Рабочая программа по окружающему миру 2 класс (авторы Самкова В.А.. Романова Н.И.)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ



Согласовано
Заместитель директора_________Е.А. Якуничева
«__» августа 2016 года

Утверждено
Директор школы _________И.Л. Саленкова
Приказ № ___ от «30» августа 2016 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру (Человек, природа, общество)
для 2 класса В



Учитель: Богданова М.В.
Квалификационная категория: первая





Программа рассмотрена на заседании школьного МО учителей начальных классов
Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.
Руководитель школьного МО _____________ (Богданова М.В.)





2016/2017 учебный год


Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета3-6стр.
Содержание учебного предмета 7-11стр.
Тематическое планирование..12-13стр.

Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учебного плана МБОУ «Ярцевская средняя школа № 1», авторской программы по окружающему миру В.А.Самковой «Окружающий мир». – М.: ООО «Русское слово»,2009, в соответствии с учебником « Окружающий мир» 2 класса Самковой В.А. , Романовой Н.И. М.: «Русское слово», 2013.





1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные
Обучающийся научится:
-положительному отношению к школе и учебной деятельности;
-представлению о причинах успеха в учебе;
-интересу к учебному материалу;
-этическим чувствам (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
-знанию основных моральных норм поведения;
-осознанию своей семейной идентичности.

Обучающийся получит возможность научиться:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
-первичным умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
-представлению о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представлению о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающему поведению.









Метапредметные
Познавательные
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
-понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
-осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
-проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
-обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Обучающийся получит возможность научиться:
-ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- воспринимать смысл познавательного текста;
-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например, природа: живая - неживая, животные - растения и т.д.);
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.


Коммуникативные
Обучающийся научится:
-принимать участие в работе парами и группами;
-допускать существование различных точек зрения;
-договариваться, приходить к общему решению;
-использовать в общении правила вежливости

Обучающийся получит возможность научиться:
-принимать другое мнение и позицию;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-строить понятные для партнера высказывания;
-задавать вопросы;
-адекватно использовать средства устного общения для решения
коммуникативных задач


Регулятивные
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
- первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
-в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.


Предметные
Человек и природа
Обучающийся научится:
-различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
-различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
-различать и называть основные части растений;
-узнавать растения, деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
-использовать иллюстративный определитель растений и животных.




Обучающийся получит возможность научиться:
-соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и в природной среде;
- описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.




Человек и общество
Обучающийся научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
- различать прошлое, настоящее и будущее;
-определять родственные связи в семье;
-соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, в школе;
-использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться:
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
-находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России ,Москву, свой регион и его главный город.














2.Содержание учебного предмета
2 класс (68 часов)

Как человек
познает окружающий мир

8
Органы чувств человека «окошки» в окружающий мир. Роль зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса в восприятии окружающего мира. Предметы и признаки предметов: цвет, форма, сравнительные размеры.
Память хранительница опыта. Разум отличительная особенность человека. Помощь старших в познании окружающего мира.
Методы познания окружающего мира: описание, сравнение, измерение, наблюдение, опыт (эксперимент), моделирование.
Простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр).
Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире.
Различать и называть окружающие предметы, описывать их признаки.
Выделять главные (существенные) и второстепенные признаки.
Сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых их можно узнать.
Объяснять роль органов чувств, памяти и мышления в способности различать предметы и определять их признаки.
Составлять описания, проводить сравнения, выполнять измерения.
Использовать простейшие измерительные инструменты и приборы (линейка, весы, термометр).

Тела, вещества и энергия

8
Природа часть окружающего мира человека. Тела (объекты) и вещества. Вещество то, из чего состоят все объекты. Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие и газообразные вещества. Примеры веществ в различном состоянии (вода, воздух, соль, сахар).
Воздух смесь газов. Свойства воздуха. Вода, свойства воды. Значение воздуха и воды для живых организмов.
Энергия источник движения. Ее роль в природе и жизни человека.
Приводить примеры веществ.
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости, газы.
Выполнять простейшие опыты, демонстрирующие свойства воздуха и воды.
Приводить примеры различных явлений и процессов, требующих поступления энергии.
Предлагать свои варианты опытов, демонстрирующих различные свойства веществ в твердом, жидком и газообразном состоянии.

Земля планета Солнечной системы
6
Глобус модель Земли. Вращение Земли вокруг собственной оси. Смена
дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времен года.
Географическая карта и план местности (общее знакомство).
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.

Находить на глобусе и карте материки и океаны.
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны.
Различать различные виды земной поверхности (на примере своей местности).
Находить на карте России равнины и горы, определять их названия.
Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина.

