Календарно-тематическое планирование по истории для 6 класса(в соответствии с требованиями ФГОС ООО)

Календарно-тематическое планирование курса истории средних веков (28 часов), 6 класс (ФГОС)
2013-2014 учебный год
№ урока
Дата
Тема учебного занятия
Форма учебного занятия
Основные понятия
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)
Средства обучения
Домашнее задание

1

Что и как изучает история Средних веков

Практическое занятие с элементами игры
Средневековье, возрождение, новое время, исторические источники, археология,этнография,топонимика, геральдика,хронология,нумизматика
Определять место Средневековья на ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой
«Лента времени», схема «средневековые источники»
Стр. 5-7
ОЗ: §1, повторить материал о поздней римской империи, нарисовать изобретения средневековья

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ (8 часов)


Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье

2

Великое переселение народов и образование германских королевств

Урок с элементами лабораторно-практической работы
Великое переселение, варвар, род, племя, дружина, племенные союзы: бургунды, франки, вестготы, остготы, вандалы, англы, Аларих, Стилихон, Аттила, Ромул, 395г., 410г., 476г., лангобарды Государство, франки, династия, Меровинги, Хлодвиг, Суассон, Галлия, король, граф, майордом, , Салическая правда, обычное право, «кудрявые короли», обряд, 486г.,498г.,500г.
Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств.
Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья.
Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее Средневековье (объясняя, какие источники об этом свидетельствуют).
Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король,.

Карта «Европа в V-VII вв.»
§1

3

Христианская церковь в раннее Средневековье

Комбинированный урок
Богословы, отцы церкви, догмат, церковный собор, ереси, духовенство, церковная десятина, монастыри, монашеский орден, церковная организация
Раскрывать значение римский папа, епископ, монах
Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье.


§2

4

Империя Карла Великого: возникновение, расцвет и распад

Игровое занятие с элементами дискуссии
«Ленивые короли», Каролинги, Карл Мартелл («молот»), бенефиций, 732 г.- битва при Пуатье, Пипин Короткий, Папская область – гос-во римских пап в Средней Италии, Карл Великий, 800 г.- провозглашение Карла императором 843 г. – Верденский раздел, политическая раздробленность, норманны, варяги, викинги.
Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы; высказывать суждение о том, почему его назвали Великим.

Карта «Завоевательные походы Карла Великого»
§3

5

Западная Европа в IX-XI вв.

Мультимедийныйурок с элементами практической работы
Викинги, норманны, саги, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феод


§4

Глава II. Византия и славянский мир

6

Византия в VI -XI вв.

Практическое занятие
Ромеи, кодекс Юстиниана, Феодора, василевс, миряне
Показывать на карте территорию Византийской империи, называть соседствовавшие с ней народы и государства.
Объяснять, кто и как управлял Византийской империей.
Составить исторический портрет (характеристику) императора Юстиниана.
Рассказывать о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников.
Карта «Византийская империя при Юстиниане»
§5

7

Культура Византии и славянский мир
Мультимедийныйурок с элементами практической работы
Мозаика, фреска, икона, иконоборцы, иконопочитатели, 1054 г. – раскол церкви, Кирилл и Мефодий – великие просветители славянства
Представлять описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывать свое суждение о них Раскрывать значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика.
Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями

§6-7

Глава III. Арабский мир в VI-XI веках

8

Возникновение ислама

Практическое занятие
Арабы, иудеи, ислам, пророк, мусульманин, аллах, бедуин, Коран, Мухаммед, Кааб, халиф, архангел Гавриил, рамадан, джихад, 622г. хиджра, Мекка, мечеть, шариат
Показывать на карте территории, населенные и завоеванные арабами в период раннего Средневековья.
Рассказывать о занятиях и образе жизни арабских племен.
Характеризовать положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат.
Раскрывать значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат.

Карта «Арабы в VII-IX вв.»
§8

9

Мир ислама: Арабский халифат и его культура

Практическое занятие с игровой ситуацией и групповой работой
Суннизм, халиф, шиизм, имам, сарацины, Дамаск. Медресе, Фирдоуси, «Книга царей»,
Арабески, каллиграфия, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушду (Аверроэсу), «Дом мудрости»
Объяснять причины и следствия арабских завоеваний.
Характеризовать достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры

Карта «Арабы в VII-IX вв.»
§9 прочитать одну из арабских сказок из «Тысячи и одной ночи». Объяснить слова «везирь», «джинн», «халиф», «бедуин»

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (15 часов)

Глава IV. Феодальное общество

10

Сеньоры и вассалы
Заочное путешествие с элементами практической работы
Феод, сеньор, вассал, рыцарь, герб, турнир, кодекс чести, куртуазность, рыцарская культура, геральдика




Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества - рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников).
Раскрывать значение понятий феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, цех, гильдия,


§10

11

Средневековая деревня

Лабораторно-практическое занятие
Община, повинности, барщина, оброк, сеньория, натуральное хозяйство, «серв» (раб)


§11

12

Средневековый город

Заочное путешествие
Пошлина, хартия, города - коммуны, бюргерство, буржуа, патрициат, ремесло Цех, устав цеха, шедевр, мастер, подмастерье, Гильдии, Ганза, меняла, ярмарка


§12

Глава V. Католическая церковь в XI-XIII веках

13

Католическая церковь в XI-XIII вв.
Урок с элементами групповой работы
Духовенство: белое и черное, монашество, проповедь, десятина
Раскрывать значение понятий католицизм, православие, Крестовые походы, еретик, инквизиция.
Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия
Характеризовать положение и деятельность церкви в средневековой Европе.


