Методическая разработка лекционного занятия тема Информатика и информация специальность 34.02.01 Сестринское дело
Николаевский-на – Амуре филиал коренных малочисленных народов Севера
краевого государственного бюджетного образовательного учреждения
среднего профессионального образования
«Хабаровский государственный медицинский колледж»
ЦМК «Общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин»
А.С. Пронин
«Информатика и информация»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИННОГО
ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОДБ.07 «Информатика и ИКТ»
СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060501.51 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Николаевск-на-Амуре
-2013-
ОДОБРЕНО
ЦМК «Общеобразовательных, социально-экономических и гуманитарных дисциплин»
Протокол № ____
«___» __________ 2013г.
Председатель ЦМК ___________
Н.Г. ФилоноваСОГЛАСОВАНО
Учебно-методическим советом
НФ КМНС ХГМК
Протокол № ______
«___» ______________ 2013г.
Разработчик:
А.С. Пронин преподаватель информатики НФ КМНС ХГМК
Рецензенты:
________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Содержание:
Введение4
Методические указания для преподавателя6
Лекционный материал темы12
Приложение32
ВВЕДЕНИЕ
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
по теме «Информатика и информация»
по дисциплине «Информатика и ИКТ» для специальности 060101.51 «Сестринское дело».
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС СПО, государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060109.51 «Сестринское дело» на основании рабочей программы.
Методическая разработка лекционного занятия по данной теме создана с целью оказания преподавателю методической помощи для эффективного формирования знаний, умений у студентов и дополнения материала учебника по основным понятиям информации и информатики. Лекция сопровождается показом мультимедийной презентацией для лучшего восприятия материала студентами.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Учебная дисциплина – ОДБ.07 «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Тема: «Информатика и информация»
Вид занятия – лекционное занятие.
Тип занятия – информационно-развивающие
Количество часов на лекционное занятие – 90 минут.
Цели занятия:
Учебные:
Знать:
определение информации и информатики.
какие существуют виды информации;
какими свойствами обладает информация;
основные понятия информатики;
какими средствами передаться информация.
Уметь:
приводить примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник и приемник;
Воспитательные:
воспитание информационной культуры студентов, внимательности, аккуратности; дисциплинированности, усидчивости.
Развивающие:
Развивать технические способности студентов;
Активировать мыслительную деятельность студентов;
Развивать умение конспектировать.
Методическое обеспечение:
Средства обучения:
Мультимедийная презентация «Информатика и информация»
Средства ТСО;
Методическая разработка;
Материальное оснащение:
ПК, проектор;
стулья, столы.
Место проведение занятия: лекционный кабинет
Междисциплинарные связи:
Математика
Физика
История
Внутридисциплинарные связи:
Основы информационных технологии.
Методы обучения и формы их реализации:
Методы обучения Формы реализации метода
1.Лекционно-объяснительный Информативная, с применением презент-ии№№ элемента Этап Преподаватель Цель Время
Организа-ционный момент Преподаватель обращает внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию, отмечает отсутствующих. Называет тему занятия. Мобилизовать внимание студентов, создать рабочую обстановку. 1
Обоснование
темы и
мотивация Мотивация темы. Постановка цели. Формулировка задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, знакомство с ходом занятия. Создать мотив для изучения темы. 5
Изучение нового материала Тема: «Информатика и информация». Дать понятие информатики, информации. Познакомить с свойствами информации и ее видами. Узнать средства передачи информации. Структуру предметной области информатика. Объяснить новый материиал. 75
Рефлексия. Итог занятия Обобщение, подведение итогов. Ответить на вопросы студентов. Назвать следующую тему лекции.
Поблагодарить за внимание. Попрощаться. 9
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Великович Л.С., Цветкова М.С. «Информатика и ИКТ» (учебник), Москва издательский центр «Академия» 2012г.
Гришин В.Н., Панфилова Е.Е. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г.
Федотова Е.Л «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (учебник) Москва ИД «Форум» - Инфра-М 2012г
Дополнительная:
Свиридова М.Ю «Информационные технологии в офисе» (учебное пособие), Москва издательский центр «Академия» 2007г.
ЛЕКЦИЯ №1 на тему«Информатика и информация»
Основные понятия информации
Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:
Информация – это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.Информация – это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.Информатика – наука об информации или– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации или– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.
Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
в быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;
в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);
в кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;
в теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.
Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).Свойства информации:
полнота — свойство информации исчерпывающе (для данного потребителя) характеризовать отображаемый объект или процесс;
актуальность— способность информации соответствовать нуждам потребителя в нужный момент времени;
достоверность — свойство информации не иметь скрытых ошибок. Достоверная информация со временем может стать недостоверной, если устареет и перестанет отражать истинное положение дел;
доступность — свойство информации, характеризующее возможность ее получения данным потребителем;
релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;
защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;
эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Информацию следует считать особым видом ресурса, при этом имеется в виду толкование "ресурса" как запаса неких знаний материальных предметов или энергетических, структурных или каких-либо других характеристик предмета. В отличие от ресурсов, связанных с материальными предметами, информационные ресурсы являются неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления, чем материальные ресурсы.
С этой точки зрения можно рассмотреть такие свойства информации:
запоминаемость;
передаваемость;
воспроизводимость;
преобразуемость;
стираемость.
Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.
Передаваемость способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть “запомнена” другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.
Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.
Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.
Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.
Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.
Задание: приведите примеры информации:
в неживой природе (например, в геологии или археологии);
в биологических системах (например, из жизни животных и растений);
в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения);
в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей).
Информация всегда связана с материальным носителем.
