Эссе Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Требования к личности учителя русского языка и литературы
в условиях реализации ФГОС.
Требования к личности учителя русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС постоянно обновляются. Задачи поставлены новые.
Современному педагогу недостаточно просто демонстрировать знание предмета и программы обучения. Спланировав тщательно сценарий урока русского языка или литературы, следует подвести обучающихся к главной мысли урока. Передать свой опыт ненавязчиво, корректно, интересно, с пользой помогут ему: определение нового, конструирование проблемной ситуации, планирование действий, планирование решений, планирование результата, планирование заданий для применения знаний. Продумать всё до мелочей не помешает любому учителю.
В связи с эти вспоминается мне одна давняя притча. Поучительный смысл ее до сих пор актуален. «Почему?», - спросите вы. А потому что учитель, даже «обновлённый», своей желает «поставить на ноги» новое поколение, стать прочной опорой для него.
«Однажды ученики спросили учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал: — Завтра вы узнаете об этом. На следующий день ученики собирались провести некоторое время у подножия горы. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к её подножию, у которого им раньше не приходилось бывать. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка. Остановившись на привал, решили они пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника. Только учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал: — Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом. Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к учителю, принеся и для него воды. Сам он отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон. — Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? - изумились ученики. — Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. А взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы… — Значит, главная задача учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики. — Нет, — сказал учитель, — главная задача учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…»
«Пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример». Как это напоминает основу стандарта: системно-деятельностный подход. Именно он заставляет пересмотреть способы взаимодействия учителя и ученика. Учитель в притче далёких времён не дал просто напиться воды ученикам, не указал сразу направление, а создал такие условия, которые максимально «расшевелили» их. Ситуация - проблема, задача, результат - специальные подходы к обучению. Они нужны, чтобы включить все механизмы для достижения результата.
Предметы «Русский язык» и «Литература» предлагают самый благодатный материал для патриотического, национального и эстетического воспитания. Поэтому вычленить основные проблемы, подобрать такое содержание образования, которое является нужным и необходимым каждому человеку на уроках по данным предметам очень важно. Продумать варианты решения задач теперь нужно не только учителю, но и ученику. «Дарить знания» по старинке стало невозможным, так как новое поколение - это совсем другие дети, которых не удивишь таблицей, плакатом, фильмом и даже внезапной встречей. Самым страшным является то, что это девочки и мальчики, которые привыкли пользоваться готовой информацией, размещённой на просторах интернета. Для них проблем не существует: пока еще невелики их потребности. Чувства острой необходимости в чём-то патриотичном, многонациональном у них нет. Усилить мотивацию у таких детей сложно, но необходимо незаметно дать понять, что даже имеющийся запас знаний порой недостаточен. Учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе самостоятельного анализа которой учащиеся понимают необходимость возможного привлечения команды, иноязычных источников информации, инструментов перевода и толкования слов, произношения, применения ИКТ, просто дополнительных сил, запасных ресурсов, источников, диалога, монолога, опыта каждого. Ведь сам педагог готов принять разных детей, вне зависимости от их национальности, социального положения, реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку - одно из личностных качеств педагога. А детский коллектив не всегда принимает тех, кто чаще всего сам нуждается в помощи. Вовлечь каждого - одна из главных задач.
Заказ современным обществом самостоятельных, конкурентоспособных, мобильных людей требует от учителя русского языка всегда «быть на одной волне» со своими учениками, мыслить с ними одинаково, чтобы предугадать их возможные шаги. Задача педагога – помочь найти им себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми, даже если у них что-то не получалось на уроке русского языка или математики в школе.