§13

14

Крестовые походы

Практическое занятие
Урбан II I крестовый поход (1096-1099), детский крестовый поход
Высказывать оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов.

Карта «Крестовые походы»
§ 14



15

Франция: долгий путь к единству
Практическое занятие с элементами игры
Иль- де- Франс, Филипп II Август, Людовик IX, Генеральный штаты (1302), Филипп IV Красивый, , папа Бонифаций VIII.
Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.
Объяснять, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие - против Объяснять значение понятий парламент, хартия, Реконкиста


§15

16

Англия: от Нормандского завоевания до парламента

Лабораторно- практическое занятие
Нормандское завоевание,1066г. – битва при Гастингсе, Генрих II (Плантагенет), Иоанн Безземельный Великая хартия вольностей (1215г.), 1265г.- рождение парламента, бароны


§16

17

Несбывшиеся надежды германских императоров

Лабораторное занятие с элементами проблемности
Ломбардская лига городов, курфюрсты, «Золотая булла», Барбаросса


§ 17

Глава VII. Культура Западной Европы в XI- XIII веках

18

Образование, наука и философия в эпоху расцвета Средневековья

Лабораторное занятие
Схоластика, факультет, декан, Сорбонна, алхимия, Фома Аквинский, Роджер Бэкон.
Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.
Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.
Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.
Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества

§ 18

19

Время соборов (искусство Западной Европы в XI-XIII вв.)
Практическое занятие на основе изобразительного ряда
Романский стиль (нефа, апсида, трансепт, портал, крипта), готический стиль


§19

Глава VIII. Европа в XIV-XV веках

20

Столетие бедствий

Проблемный урок с элементами практической работы
Голод 1315-1317 гг., чума 1348г., Жаки, Жакерия, восстание Уота Тайлера
Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.
Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

§20

21

Самая долгая война в истории
Лабораторно-практическое занятие с картой
1337-1453-1471гг, битва при Креси (1346г.), битва при Пуатье (1356г.), дофин, Черный принц
( старший сын Эдуарда Ш), Этьен Марсель, Карл V, 1360г.- мир в г. Бретиньи
Битва при Азенкурев 1415г., осада Орлеана (1428-1429гг.), Жанна д Арк, Карл VI, Генрих V, Карл VII
Характеризовать причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе.
Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объяснять, почему их имена сохранились в памяти поколений.

Карта «Англия и Франция во время Столетней войны (1337-1453)»
§21

22

Трудный путь к торжеству королевской власти

Практическое занятие с игровой ситуацией и групповой работой
Централизация, инквизиция, Карл Смелый, Людовик XI, война Алой и Белой розы, Ричард III , Генрих IV


§ 22

23

Культура Западной Европы в XIV-XV вв.: новые горизонты
Урок - путешествие
Аркебузы, инкунабулы, Иоганн Гуттенберг, скриптории, вексель, биржа, Гуманизм, Данте, Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо, Филиппо Брунеллески, Мазаччо, Сандро Боттичелли.
Характеризовать представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жизни занимала религия,
Рассказывать, что и как изучали в средневековых школах и университетах.
Объяснять значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение.
Представлять описание памятников средневековой культуры, характеризуя их назначение, художественные особенности и др.
Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества

§ 23

24

Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV-XV веках
Лабораторно-практическое занятие
Сейм, гуситы, чашники, табориты, умеренные, османы, янычары, султан, церковная уния
Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок (турок) и территории созданных ими государств.


§24-25

ВДАЛИ ОТ ЕВРОПЫ (3 часа)
Глава IX. Страны Азии, Африки и Америки

25

Индия, Китай, Япония

Практическое занятие на основе групповой работы
Раджа, каста, варна, пагода, шэньши
Объяснять значение понятий сегун, самурай, каста.
Характеризовать общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.
Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).
Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал)

§ 26

26

В глубинах Азии: державы Чингисхана и Тимура

Урок - путешествие
Хан, нойон, нукер, курултай, улус, обсерватория
Объяснять значение понятий хан, орда
общественное устройство государств Востока в Средние века, отношения власти и подданных, систему управления.
Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников).
Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока

§ 27

27

Народы и государства Африки и Америки
Лабораторно-практическое занятие
Берберы, Магриб, Судан, пигмеи, майя, ацтеки, инки
Показывать на карте древние государства Америки. Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки

§ 28

28

Значение Средних веков в истории человечества

Урок систематизации и обобщения изученного материала

Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира




Календарно-тематическое планирование курса истории России с древнейших времен до конца XVI века (40 часов), 6 класс (ФГОС)
2013-2014 учебный год


п/п
Тема урока
Дата
пров. урока
Тип
урока
Понятия и персоналии
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
Дом. Зад.