Носителем информации может быть:
любой материальный предмет (бумага, камень и т.д.);
волны различной природы: акустическая (звук), электромагнитная (свет,радиоволна) и т.д.;
вещество в различном состоянии: концентрация молекул в жидком растворе, температура и т.д.
Машинные носители информации: CD, DWD, BR, HDD, Flash и т.д.
Сигнал - способ передачи информации. Это физический процесс, имеющий информационное значение. Он может быть непрерывным или дискретным.
Сигнал называется дискретным, если он может принимать лишь конечное число значений в конечном числе моментов времени.
Аналоговый сигнал - сигнал, непрерывно изменяющийся по амплитуде и во времени.
Сигналы, несущие текстовую, символическую информацию, дискретны.
Аналоговые сигналы используют в телефонной связи, радиовещании, телевидении.
Кодирование и единица измерения информации
Представление информации с помощью какого-либо языка называют кодированием.
Код – набор символов для представления информации.
Кодирование – процесс представления информации в виде кода.
Знаменитый немецкий ученый Г.В. Лейбниц предложил еще в XVII веке уникальную и простую систему счисления. «Вычисление с помощью двоек…, сведение чисел к простейшим началам (0 и 1)».
Сегодня такой способ представления информации, с помощью языка содержащего два символа 0 и 1, широко используется в технических устройствах.
Эти два символа 0 и 1 принято называть битами
Бит – наименьшая единица измерения информации и обозначается двоичным числом.
Более крупной единицей изменения объема информации принято считать 1 байт, который состоит из 8 бит.
1 байт = 8 битов.
Название Условное обозначение Соотношение с другими единицами
Килобит Кбит 1 Кбит = 1024 бит = 210 бит ≈ 1000 бит
Мегабит Мбит 1 Мбит = 1024 Кбит = 220 бит ≈ 1 000 000 бит
Гигабит Гбит 1 Гбит = 1024 Мбит = 230 бит ≈ 1 000 000 000 бит
Килобайт Кбайт (Кб) 1 Кбайт = 1024 байт = 210 байт ≈ 1000 байт
Мегабайт Мбайт (Мб) 1 Мбайт = 1024 Кбайт = 220 байт ≈ 1 000 000 байт
Гигабайт Гбайт (Гб) 1 Гбайт = 1024 Мбайт = 230 байт ≈ 1 000 000 000 байт
Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду беспредметно. Классифицировать ее можно:
по способу восприятия:
Визуальная — воспринимаемая органами зрения.
Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.
Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.
Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.
Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.
по форме представления:
Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.
Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
по назначению:
Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.
Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.
Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.
Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.).Примеры получения информации:
1) динамик компьютера издает специфический звук, хорошо знакомый Васе, — следовательно, пришло новое сообщение по ICQ;
2) с вертолета пожарной охраны в глубине леса замечен густой дым — обнаружен новый лесной пожар;
3) всевозможные датчики, расположенные в сейсмологически неустойчивом районе, фиксируют изменение обстановки, характерное для приближающегося землетрясения.
Основные понятия информатики
Информатика – область человеческой деятельности, связанная с процессами преобразования информации с помощью компьютеров и других средств вычислительной техники.
Основные термины
Информационные ресурсы — различные формализованные знания (теории, идеи, изобретения), данные (в том числе документы), технологии и средства их сбора, обработки, анализа, интерпретации и применения, а также обмена между источниками и потребителями информации.Информационный процесс — последовательность действий (операций) по сбору, передаче, обработке, анализу, выделению и использованию с различной целью информации (и/или её носителей) в ходе функционирования и взаимодействия материальных объектов.
Информационная технология - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением, созданием и применением методов, способов используемых для получения новой информации, сбора, обработки, анализа и т.д.
Информационный технологический процесс — компонент информационной технологии как практического инструмента рецептурной деятельности, часть производственного процесса, состоящая из последовательности согласованных технологических операций, связанных со сбором и обработкой <данных> как носителей информации, выделением из них необходимых сведений, новостей, знаний, их накоплением, анализом, интерпретацией и применением.
Структура предметной области информатики
Теоретическая информатика Философские основы информатики
Теория информации. Методы измерения информации
Математические основы информатики
Информационное моделирование
Теория алгоритмов
Представление знаний и интеллектуально-информационные системы
Средства информатизации Технические Хранения и обработки данных Персональные компьютеры
Рабочие станции
Вычислительные системы
Устройства ввода/вывода информации
Накопители (магнитные, оптические, смешанные)
Передачи данных Сети ЭВМ
Комплексы
Цифровые технические средства связи
Телекоммуникационные системы передачи аудио, видео и мультимедийной информации
Программные Системное ПОи системы программирования Операционные системы и среды
Сервисные оболочки
Утилиты
Системы и языки программирования
Реализации технологий Универсальных Текстовые и графические редакторы
Системы управления базами данных
Табличные процессоры
Средства моделирования объектов, процессов и систем
Профессионально-ориентированных Издательские системы
Профессионально-ориентированные системы автоматизации расчетов
Системы автоматизации проектирования, научных исследований и пр.
Информационные технологии Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи данных;
Подготовки текстовых и графических документов, технической документации;
ГИС-технологии;
Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления
Социальная информатика Информационные ресурсы общества
Информационное общество – закономерности и проблемы
Информационная культура, развитие личности
Информационная безопасность
Вопросы:
Что несет информация для ее получателя? (сведения)
Как связаны информация и сообщения? (сообщение передает инф.)
«Только что вы получили новую информацию» как вы думаете, правильна ли эта фраза? (Нет)
Какова связь ЭВМ и информации? (инструмент обработки инф.)
В каких единицах измеряется информация в ЭВМ? (битах, байтах)
-174625220345ПРИЛОЖЕНИЕ
00ПРИЛОЖЕНИЕ