных и звуковых ассоциаций, мнемосистему "связей" (метод группировки), рифмованные стихи, сказки, рассказы, а также этимологический анализ слов.
Во-вторых, осуществляю подбор заданий непосредственно для определенной модальности. Работая с учеником-визуалом, использую слова, описывающие цвет, размер, форму, важное акцентирую цветным мелом на доске; схемы, таблицы, наглядные пособия. Обучающиеся класса ведут тетради грамотности, в которых записывают орфографические правила в виде схем, используя яркие цвета, сокращения. В качестве домашнего задания визуалы получают составление обобщающих схем, таблиц по изученным правилам в виде презентаций. Работая с аудиалами, многократно проговариваю орфограммы и слова с данной орфограммой, вызываю к доске во время орфографического диктанта. Эта группа ребят с удовольствием читают вслух задание, выступают в роли помощника: объясняют своему соседу по парте какой-либо непонятный вопрос. Для детей-кинестетиков подбираю задания, направленные на рисование, на исправление ошибок, оформление интеллект-карт, формирую представления, основанные на эмоциях (игры, физкультминутки с повторением правил). Учет модальности использую также и в домашнем задании. Например, после изучения темы «Типы речи» на дом аудиалы получают задание написать сочинение-рассуждение, визуалы – сочинение-описание, а кинестетики - сочинение-ассоциации. Осуществить дифференцированный подход к обучению позволяет работа обучающихся в группах по 5-7 человек, когда сам обучающийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей, определяет личную “траекторию” своего развития.
Считаю необходимым при планировании урока по ФГОС учитывать ведущий канал, но это не значит забыть о развитии других, ведь чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения. Таким образом, современный учитель стал не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика при реализации ФГОС.
Список литературы
1. Е.Н.Степанова. Личностно-ориентированный подход в работе педагога. М., 2006
2. Татьяна Мамзина. Нейролингвистическое программирование - что это такое? Техники нейролингвистического программирования [Электронный ресурс]: FB.ru: http://fb.ru/article/185060/neyrolingvisticheskoe-programmirovanie---chto-eto-takoe-tehniki-neyrolingvisticheskogo-programmirovaniya
3. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: ТЦ Сфера, 2001 г.
5. Хромов Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучаемости. – М.: Айрис-пресс, 2007 г.