Предметные
Метапредметные
Личностные








Регулятивные.
Коммуникативные.
Познавательные.



Глава I Древняя Русь в VIII- перой половине XII века (13 ч)

1
Введение в изучение курса "История России"

Вводный
Этнография, археология, фольклористика, лингвистика
Характеризовать источники по российской истории.
Научатся работать с исторической информацией
Научатся работать в группе; доказывать свою точку зрения, выступать публично;
Обучающиеся научатся оперировать понятиями историческая наука, исторический источник, структурировать знания , полученные раннее и вновь приобретенные по вопросу исторических источников, выполнять познавательные и проблемные задания
Формирование устойчивого познавательного интереса к истории Отечества, выражение своего отношения к роли истории в жизни человеческого общества
С. 4-6, эссе "История-это фонарь из прошлого, который светит в будущее"

2
Древнейшее население на территории нашей страны

комбинированный
палеолит, мезолит, тотем, племя, религия, культура, присваивающее и производящее хозяйства;
Учащиеся научатся рассказывать об основных занятиях людей в древности, характерных особенностях верований древнейших людей; оперировать терминами и понятиями использовать знания из курса географии при описании местоположения объектов; определять влияние природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности общества;
Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути  достижения учебных задач. Обучающиеся учатся определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия.
Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся обобщать изучаемый материал по первобытной эпохе на территории нашей страны, устанавливать аналогии со знаниями по первобытной эпохе, полученные по истории Древнего мира,  самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения. осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.
Формирование устойчивого познавательного интереса. Понимание, что история России является частью всемирной истории
§1,
с. 7-9

3
Древнейшие культуры

Урок изучения нового материала
Скифы, киммерийцы
Кочевые народы степи и их государства:
Тюркский каганат, Хазарский каганат, Волжская Булгария. ислам, иудаизм
Учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами по теме, рассказывать о первых очагах цивилизации на территории нашей страны: города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство и другие.

Обучающиеся учатся ставить перед собой учебные задачи, на основе соотнесения того, что им уже известно о греческой колонизации и того, что еще предстоит изучить
Обучающиеся учатся умению с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Обучающиеся учатся использовать монологическую и диалогическую формы речи в соответствии с нормами родного языка
Обучающиеся учатся структурировать знания (составляя хронологическую последовательность) при изучении вопроса: «Кочевые народы, населявшие Северное Причерноморье».
Учатся сравнивать по плану жизнь и деятельность различных народов и царств Северного Причерноморья .
Обучающиеся учатся анализировать историю развития Дунайской Болгарии и Волжской Булгарии, сравнивать, находить общее и отличное.
Учатся выстраивать логическую цепочку рассуждений при поиске ответа на проблемный вопрос «Почему ранние государства кочевников существовали недолго»?
Учатся составлять развернутый план характеристики Хазарского каганата.

Формируется межэтническая толерантность, уважение и принятие культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны.
§1
с.10-13

4
Славянский мир

Комбинированный
Индоевропейская языковая семья, венеды, анты, склавины, три ветви славян (восточная, западная, южная)
учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; применять знания из географии для определения влияния природно-географического фактора на развитие жизнедеятельности восточных славян;
работать в группе; доказывать свою точку зрения; выступать публично;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.
дать оценку деятельности восточных славян по налаживанию связей с соседними народами и племенами; выработать собственное отношение к важности изучения древнейшего периода Руси.
§2

5
Восточные славяне и их соседи

комбинированный
летопись «Повесть временных лет». Нестор. Залежная система земледелия, пашенное земледелие. Бортничество. Дружина. Идолы
Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.


Обучающиеся учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале, учатся умению самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Обучающиеся учатся ставить вопросы. Учатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации

Обучающиеся учатся показывать на карте места расселения славянских племен. Сравнивать различные системы земледелия, соотносить их с природными особенностями местности.
Обучающиеся учатся работать с текстом учебника, находить информацию в учебнике при ответе на вопрос: признаки родового строя и зарождения государства в жизни восточных славян в VII-VIIIвеках. Обобщать материал и представлять его в виде таблицы «Жизнь восточных славян в сер. 1 тыс.- в конце 1 тыс.»
Осознание своей этнической принадлежности через освоение культурных ценностей в частности в сфере древних религиозных (языческих) верований. Формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для культурной самоидентификации личности.
§2, ПРТ задания 1-4

6
Формирование древнерусского государства

Урок изучения нового материала
Варяги, Рюрик, Аскольд, Дир. Олег. Путь «Из варяг в греки»
Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Новгород и Киев - центры древнерусской государственности вдоль торгового пути «из варяг в греки». Проблема призвания варягов Рюрика. Образование Древнерусского государства (862 г., 882 г.), объединение севера и юга великим князем Олегом.
Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач. (При поиске ответа на вопрос «Какие признаки свидетельствуют о том, что на территории расселения восточнославянских племен в IX веке начало складываться государство»?)
Обучающиеся учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывать на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.
У обучающихся формируется историко-географический образ Древней Руси.
§3, работа с документами.