Погода
5
Погода, ее составляющие: температура воздуха, облачность, осадки, ветер.
Метеорологические и фенологические наблюдения. Наблюдение за погодой из космоса. Прогнозирование погоды и его значение в жизни людей.
Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние.
Сравнивать погоду и климат.
Уметь подбирать одежду в соответствии с погодными условиями.
Измерять температуру воздуха с помощью термометра.
Объяснять назначение флюгера, анемометра, гигрометра, осадкомера.
Изготавливать простейшие приборы: флюгер и анемометр из пластиковых стаканчиков, барометр из елового сучка или шишки.

Многообразие живой
природы
6
Растения, их многообразие. Строение цветкового растения, его основные части: корень, побег, цветок, плод.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Роль растений в природе и жизни людей.
Животные, их многообразие. Строение позвоночного животного на примере собаки. Особенности питания разных животных: хищные, растительноядные, всеядные. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Роль животных в природе и жизни людей.
Бережное отношение человека к растениям и животным.
Общее представление о строении тела человека. Признаки сходства и различия человека и животных (млекопитающих).
Распознавать виды растений, характерные для растительного мира России.
Использовать рисунки и схемы при описании строения цветкового растения.
Распознавать виды животных, характерные для животного мира России.
Описывать строение позвоночных животных с опорой на схему или рисунок.
Сравнивать способы питания растений и животных.
Приводить примеры взаимодействия растений и животных.
Приводить примеры сходства и различия человека и животных (млекопитающих).
Приводить примеры влияния деятельности человека на живую природу.
Обосновывать необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения в природе.

В согласии
с природой:
народный календарь
11
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Признаки осени (осенние явления природы). Погода осенью. Особенности жизни растений и животных осенью, их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
Признаки зимы (короткая продолжительность светового дня, низкое солнце, замерзание воды). Погода зимой.
Особенности зимней жизни птиц и
зверей.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май).
Признаки весны (увеличение продолжительности светового дня, высокое солнце, таяние снега и льда). Погода весной. Особенности жизни растений и животных весной (набухание почек, цветение первоцветов, прилет птиц, устройство гнезд, весенняя линька животных).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август).
Признаки лета (длинный световой день, высокое солнце). Особенности жизни растений и животных летом (цветение растений, появление потомства у животных).
Характеризовать признаки времен года.
Проводить наблюдения и описывать сезонные изменения в природе родного края.
Выявлять взаимосвязи между сезонными изменениями в живой и неживой природе.
Характеризовать сезонный характер сельскохозяйственных работ.
Приводить примеры народных праздников, связанных с различными сезонными явлениями (приход весны, летнее солнцестояние и т.д.).

Человек -
член общества
9
Человек создатель и носитель культуры. Общество люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью.
Многообразие культуры народов, населяющих Россию: обычаи, фольклор, декоративно-прикладное творчество.
Человек член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения. Уважение к чужому мнению. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Отображение человеком окружающего мира в искусстве: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово, театр, кино.

Объяснять на конкретных примерах значение понятия «культура».
Объяснять на доступном для данного возраста уровне причины многообразия культуры народов, населяющих Россию.
Обмениваться мнениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в дополнительной литературе. Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.
Работать с иллюстративным материалом. Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях между людьми.
Моделировать ситуации общения с людьми разных возрастов, национальностей.
Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
Проводить наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Семья-
часть общества

6
Семья ближайшее социальное окружение человека. Семейные традиции различных народов, населяющих Российскую Федерацию: забота о детях, уважение к старшим, распределение обязанностей. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.

Комментировать изобразительный ряд, видеосюжеты, иллюстрирующие особенности культуры различных народов РФ.
Составлять родословное древо семьи вместе со старшими родственниками.

Родной
край - частица России
8
Москва столица России. Расположение на карте. История основания и строительства Москвы. Герб Москвы.
Санкт-Петербург - северная столица. Основание города. Достопримечательности: Зимний дворец, Дворцовая площадь, памятник Петру I Медный всадник; Исаакиевский собор, разводные мосты через Неву.
Города Золотого кольца России: Владимир, Суздаль, Ярославль (по выбору).
Родной город (село, деревня), регион (область, край, республика). Достопримечательности родного края: музеи, театры, спортивные комплексы, памятники истории и архитектуры, уникальные природные объекты.
Особенности труда людей родного края, основные профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.
Показывать на карте России Москву, Санкт-Петербург, некоторые города Золотого кольца.
Описывать по выбору достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга и их окрестностей.
Находить на карте свой регион.
Готовить в группе рассказ по результатам экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и культуры.

