План урока химии в 8 классе по теме Реакции разложения


Урок химии в 8 классе
Дата: 11.02.2015г.
По теме: Реакции замещения
Цели урока:
Обучающая: Формирование опыта переноса способов деятельности по составлению характеристики понятия реакции замещения. Продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.
Развивающая: Освоение навыков критического мышления, диалектического анализа, мыслительного эксперимента при сравнении типов химических реакций.
Развитие навыков самообразования, творческого мышления при сопоставлении разных источников информации. Развитие образного мышления, способности к рефлексии.
Воспитательная: Воспитание самореализации, как мотива деятельности, тяги к нестандартности. Воспитание умения работать в группе на результат.
Тип урока: Сообщение новых знаний. Технология критического мышления.
Оборудование и реактивы: Проектор, презентация. Реактивы Zn, Mg, Al, Cu, HCl, CuSO4, скрепка, пробирки.
План урока.
«Вызов».
«Осмысление. Реализация смысла».
«Рефлексия».
Домашнее задание: § 28, упражнения 2-4, записать правила вытеснительного ряда металлов в рабочую тетрадь. Придумайте рекламу типам реакций.
Ход урока
Организационный момент. Учащиеся работают в группах.
I.«Вызов».
1) вступительное слово учителя (тема прошлого урока, личные успехи, пожелание успехов, эпиграф – Логика, если она отражается в истине и здравом смысле, всегда ведет к цели, к правильному результату.)
2. Стихотворение
Из атомов мир создавала Природа.
Два атома легких взяла водорода.
Прибавила атом один кислорода
И получилась частица воды,
Море воды, океаны и льды…
Стал кислород чуть не всюду начинкой.
С кремнием он обернулся песчинкой.
В воздух попал кислород,
Как ни странно,
Из голубой глубины океана.
И на Земле появились растения,
Жизнь появилась: дыханье, горение…
Первые птицы и первые звери,
Первые люди, что жили в пещере…
Огонь добывали при помощи трения,
Хотя и не знали причины горения…
Вопрос: О какой химической реакции вы услышали в стихотворении?
На рабочих листах запишите Ф.И., выполните задания 1, 2, 3.
Повторение:
Слайд 1. Задание: по схеме определите тип химической реакции, расставьте коэффициенты.
Ca + O2 =
Li + O2 =
S + O2 =
Слайд 2. Задание: по схеме определите тип химической реакции, расставьте коэффициенты.
CaCO3 →
H2O →
H2O2→
Слайд 3. Задание для самостоятельного выполнения – 3 минуты.
Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, определите тип реакции.
Na + Cl2 → NaCl
H2CO3 → H2O + CO2 ↑
Fe(OH)3 → Fe2O3 + H2O
Al + O2 → Al2O3
Na2O + H2O → NaOH
K2O + P2O5 → K3PO4
AgBr → Ag + Br2
Проверка задания в парах.
На доске: схема
⃝ + ⌂∆ → ⃝∆ +⌂
Проблемный вопрос: можно ли по схеме определить тип химической реакции? Обсудите в группе выработайте решение.
Какую тему мы сегодня будем изучать?
II.«Осмысление. Реализация смысла».
Слайд 4. Тема урока: реакции замещения.
Шарада:
Дом + С = Сом + Д
Сделайте вывод, что изменилось?
Слайд 5. Задания группам: какие вещества принимают участие в химической реакции (сложные и ли простые)? Назовите вещества, расставьте коэффициенты в уравнении.
HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Ответы проверяют группы.
Слайд 6. Видио - Эксперимент № 1. (на диске)
Лабораторная работа № Взаимодействие кислот с металлами.
План работы:
Правила техники безопасности при работе с кислотами (ответ дежурного)
Насыпьте в пробирки № 1, 2, 3 соответственно: порошок Mg, Fe, Cu.
Прилейте 2-3 мл соляной кислоты.
После наблюдений, сделайте выводы о скорости и возможности протекания реакций.
Вопрос: как вы думаете почему реакции в пробирках прошли с разной скоростью в 1, 2 ,а в 3 пробирке не было признаков?
Подсказку вы найдете в учебнике стр. . Посмотрим, какая группа быстрее сформулирует наиболее точный ответ.
Слайд 7. Ряд активности металлов.
(электрохимический ряд напряжения металлов)
Сообщение: _____________ Биография Бекетова Н.Н. (1 мин)
Запишите правила:
- чем ближе металл расположен к левому краю ряда, тем более активен;
- активные металлы (кроме щелочных – Li, Na, K, Rb, Cs и щелочноземельных - Ca, Sr, Ba) вытесняют ионы менее активных металлов из растворов солей.
- металлы, расположенные в ряду активности до водорода, вступают в реакции замещения с кислотами и водой, вытесняя из них водород.
Закрепление знаний
Слайд 8. Задание № 1. Используя ряд активности металлов, продолжите возможные уравнения реакций:
Mg + HCl =
Fe + HCl =
Cu + HCl =
Проверка в группах.
Слайд 9. Эксперимент № 2. Взаимодействие растворов солей с металлами.
В пробирку налейте 3 мл раствора сульфата меди (II)
Опустите стальную скрепку
Наблюдайте. Сделайте вывод.
Продолжите уравнение химической реакции:
CuSO4 + Fe →
Слайд 10. Задание № 2. Определите тип химической реакции.
(выберите табличку с названием типа реакции: соединение, разложение, замещение)
Слайд 11. Задание № 3. Решите проблему
В двух пробирках находятся металлы Al и Ag. Какую реакцию можно провести для распознавания данных металлов? К какому типу относится реакция?
Игра «Наглая лож»
Недавно, в типографии была найдена научная статья, которую так и не напечатали в журнале, т.к. она кипела огромным количеством химических ошибок, сделанных автором во время написания. Попытайтесь исправить их. Вот отрывок из этой статьи. «Серную кислоту H4SO2 получают с помощью реакции замещения, при растворении в воде НО2 оксида серы (VI) SO». Запишите уравнение реакции, определите тип реакции.
III.«Рефлексия».
Оценки за урок, по рабочим листам и самостоятельной работе.
Домашнее задание. § 28 упражнения 2-4, записать правила вытеснительного ряда металлов в рабочую тетрадь. Придумайте рекламу типам реакций.