7
Первые русские князья

комбинированный
Ольга, Игорь, Святослав. Константин Багрянородный, Куря. Уроки, погосты, полюдье
Формирование княжеской власти. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Князь и дружина, полюдье.
Обучающиеся учатся осуществлять самоконтроль в форме сличения результатов работы своей группы по составлению хронологической таблицы «деятельность первых князей» с представленным учителем эталоном с целью обнаружения отклонений с последующей коррекцией, внесении необходимых дополнений.
Обучающиеся учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при работе над таблицей, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающиеся учатся объяснять смысл понятий: полюдье, князь, дружина, уроки, погосты. Учатся систематизировать материал (представлять его в виде хронологической таблицы) о деятельности первых князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет»
У обучающихся формируется образ социально- политического устройства Киевской Руси, представление о государственной организации.
§4 ПРТ

8
Владимир Святославович. Принятие Христианства

Комбинированный
Князь Владимир.
Князь Владимир I (980-1015): личность в зеркале легенд, правление.Крещение Руси (988 г.): причины, ход, значение, становление Русской православной церкви.Сохранение двоеверия. Вхождение Руси в круг цивилизации православного мира.

Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Обучающиеся учатся вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении ответа на вопрос: Какое значение имела деятельность Владимира Святославича для Древнерусского государства и общества до и после 988 года?
Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Учатся давать оценку принятия христианства на Руси. Учатся устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Святославича.
§5,
ПРТ

9
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

комбинированный
Ярослав Мудрый, Борис, Глеб, Святополк. Русская Правда, Правда Ярослава
Расцвет Руси при Ярославе Мудром (1019-1054): усобицы и канонизация Бориса и Глеба, культурное развитие, укрепление международного положения. Принятие «Русской правды» Ярославом и его сыновьями (1072 г.): замена первобытных обычаев (кровной мести) государственными законами.
Обучающиеся учатся осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательной задачи: «Какому из судебников раннего Средневековья ближе «Русская правда» - «Кодексу Юстиниана» или «Салической правде» Хлодвига»? Осознание и оценка качества и уровня освоения учебного материала
Обучающиеся учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию при решении проблемного вопроса: «Возможно ли было избежать усобицы между сыновьями Владимира или это закономерный процесс»?
Обучающиеся учатся характеризовать первое русское законодательство, самостоятельно делать выводы о том, чьи интересы оно защищало. Анализировать статьи Древнерусского законодательства. Выявлять и приводить примеры, демонстрирующие признаки сохранение родоплеменных традиций в законодательстве. Оценивать деятельность Ярослава Мудрого. Составлять исторический портрет.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Ярослава Мудрого, Бориса и Глеба, Святополка Окаянного.
§6, по желанию составление презентации «деятельность Ярослава Мудрого»

10
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
«Русская правда»-первый свод законов

комбинированный
Вервь, изгои, люди, смерды, вотчина, бояре, закупы, рядовичи, холопы, челядь, тиуны, отроки, вече, гости, детинец, кремль, куны
Образование древнерусской народности. Общественный строй: бояре-вотчинники, зависимые люди, свободные общинники, горожане: быт разных слоев населения
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку учебных задач на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что еще неизвестно. (Ранее полученная информация по соц. составу общества на основе оценки законодательных актов Древней Руси и новая, дополненная и расширенная информация по данному вопросу)
Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия.
Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя материал учебника. Учатся самостоятельно формулировать вопросы для сравнения структуры и жизни общества Древней Руси и западной Европы в X-XIIвеках, делать выводы. Учатся искать материал, готовить рассказ по заданному плану Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.
У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси.
§6,
ПРТ

11
Культура Древней Руси

комбинированный
Кириллица, пергамен, береста, миниатюра, летописи, жития, крестово-купольная форма храма, Софийский собор, мозаика, фреска, канон, иконопись.
Древнерусская культура:фольклор (былины), влияние Византии (православная литература и идеи, кириллица, правила изобразительного искусства). Письменность: летописи, «Повесть временных лет» Нестора. Живопись (иконы, мозаики, фрески) и зодчество (София Киевская и София Новгородская).
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. (Создание учителем ситуации поиска необходимых доказательств для подтверждении или опровержения мнения о величайшем наследии культуры древней Руси)
Обучающиеся учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы..

Обучающиеся учатся рассказывать о развитии культуры Киевской Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески, мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др.
Обучающиеся осваивают общекультурное наследие. Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность
§7
ПРТподготовка (по желанию учащихся) презентаций, выступлений о культуре Киевской Руси.

12
Быт и нравы Древней Руси

комбинированный
Скоморохи, гусляры, хоромы, порты, зипуны, кожухи, епанчи, понева
Рассказывать о жизни горожан, различать типы жилищ восточных славян Описывать жизнь и быт, верования славян
Обучающиеся учатся при планировании достижения целей (при работе над мини проектом) самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. Овладевать основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Учатся работать в группе, устанавливать рабочие взаимоотношения, эффективно сотрудничать, строить продуктивное взаимодействие
Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества
У обучающихся формируется образ социального устройства Киевской Руси. Обучающиеся осваивают общекультурное наследие
§8, ПРТ

13
Древняя Русь (в VIII- первой половине XII века)

Повторительно-обобщающий урок
Цель: закрепить знания об особенностях процесса возникновения и развития государственности на территории Восточной Европы, основных направлениях и итогах деятельности великих русских князей, причинах и последствиях принятия восточнославянским обществом христианства.

