Урок по химии для 8 класса Реакции разложения

Развернутый план-конспект урока «Реакции разложения».
Учебник: О.С. Габриелян.
Класс: 8
Тема урока: Реакции разложения.
Тип урока: изучение нового материала.
Образовательные задачи: познакомить с реакциями разложения, катализаторами, со скоростью химической реакции, ферментами ; сформировать у учащихся знание о реакциях разложения, о скорости химической реакции, о катализаторах, о ферментах; начать формировать умения составлять реакции разложения, расставлять коэфициенты.
Воспитательные задачи: продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом.
Развивающие задачи: продолжить формирования умения наблюдать, анализировать, объяснять, делать выводы.
Методы обучения: словесные (объяснение и рассказ учителя ), словесно – наглядные( объяснение с использованием записей на классной доске).
Оборудование: классная доска, таблица Д. И. Менделеева.
Ход урока:
1.Организационный момент (2-5мин.)
Здравствуйте ребята присаживайтесь. Сегодня на уроке мы с вами должны будем познакомиться с одной из классификаций реакций химических реакций.
2. Объяснение нового материала (20 – 30 мин.)
В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представления о них помогает классификация реакций. Мы с вами рассмотрим классификацию реакций, основанную на признаке числа и составе исходных веществ и продуктов реакции.
Познакомимся с реакциями разложения.
В 1776 г. английский химик Дж. Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу (большое увеличительное стекло), направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути (ІІ) и получил кислород (рис. в учебн. 97.), запишем это уравнение реакции:
2HgO = 2Hg + O2
В этой реакции вступает в ревкцию одно сложное вещество и образуется два новых простых вещества.
Аналогичная реакция разложение воды электрическим током с помощью специальной установки элетрелизера (рис. в учебн. 98.) Этот процесс служит одним из способов получения чистого кислорода.
Запишем уравнение реакции:
эл. ток.
2H2O 2H2 + O2 .
В лаборатории кислород получают разложением пероксида водорода H2O2 (перекись водорода). (Демонстрация разложения пеоксида водорода). Если подогревать некоторый объем пероксида водорода в пробирке, не доводя его до кипения, то кислород выделяется медленно и его будет недостаточно, чтобы увидеть, как вспыхивает внесенная в верхнюю часть пробирки тлеющая лучинка.
Запишем уравнение реакции:
2H2O2 = 2H2O + O2 В реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось два новых – простое и сложное.
В этом случае говорят, что реакция идет с небольшой скоростью.
Можно ли увеличить скорость химической реакции?
(Демонстрация увеличения скорости разложения пероксида водорода).
Нальем в химический стакан 1/3 его объема пероксида водорода и с помощью ложечки аккуратно всыпем в него немного порошка оксида марганца (ІV). Жидкость в стакане мгновенно «вскипает» от бурно выделяющегося кислорода. Внесенная в верхнюю часть стакана, тлеющая лучинка ярко вспыхивает, доказывая наличие кислорода. В этом случае говорят о том, что реакция протекает с большой скоростью.
Скорость химической реакции – это быстрота ее протекания, т.е. быстрота превращения одних веществ в другие.
С помощью оксида марганца (ІV) мы научились управлять скоростью химической реакции разложения пероксида водорода.
Оксид марганца (ІV) – катализатор этой реакции.
Катализаторы – это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменными.
Аналогичный прочес вы могли наблюдать, если полученную вами ранку для ее обеззараживания обрабатывали перекисью водорода. Бурное выделение кислорода катализируется в этом случае содержащимся в крови биологическим катализатором – ферментом каталазой.
Биологические катализаторы белковой природы называют ферментами.
(Демонстрация разложение гидроксида меди (ІІ)).
Следующая реакция разложения. Подогреем в пробирке на пламени спиртовки свежеполученный голубой студенистый осадок гидроксида меди (ІІ). Содержимое пробирки чернеет из –за получающегося в результате реакции разложения оксида меди (ІІ):
Cu(OH)2 = CuO + H2O В реакцию вступило одно сложное вещество и образовались два новых сложных вещества.
(Демонстрация разложения карбоната кальция).
И еще одна реакция разложения это реакция разложения минерала, известника (карбонат кальция) в результате разложения получается негашеная известь (оксид кальция):
CaCO3 = CaO + CO2. В реакцию вступило одно сложное вещество, и образовались два новое сложных вещества.
А может в результате реакции разложения получиться не два, а более двух веществ?
(Демонстрация разложения перманганата калия).
Оказывается можно при получении кислорода разложением перманганата калия KMnO4 (марганцовка). Запишем уравнение реакции:
KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2
В реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось три новых вещества – два сложных и одно простое.
Итак, ребята мы с вами рассмотрели некоторые реакции разложения, а теперь подумайте какое можно сформулировать определение понятия «реакция разложения».
3.Первичное закрепление знаний (10 – 12 мин.)
Выполняют задания по рабочим тетрадям.
4. Итог урока (1 -3 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами познакомились с реакциями разложения, со скоростью химических реакций, с ферментами, с катализаторами.
5. Домашнее задание (1 – 4 мин.)
§29, стр. 155 – 156 упр. 4, 5.


15