Итоговый урок
1


























3.Тематическое планирование

урока
Тема урока
Дата
проведения

Раздел I.Человек и природа.

Тема 1.Как человек познает окружающий мир (8 ч)

1.
Наши органы чувств - «окошки» в окружающий мир.
01.09.

2.
О признаках предметов.
06.09.

3.
Память – хранительница опыта.
08.09.

4.
Как люди хранят накопленные знания.
13.09.

5.
Учимся находить ответы.
15.09.

6.
«Глазу верь, а прибором проверь»
20.09.

7.
Наш помощник – воображение.
22.09.

8.
Экскурсия в библиотеку.
27.09.

Тема 2. Тела, вещества и энергия (8 ч)

9.
Из чего состоят тела.
29.09.

10.
Три состояния вещества.
04.10.

11.
Изучаем свойства воды.
06.10.

12.
Знакомьтесь – воздух.
11.10.

13.
Твёрдые вещества: от глины до гранита.
18.10.

14.
Что такое энергия.
20.10.

15.
Энергия и живые существа.
25.10.

16.
Учимся быть бережливыми.
Экскурсия в школьную лабораторию.
27.10.

Тема 3. Земля планета Солнечной системы (6 ч)

17.
На берегу космического океана.
01.11.

18.
Путешествие по звёздному небу. Экскурсия в планетарий.
03.11.

19.
Планеты – главные члены Солнечной семьи.
08.11.

20.
Планета Земля и её модель – глобус.
10.11.

21.
Почему происходит смена дня и ночи.
15.11.

22.
Почему происходит смена времён года.
17.11.

Тема 4. Погода (5 ч)

23.
Погода и её составляющие.
22.11.

24.
Метеорологические наблюдения.
29.11.

25.
Влияет ли погода на наше здоровье и настроение.
01.12.

26.
Уроки безопасности.
06.12.

27.
Виртуальная экскурсия на полярную метеостанцию.
08.12.

Тема 5. Многообразие живой природы(6 ч)

28.
Четыре царства, которых нет на карте.
13.12.

29.
Зелёное царство: Растения.
15.12.

30.
Царство животных.
20.12.

31.
Самое необычное царство: Грибы.
22.12.

32.
Царство невидимок: Бактерии. Уроки безопасности.
27.12.

33.
Виртуальная экскурсия «В лес за грибами».
29.12.

Раздел II. Человек и общество

Тема 6. В согласии с природой: народный календарь(11 ч)

34.
Круглый год.
10.01.

35.
«Год велик, свои приметы знать велит».
12.01.

36.
Зимушка - зима – белокрылая птица.
17.01.

37.
Зимние заботы и праздники.
19.01.

38.
Матушка – весна всем красна.
24.01.

39.
«Весенний день год кормит».
26.01.

40.
Весенние праздники.
31.01.

41.
Летит лето на крыльях.
02.02.

42.
Летние заботы и праздники.
07.02.

43.
Осень золотая.
09.02.

44.
«Осень всему счёт ведёт».
Виртуальная экскурсия «Времена года в ботаническом саду».
14.02.

Тема 7. Человек - член общества (9 ч )

45.
Что общего у человека и других живых существ.
16.02.

46.
Чем человек отличается от других живых существ.
28.02.

47.
Что такое культура.
02.03.

48.
Человек познающий.
07.03.

49.
Человек – труженик.
09.03

50.
Человек – художник.
14.03.

51.
Человек – член общества.
16.03.

52.
Какого человека можно считать воспитанным.
21.03.

53.
В краеведческом музее.
(В Государственном музее природы и человека).
23.03.

Тема 8. Семья - часть общества (6 ч)

54.
Семья – самое близкое окружение человека.
28.03.

55.
Родословная твоей семьи.
30.03.

56.
Хозяйство семьи.
04.04.

57.
Что такое «семейный досуг.
06.04.

58.
Любимые праздники твоей семьи.
18.04.

59.
Виртуальная экскурсия «Семья в русской живописи».
20.04.

Тема 9. Родной край - частица России (8 ч + 1 ч)

60.
Москва – столица России.
25.04.

61.
Путешествие во времени: как строилась Москва.
27.04.

62.
Санкт-Петербург – наша северная столица.
02.05.

63.
Пригороды Санкт-Петербурга.
04.05.

64.
Золотое кольцо России.
11.05.

65.
Твоя малая родина.
16.05.

66.
Достопримечательности России.
18.05.

67.
Итоговая проверочная работа на промежуточной аттестации.
23.05.

68.
Итоговый урок – викторина.
25.05., 30.05.












13PAGE \* MERGEFORMAT14215




15