Глава II. Русь Удельная в XII-XIII веках. (12 часов)

14
Начало раздробления Древнерусского государства

комбинированный
Лествичная система престолонаследования
Проблема начала распада Древнерусского государства на уделы. Отношение Руси и жителей Степи (половцы). Личность Владимира Мономаха и Любечский съезд князей 1097 года.

Обучающиеся учатся составлять план работы, последовательность действий на уроке, осуществлять констатирующий контроль по результатам действий на уровне произвольного внимания.
Обучающиеся учатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь при изучении новой темы
Обучающиеся учатся характеризовать положение отдельных групп населения, используя отрывки из «Устава» Владимира Мономаха, учатся анализировать документы и делать выводы. Составлять характеристику, исторический портрет личности Владимира Мономаха. Давать оценку лествичной системе престолонаследия, приводить доказательства ее несовершенства. Учатся структурировать текст параграфа, находить главную и второстепенную информацию
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Владимира Мономаха
§9

15
Главные политические центры Руси Южная Русь

комбинированный
Удел, натуральное хозяйство, раздробленность Юрий Долгорукий. «Слово о полку Игореве»
Государственная раздробленность Руси с начала XII века: причины, черты, Крупнейший самостоятельный центр Руси - Киевское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития последствия.
Обучающиеся учатся выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что еще предстоит усвоить, осознанию качества и уровня усвоения материала. Оцениванию результатов работы.
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответа на проблемный вопрос учителя: «Почему в удельный период Киевская земля превратилась в арену борьбы между князьями»
Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности при работе над вопросом «Значение удельного периода в истории России» Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников
Обучающиеся учатся объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Актуализация знаний и применения их в новых изменившихся условиях. Обучающиеся учатся называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности. ( Устанавливать причинно-следственные связи) Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси. Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейшего Киевского княжества. Учатся давать характеристику княжества по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления при работе над таблицей «положительные и отрицательные последствия раздробленности Руси». Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответа на вопрос
§10 таблица

16
Новгородское государство

комбинированный
Кончанский ,уличанские старосты, посадник, тысяцкий, архиепископ
Крупнейший самостоятельный центр Руси - Новгородская земля, особенность еегеографического положения, социально-политического и культурного развития
Обучающиеся учатся анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке совместного вывода о преимуществах и недостатках Новгородской системы управления
Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение Новгородской земли. Учатся давать характеристику Новгородской земли по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы. Осознание сильных и слабых сторон системы управления в Новгороде.
§11

17
Юго-Западная Русь

комбинированный
Ярослав Владимирович Осмомысл
Крупнейшие самостоятельные центры Руси –Галицкое и Волынское княжества, особенности их географического положения, социально-политического и культурного развития
Обучающиеся самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом, при поиске ответов на проблемные вопросы учителя: «Почему именно в Галицком и Волынском княжествах раньше других возникли боярские вотчины», «В чем, по вашему мнению, были преимущества единого Галицко-Волынского княжества»
Продолжают формировать умение - давать устный отзыв на ответы одноклассников
Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение крупнейших Галицкого и Волынского княжеств. Учатся давать характеристику княжеств по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы
§10, таблица

18
Владимиро-Суздальская Русь

комбинированный
Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо,
Крупнейший самостоятельный центр Руси - Владимиро-Суздальское княжество, особенность его географического положения, социально-политического и культурного развития
Обучающиеся учатся устанавливать целевые приоритеты, планировать пути достижения целей
Обучающиеся учатся навыкам инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, умению осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Обучающиеся учатся работать с исторической картой. Показывать на исторической карте расположение Владимиро-Суздальского княжества. Учатся давать характеристику княжеству по плану: 1) географическое и политическое положение 2) соседи и внешняя политика, 3)особенности управления княжеством, 4)особенности хозяйства и основные занятия жителей, 5)Яркие исторические личности, 6)памятники истории и культуры.
Формирование устойчивого познавательного интереса при самостоятельном поиске ответов на вопросы.
§11, таблица. Используя дополнительный материал составить исторический характеристику Долгорукого, Боголюбского по выбору уч-ся

19-20
Нашествие с Востока

Урок изучения нового материала
Темучин-Чингисхан, Джучи, Батый.
Борьба против внешней агрессии в XIII веке и монгольское завоевание: империя Чингисхана, битва на Калке, поход Батыя на Русь 1237–1242 (причины поражения, последствия).
Обучающиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, вносить необходимые коррективы в исполнение. Учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при работе над вопросом «К каким последствиям может привести монгольское нашествие на русские земли»?
Обучающиеся учатся устанавливать рабочие отношения в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем.
Обучающиеся учатся актуализировать знания из курса всеобщей истории о монгольской державе. Обучающиеся учатся основам изучающего чтения, структурированию текста, включая умение выделять главное и второстепенное. Учатся выстраивать последовательность описываемых событий. Устанавливать причинно-следственные связи
Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства
§12

