Методический материал Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Использование кейс-технологии на уроках русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он будет только подражать, копировать»(Л.Н. Толстой)
Как превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений и навыков, в процесс развития личности? Какие технологии выбрать, чтобы научить обучающегося самостоятельно добывать информацию, достигать цели? Каким образом устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса? Эти и другие вопросы возникают сегодня перед учителем. В условиях реализации требований ФГОС актуальной, на мой взгляд, становится кейс-технология.
Использование кейс-технологии в обучении позволяет учителю создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых обучающимся для грамотной работы с различной информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предположения, умение выслушать альтернативную точку зрения.
Сущность кейс-технологии:
обучение с помощью анализа конкретных ситуаций;
создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни;
подача учебного материала в виде проблем (кейсов).
Виды кейсов:
ситуации-иллюстрации;
ситуации-упражнения;
ситуации-оценки;
ситуации-проблемы.
Этапы работы:
Подготовительный. Определение места кейса в рабочей программе, разработка кейса.
Ознакомительный этап. Организация предварительного обсуждения содержания кейса в группах, вовлечение обучающихся в процесс работы, выбор оптимальной формы.
Аналитический. Обсуждение проблемы в группах, подготовка решения.
Итоговый этап. Выполнение практической части задания, представление законченного варианта работы по кейсу, диагностика результатов.
В своей работе использую альтернативные варианты:
- обучающиеся знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий выполняется дома индивидуально каждым;
- обучающиеся получают кейс непосредственно на занятии и работают в группах.
Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. При проведении работы в группах ставится цель максимально активизировать каждого ученика, вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Результат решения кейсов может быть представлен как в письменной, так и в устной форме.
В качестве иллюстрации приведу пример кейса для урока по русскому языку в 6 классе по теме «Употребление существительных в речи» (учебник Разумовской):
Выявить роль имён существительных в речи. Работа с учебником (стр. 55-56).
Провести исследование по теме «Средства художественной выразительности»:
а) дать определение понятиям сравнение и метафора. Работа с учебником (стр. 58-59);
б) найти в тексте и выписать метафоры, сравнения, существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, синонимы и антонимы.
в) выявить роль средств художественной выразительности в тексте и дать ответ на вопрос: С какой целью автор использует в тексте изобразительно-выразительные средства?
В 7 классе на уроке литературы при изучении произведения «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери обучающиеся работают над следующим кейсом:
Кейс-цитаты: «Зорко бывает одно лишь сердце, самого главного глазами не увидишь», «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы понимаете эти слова?
«Ищите меня в том, что я пишу». Погружение в творческую лабораторию французского писателя А. де Сент-Экзюпери.
Составление словесного портрета главного героя.
Инсценировка «Встреча Маленького принца с обитателями планет». Размышления над вопросом: Какие уроки вынес Маленький принц с каждого астероида?
Представьте себе, что вам нужно каждый день выпалывать баобабы. Какое зло на Земле вы искоренили бы в первую очередь?
Домашнее задание. Написать развернутый ответ на вопрос: Над чем заставила меня задуматься книга А.де Сент-Экзюпери?
Таким образом, использование кейс-технологии на уроках позволяет учителю не только максимально реализовывать обучающимся свои способности, но и развивать их.
Список литературы.
Краткий сборник лучших методов преподавания в школе. – 2001г.
Русский язык 6 класс. Разумовская М.М., Львова С.И.,Копинос В.И. и др. М: «Дрофа». 2013
Шимутина Е. Кейс-технология в учебном процессе. Народное образование. 2009. №2. – с.173-179.
http://arsenteva.ucoz.ru/publ/kejs_tekhnologii_v_prepodavanii_literatury/1-1-0-4