Семинар-практикум «Современный урок в условиях введения ФГОС»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 СТ.ЗЕЛЕНЧУКСКОЙ»
Семинар - практикум
Подготовила: заместитель директора Кочеткова Т.Д.
ст.Зеленчукская, январь 2014г.
Семинар
Тема: «Современный урок в условиях введения ФГОС».
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов по вопросам реализации ФГОС
Участники: педагогический коллектив школы
Регламент: 2 часа
Дата проведения: 30.01.2014г.
Форма проведения: семинар-практикум.
Повестка дня:
I. Информационный этап(Презентация)
Вопросы для размышления
Выпускник школы XXI века должен…
Требования к результатам освоения основных образовательных программ.Три основные группы результатов.
Методологическая основа ФГОС второго поколения. Технология системно-деятельностного метода обучения.
Моделирование урока с позицийсистемно-деятельностного подхода.
Структура урока открытия нового знания
Технологическая карта урока
Формы организации учебных занятий
Проектирование современного урока.
Этапы в подготовке учителя к занятиям.
Основные этапы урока.
Основные правила современного урока по ФГОС
II. Практическая часть. Проектирование современного урока.
Открытый урок в 1 классе.
Мастер - класс «Проекты на уроке математики».
Матрица для проектирования современного урока.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
III. Подведение итогов семинара.
423100572390Трудности в изменении стереотипов деятельности
Ход семинара
I. Информационный этап.(Презентация).
1.Вопросы для размышления:
Как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
2.Выпускник школы XXI века должен…
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
3.Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Три основные группы результатов.Три основные группы результатов: личностные, предметные и метапредметные.
4.Методологическая основа ФГОС второго поколения.
Технология системно-деятельностного метода обучения.
Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде,
а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности
5.Моделирование урока с позиций системно-деятельностного подхода.
Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
Совместная с учащимися постановка цели.
4. Проект выхода из проблемной ситуации (совместный поиск путей решения проблемы).
Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения).
Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой.
Включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта).
8. Рефлексия.
6.Структура урока открытия нового знания
Структура урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода
№
п/п Этапы урока
деятельностнойнаправленности Деятельность учащихся,
Продолжительность этапа
1. Мотивация установить рамки деятельности «могу-хочу-надо»;
включиться в учебную деятельность (1-2 минуты);
2. Актуализация повторить необходимый материал;
активизировать мыслительные операции;
совершить пробное действие;
зафиксировать затруднение (4-5 минут);
3. Затруднения проанализировать свои действия;
зафиксировать место затруднения;
найти причину затруднения (3 -4 минуты)
4. Проект выхода иззатруднения сформулировать цель действий;
согласовать тему урока;
выбрать способ и средства для действий;
сформулировать план действий (4-6 минут);
5. Реализация
проекта реализовать проект в соответствии с планом;
открыть новый способ и зафиксировать его в речи и знаках;
зафиксировать преодоление затруднения;
сделать вывод в общем виде (5-8 минут);
6. Первичное
закрепление решить фронтально, в группах, в парах задания на новый способ;
проговорить новый способ вслух (4-5 минут);
7. Самостоятельная
работа самостоятельно выполнить задание;
проверить по эталону;
выявить причины новых ошибок и исправить их, если они есть (3-5 минут)
8. Включение
в систему
знаний выполнить задания, где новые знания связаны с изученными;
подготовиться к изучению следующих разделов
(5-8 минут);
9. Рефлексия оценить свою деятельность на уроке;
соотнести цель и результаты;
наметить новую цель;
определиться с домашним заданием (2-3 минуты);
7.Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности Цель этапа Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
1. Постановка учебных задач Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
2. Совместное исследование проблемы. Поиск решения учебной задачи. Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения
3. Моделирование Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Воспринимают ответы обучающихсяОсуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Конструирование нового способа действия. Построение ориентированной основы нового способа действия. Организует учебное исследование для выделения понятия. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. Участвуют в обсуждении содержания материала Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль
5. Переход к этапу решения частных задач. Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия. Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. Учатся формулировать собственное мнение и позицию Осуществляют самоконтроль
6. Применение общего способа действия для решения частных задач. Коррекция отработки способа. Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Контроль. Диагностическая работа (на выходе):
- организация дифференцированной коррекционной работы,
- контрольно-оценивающая деятельность. Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Рефлексия своих действий Осуществляют пошаговый контроль по результату
8.Формы организации учебных занятий
Р.Г.Чуракова в книге «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе» выделяет следующие формы организации учебных занятий
Целевое назначение
урока Тип урока Результативность
обучения
Первичное усвоение новых предметных ЗУНов и УУД Урок первичного предъявления новых знаний и (или) способов учебных
действий Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов; выполнение
действий по образцу, алгоритму
Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий
в условиях решения учебных задач (заданий) Урок формирования
первоначальных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями Правильное воспроизведе-
ние образцов выполнения
учебных действий; безошибочное применение
усвоенных алгоритмов и
правил при решении
учебных задач
Целевое назначение
урока Тип урока Результативность
обучения
Применение УУД в условиях
решения учебных задач
Урок применения УУД и предметныхЗУНовСамостоятельное решение всеми учениками заданий базового уровня трудности и задач
повышенного уровня трудности отдельными учениками класса
Систематизация
и обобщение предметных ЗУНов на основе сформированных УУД (решение практических задач) Урок обобщения и
систематизациипредметныхЗУНов Умение самостоятельно формулировать обобщенный вывод; уровень сформированности УУД, обеспечивающий умение учиться (работа в парах, использование источников информации)
Закрепление предметныхЗУНовили закрепления УУД Урок повторенияЗУНов и закрепления УУД Безошибочное решение задач, выполнение упражнений, правильные устные ответы,
умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь
Проверка уровня усвоения предметныхЗУНов и уровня сформированности УУД (решение предварительной или итоговой ИКР) Контрольный урок Правильное решение и оформление заданий, самостоятельная формулировка заданий на основе сформированных ЗУНов и УУД
Индивидуальная работа над ошибками Коррекционный урок Самостоятельное нахождение и исправление ошибок
Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного
учебного занятия Комбинированный урок Запланированный
результат
9.Проектирование современного урока.
Проектирование – это процесс создания проекта-прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта.
Педагогическое проектирование –это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.
Умение проектировать – это способность к целеполаганию и распределению целей, организации и анализу деятельности.
Проект – это детальное описание процесса достижения цели.
10.Основные этапы урока.
12.Основные правила современного урока по ФГОС
4781551905Учитель ПРОВОДНИК ребёнка в мире знаний
Приоритет самостоятельности учащихся
Приоритет формирования УУД
Организация деятельности учащихсяна уроке
Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда
Смена видов деятельности учащихся, оптимальное сочетание методов и приёмов обучения
Оптимальный темп и ритм урока
Основные правила современного урока по ФГОС
Идеальный урок по ФГОС – учитель зашёл в класс, попросил детей начать работу и дети весь урок работают самостоятельно, лишь изредка прибегая к помощи учителя или одноклассников
50% работы – на самостоятельное изучение
Главное научить ребёнку КАК делать, т.е. вооружить его способом действия, а это и есть УУД. Знаньевый компонент отходит на второй план. Если я знаю как это сделать и где взять нужную информацию, то я это сделаю САМ. Например, часто задают вопрос: Почему не учим делить на трёх или четырёхзначное число? Скажите, коллеги алгоритм деления на двузначное число отличается от алгоритма деления на трёхзначное число? Нет. Тогда если мы научим хорошо делить на двузначное число, то в случае необходимости ребёнок сможет разделить и на трёхзначное число.
4. Основа стандарта – системно-деятельностный подход. Коллеги, что такое деятельность? Это целенаправленный процесс имеющий результативность. То есть если я не достигаю никакого результата, то и процесс нельзя назвать деятельностью.
5. Непременное условие современного урока – обучение как активный труд, а не тяжёлое бремя.