21
Борьба Руси с западными завоевателями

комбинированный
Александр Невский. Орден меченосцев, Ливонский орден, тевтонский орден. Невская битва, ледовое побоище
Экспансия с Запада (причины). Александр Невский: личность в свете источников, Невская битва 1240 г. и Ледовое побоище 1242 г.
Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса при выдвижении гипотез в работе над проблемным вопросом: «Какие бы могли быть последствия для Руси если бы натиск с запада не удалось остановить».
Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров.
Обучающиеся учатся рассказывать (на основе информации учебника, отрывков из летописей, карты и картосхемы) о Невской битве и Ледовом побоище. Раскрывать причины экспансии с запада. Осуществляя расширенный поиск информации при составлении исторической характеристики Александра Невского.
У обучающихся формируется чувство патриотизма, гордости за свою страну.
§13 ПРТ

22
Русь и Золотая Орда

комбинированный
Курултай, ярлык, баскаки, численники,
Русь и Орда: установление зависимости (ханские ярлыки, уплата дани и т.д.).
Золотая Орда: укрепление государства. Борьба населения русских земель против ордынского владычества.

Обучающиеся учатся основам саморегуляции в учебной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью на уроке, направленным на достижение целей.
Обучающиеся учатся адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникационных задач, владению устной речью, умению строить монологическое высказывание.
Обучающиеся учатся объяснять, в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды, характеризовать повинности населения. Структурировать тексты параграфа, выделяя главное и второстепенное. Умению сравнивать две противоположные тактики, которые использовали русские князья во взаимоотношениях с Ордой, объяснять причины подобной политики.
Осознание своей этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства
§14

23
Русь и Литва

комбинированный
Гедимин,Ольгерд,Витовт. Речь Посполитая уния, шляхта, рада.
Русь и Великое княжество Литовское: объединение литовскими князьями западных и южных земель Руси.
Обучающиеся учатся осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания. Самостоятельно составлять план и последовательность действий при поиске ответа на проблемные вопросы о значении Кревской унии для будущего русских земель в составе литовского княжества.
Обучающиеся учатся в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
Обучающиеся учатся основам изучающего чтения. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Сравнивать, находить общее и отличное в общественном и государственном устройстве Великого княжества литовского и Киевского княжества
У обучающихся формируется устойчивый познавательный интерес. Формируются эмоционально положительное восприятие своей этнической принадлежности
§15

24
Культура русских земель в XII-XIII веках

Урок изучения нового материала

Упадок русской культуры после монгольского завоевания. Завершение христианизации. Возрождение русской культуры в XIV–XV веках: памятники литературы времен борьбы с Ордой, каменное зодчество, идеи творчества Феофана Грека и Андрея Рублева (икона «Троица»).


Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.
Обучающиеся учатся описывать памятники культуры (архитектуры, иконописи второй половине XII-XIII вв.). Раскрывать значение содержания, патриотическую направленность литературного творчества. Учатся сравнивать различные архитектурные стили, сложившиеся в данный период.
Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников.Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
§16

25
Обобщающее повторение
Русь Удельная в XII-XIII веках.



Возникновение Киевской Руси. Социально-политическое устройство государства. Особенности внутренней и внешней политики князей в IX-XII веках. Русь Удельная. Достижения Древнерусской культуры. Роль христианства.
Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения
Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.
Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность


Глава III. Московская Русь в XIV-XVI веках. (13 часов)

26
Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

комбинированный
Черносошные крестьяне, трехпольная система севооборота. Хан Узбек. Иван Калита.Чолхан
Пик раздробленности Северо-Восточной Руси. Восстановление хозяйства: крестьянский труд, вотчинные хозяйства князей, бояр и монастырей, восстановление городов. Начало объединения русских земель: борьба Москвы и Твери. Иван Калита (1325–1340): противоречивость поступков и значение для возвышения Москвы.

Обучающиеся учатся основам прогнозирования как предвидения развития процесса в будущем на основе анализа и оценки взаимоотношений Ивана Калиты с Ордой
Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты с точки зрения исторической перспективы..
Обучающиеся учатся показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Оценивать факторы, которые предопределили экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Комментировать итоги правления Даниила в Москве
У обучающихся формируется понимание важности политического прогнозирования. Представление о большом значении личности в политическом процессе
§17, ПРТ

27
Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Урок изучения нового материала
Семен Гордый, Иван красный, Дмитрий Донской, митрополит Алексий. Мамай. Куликовская битва.Челубей. Андрей Серпуховский, Дмитрий Боброк-Волынский. Тохтамыш
Взаимоотношения Москвы с Ордой. Дмитрий Донской (1359–1389 гг.): особенности личности, вклад в объединение Руси. Куликовская битва (1380 г.): причины, ход, значение для Руси и русского народа.
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей. Преобразование практической задачи в познавательную, самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем действия в новом учебном материале
Обучающиеся учатся давать и аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского. Учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с одноклассниками. Учатся осуществлять контроль, оценку деятельности.
Обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи при изучении вопроса об изменении отношения Руси с Золотой Ордой всер.XIV века. Объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы. Учатся анализировать учебный материал при работе над вопросом: « Кто и почему примкнул к войску Мамая, а кто поддержал Дмитрия Ивановича».
У обучающихся формируются чувство гордости за свою страну, уважения к истории, эмоционально положительное принятие своей этнической принадлежности.
§18

28
Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века

комбинированный
Тамерлан,
Едигей.Софья Витовтовна. Василий и Дмитрий Шемяка. Сибирское, Казанское, Астраханское, Касимовское ханства. Большая Орда.
Распри в Московском княжестве, распад Золотой Орды (с 1420-х годов) и образование самостоятельных татарских ханств – Крымского, Казанского и т.д.
Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Обучающиеся учатся работать в коллективе, умению формулировать собственное мнение и позицию (при оценке поведения князей в династической войне), аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников
Обучающиеся учатся делать выводы о последствиях династических войн для Московского княжества и других удельных земель. Формулировать проблему наследования власти в государстве. Раскрывать причины распада Золотой Орды, сравнивать ее процессом дробления других государств в эпоху Средневековья, самостоятельно выбирать основания и критерии для сравнения.
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления
§19

29
Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

комбинированный
Иван III,Марфа Борецкая, хан Ахмат
Иван III (1462–1505): черты личности и значение правления для судьбы страны. Свержение золотоордынского ига: 1480 г. – Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: причины, значение присоединения Новгорода (1478 г.), завершение процесса при Василии III.

Обучающиеся учатся самостоятельно планировать пути достижения цели, умению оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности, формулировать собственное мнение, аргументировать его и координировать его с позициями партнеров
Обучающиеся учатся навыкам поискового и изучающего чтения при заполнении таблицы
Удельные княжества и земли
Годы и способы присоединения к Москве
Значение присоединенных земель для Москвы.





Показывать на карте рост территории Москвы. Объяснять значение создания единого Русского государства. Учатся описывать «Стояние на реке Угре». Учатся составлять характеристику ИванаIII.
У обучающихся формируется чувство российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое
§20

30
Московское государство в конце XV – начале XVI века.

Урок изучения нового материала
Местничество, Дворец, Казна, кормления, наместники, царь, волости, дворяне, сословия, поместье. Судебник, юрьев день. Софья Палеолог. Филофей.
Становление органов власти и государственных порядков Российского государства: Судебник 1497 года, власть государя, Боярская дума, зарождение приказов, местничество, государево тягло, роль православной церкви. Теория «Москва – третий Рим». Государственная символика России (герб, Московский Кремль)
Формы землевладения: вотчины и поместья. Оброки и барщина, Юрьев день. Слои населения (бояре, дворяне, крестьяне и другие).

Обучающиеся учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
Обучающиеся учатся в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную инициативу для достижения этих целей.
Обучающиеся учатся выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Русского государства, системе управления страной. Раскрывать содержание и оценивать значение Судебника 1497 года. Использовать содержащиеся в судебники сведения в рассказе о положении крестьян. Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности. Объяснять смысл теории «Москва - Третий Рим». Сравнивать российское общество в начале XVIвека с обществом европейских стран в позднем средневековье.
Обучающиеся учатся основам социально критического мышления
§21

31
Церковь и государство в конце XV – начале XVI века

Урок изучения нового материала
Митрополит Ион, Иосиф Волоцкий.Сергий Радонежский. Троицкий монастырь.
Пересвет, Ослябя., Нил Сорский, иосифляне, нестяжатели, Филофей
Роль церкви в общественной жизни Руси и Сергий Радонежский: основание Троицкого монастыря и значение духовного подвига. Обретение Русской церковью независимости.
Иосифляне и нестяжатели. Стоглавый собор, его решения. Установление патриаршества
Принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителей ориентиры действий
Принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Актуализация знаний об организации церкви в Древней Руси. Обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи при ответе на вопрос: « Почему именно Москва становится религиозным центром Руси»? описывают этапы обретения русской церковью независимости.
Актуализировать свои знания о ересях средневековой Европы, сравнивать их с ересями на Руси. Сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей. Структурировать материал.
Обучающиеся учатся давать и объяснять собственную оценку действиям Сергия Радонежского, Пересвета, Осляби. Усваивают гуманистические, ценности.
Учатся определять свое собственное отношение к разным религиозно-нравственным позициям (Иосиф Волоцкий , Нил Сорский
§22

32-33
Реформы Избранной рады

комбинированный
Елена Глинская, Адашев, Курбский, Сильвестр. Избранная Рада, Земский Собор. Подьячие. Стрелецкое войско.
Правление Ивана IV (1533-1584) и черты его личности. Венчание на царство в 1547 году. «Избранная рада». Реформы середины XVI века: Судебник 1550 года, приказной системы, начало созыва Земских соборов, Стоглавый церковный собор, организация стрелецкого войска.организация
Обучающиеся учатся овладевать основами прогнозирования в познавательном вопросе как предвидения будущих событий и развития процесса. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий при работе с учебным материалом.
Обучающиеся участвуют в обсуждении видеоматериалов, воссоздающих образ Ивана Грозного, а также в обмене мнениями о нем как правители и как человеке. Обучающиеся учатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности.
Обучающиеся учатся систематизировать учебный материал при заполнении таблицы «Реформы Ивана IV
Сферы
Преобразования
Значение

Гос-ое управление



Местное управление



Судебная власть



Финансовая система и налоги



Вооруженные силы.