6. Смена видов деятельности – основа здоровьесберегающих технологий о которых сегодня говорят очень много.
7. Оптимальный ритм урока – правило, о котором не должен забывать учитель. Часто дети не успевают за темпом учителя. Проследим цепочку. Отстал – не услышал – не нашёл следующее задание – не сделал – получил отрицательный результат – снижение мотивации и интереса.
II. Практическая часть.
1. Открытый урок в 1-ом классе.Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Хубиева Л.С.
35928301758952. Мастер-класс«Проекты на уроке математики». Учитель математики высшей квалификационной категории Михайличенко В.Ф
3.Проектирование современного урока.
1. Матрица для проектирования современного урока.
Коллеги! Мы предлагаем Вам два возможных варианта работы:
1) Сейчас группа учителей математики, физики, информатики , химии составят технологическую карту урока математики по теме «Задача. Нахождение и запись решения», затем группа представит свою работу.
Готовый продукт должен выглядеть примерно так.
Тема
урока Тип
урока Планируемые результаты Характеристика деятельности учащихся Инструментарий оценки достижений
предметные метапредметныеличностные Обучаемый научится или
получит возможность
научиться Арифмети-ческая сюжетная задача.
Задача. Нахождение и запись решения
Уч.(2 ч.) стр. 36
ТПО (2 ч.) стр. 58 Урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий - толковать термин «решение задачи» как математическую запись получения искомого числа в виде выражения (суммы или разности чисел)
- находить и записывать решение задачи в виде числового выражения
- формулировать задачу по предложенному решению П: - знаково-символическое моделирование, подведение под понятие;
К: - групповая работа Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. - распознавать сюжетные задачи;
- находить и записывать способ решения текстовой задачи в виде суммы или разности;
- сопоставлять рисунок и задачу, рисунок и схемы;
- формулировать задачи по рисунку или схеме. ТПО (2 ч.)
стр. 65, №4(1,2,3)
Для чего коллеги нужно такое тематическое планирование? Оно облегчает работу учителя на следующем третьем этапе.
Во-первых, определён тип урока, во-вторых прописаны планируемые результаты. Если я знаю что должна получить, т.е. каков должен быть результат, то я знаю какую цель должен поставить ученик на конкретном уроке, чтобы выйти на этот результат. В-третьих прописан инструментарий оценки предметного результата. Итак, существенно облегчается подготовка к каждому конкретному уроку.
2. Практическая работа в парах для остальных учителей. На работу отводится 15 минут. Затем 2-3 пары защищают свои работы.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
4083050220980Чтобы Вам стало понятно, ЧТО КОНКРЕТНО ИЗМЕНИЛОСЬ в деятельности педагога рассмотрим и заполним ещё одну таблицу.
а)Предлагаю выполнить эту работу в парах.
Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС
Подготовка к уроку Учитель пользуется чётко структурированным конспектом урока
Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала.
Главная цель учителя на уроке Успеть всё, что я запланировала.
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
Форма урока Преимущественно фронтальная
Роль учителя Главная, ведущая роль
Результаты обучения Предметные результаты Основная оценка – оценка учителя
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
б)Работа в группах.20955179070 Педагогические ситуации
. Ученик срывает урок. На Ваши замечания он отвечает Вам в грубой форме. Как предотвратить это? Если же такая ситуация произошла - Ваша реакция?
. Я обратила внимание, что на моих уроках ученики очень нервничают, отвечая устно у доски.
. Я обратила внимание, что на моих уроках дети не слушают объяснение нового материала, но могут вспомнить, что было задано на дом.
. Ученик в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой.. III. Подведение итогов семинара.
Трудности в изменении стереотипов деятельности
учителю необходимо изменить привычный образ мыслей и действий, необходимо отказаться от центральной роли в учебном процессе и стать помощником ученика в достижении поставленных целей;
учителю необходимо изменить структуру и стиль своей работы для обеспечения активной, самостоятельной, целеустремленной и результативной работы каждого ученика на уроке;
требуется большая подготовка для диагностики и оценивания достижений учащихся.