Составлять характеристику Ивана Грозного.
У обучающихся формируется образ социально- политического устройства в период правления Ивана IV
§23

34
Внешняя политика Ивана IV

Урок изучения нового материала
Ливонская война. Стефан Баторий. Строгановы. Ермак Тимофеевич. Хан Кучум.
Присоединение Казанского ханства (1552 г.) и Астраханского ханства (1554-1556 гг.): цель и значение для России и народов Поволжья. Успешное начало Ливонской войны (1558-1583 гг.): цели и результаты.
Окончание Ливонской войны и ее итоги. Разорение страны. Поход Ермака (1581-1582 гг.) и присоединение Западной Сибири: цели, значение для России и сибирских народов.
Планируют решение учебой задачи, выстраивают алгоритм действий, корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом трудностей.
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнения и позицию, допускают существование различных точек зрения
Обучающиеся учатся основам изучающего, чтения. Структурированию текста, умению выстраивать последовательность описываемых событий. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Определять какие задачи и направления внешней политики России стали главными. Характеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного по алгоритму
Направления и цели внешней политики
Основные события
Результаты.





Делить выводы о ее результативности. Учатся работать с картой.
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу, проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.
§24

35
Опричнина.

проблемный
Опричнина, земщина
Опричнина (1565-1572 гг.): цели, методы, результаты. Вопрос о пределах царской власти.

Учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. Учатся самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Обучающиеся учатся основам изучающего, чтения при поиске ответа на вопрос о том какой точки зрения на причины и цели опричнины придерживается автор учебника. Учатся устанавливать причинно-следственные связи. Учатся давать характеристику особенностям внутренней политики Ивана Грозного, давать свою оценку ее целесообразности. Описывать внутреннее и внешнее положение страны после смерти Ивана IV.
Проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успеха учебной деятельности Определять свое отношение к опричному террору
§25

36
Просвещение, устное народное творчеств XIV-XVI века

Комбинированный
Иван Федоров. «Домострой». Афанасий Никитин. Аристотель Фиораванти, Антон и Марк Фрязины, Алевиз Миланец, Пьетро Антонио Солари. Дионисий. Барма и Постник Яковлев. Федор Конь. Шатровый стиль
Формирование самобытной культуры Российского государства (шатровый стиль, книжная культура, бытовые правила и «Домострой»). Иван Федоров и начало книгопечатания (1564 г. – «Апостол»).
Оценивают свою работу на уроке; анализируют свое эмоциональное состояние, полученное от успешной / не успешной работе на уроке.
Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой, иллюстрациями
Обучающиеся учатся составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их достоинства
Освоение общекультурного наследия России. Чувство гордостиза свою Родину.
§26

37
Архитектура и живопись в XIV –XVI веках


Аристотель Фиораванти, Барма и Постник
Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий
Обучающиеся учатся умению оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.
Обучающиеся учатся умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью.
Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чем состояло их назначение, оценивать их
достоинства.
Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси ХVIв
Освоение общекультурного наследия Руси, уважение истории, культурных и исторических памятников. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
§27

38
Быт в XV –XVI веках


Кафтан, полати, харчевня, козырь, опашень, лампада
Учащиеся научатся оперировать понятиями и терминами: посад, красный угол, бабий кут, понева; давать характеристику традиций и обычаев на Руси
Обучающиеся учатся целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную
Вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой, иллюстрациями
Учатся анализировать репродукции, работать с иллюстрациями.
Давать оценку и выражать свое отношение к роли и влиянию культурного наследия Руси на развитие общества
§28

39
Московская Русь в XIV-XVI веках

Урок применения знаний и умений

Борьба против внешней агрессии в XIII веке. Выдающиеся исторические личности. Возвышение Москвы. Достижения культуры в XIII-XVвеках. Роль христианства в объединении русских земель и противостоянии Золотой Орде.
Планируют цели и способы взаимодействия. Удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. Оценивают свои достижения
Обучающиеся учатся обмениваться мнениями, слушать друг друга. Проявляют заинтересованность не только с личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса.
Находят дополнительную информацию, самостоятельно работают со справочной литературой, создают индивидуальные презентации. Учатся выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом. Учатся основам реализации проектно-исследовательской деятельности.
Учатся эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность


40
ИсторияРоссии с древнейших времен до конца XVI века

Урок повторения, обобщения.
Основные понятия, персоналии, даты-события
Основные вопросы курса.
Прогнозируют результаты усвоения учебного материала; принимают и сохраняют учебную задачу
Взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии.
Актуализация знаний. Рефлексия.
Сохраняют мотивацию учебной деят-ти, выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности
Повторение











13PAGE \* MERGEFORMAT143915










.ђ Заголовок 1 Заголовок 515