Вопросы методики преподавания предмета (русский язык и литература) и специальной методики
Перечень вопросов по блокам
«Профессиональная компетентность» - 30 вопросов (включает инвариантную часть для всех категорий педагогических работников – общие вопросы педагогики и психологии (5 вопросов); вопросы методики преподавания предмета (20 вопросов), специальные методики (5 вопросов).Профессиональная компетентность
Педагогика и психология (выбрать 5 вопросов из 18 )1. Что включают в себя требования к результатам общего образования, структурированные по его ключевым задачам, согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования?
1) предметные, метапредметные и личностные результаты
2) личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты
3) знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности
2. Что означает понятие «универсальные учебные действия»?
1) обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
2) индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности
3) система устойчиво характеризующих человека побуждений
3. В каком возрасте согласно возрастной периодизации психического развития Д. Б. Эльконина познание системы отношений в разных ситуациях является ведущей деятельностью?
1) в старшем школьном возрасте (15-17 лет)
2) в младшем школьном возрасте (7-11 лет)
3) в среднем школьном возрасте (11-15 лет)
4. Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся?
1) неоднократное повторение учебного материала, тишина на уроке, абстрактный линейный стиль изложения информации
2) связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста
3) детальное изложение материала, преобладание гештальта (образов), технологизация процесса обучения
5. Что подразумевает гендерный подход в обучении?
1) учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками
2) реализацию обучения, направленного на раскрытие специфических закономерностей освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности, а также особенности руководства этой деятельностью со стороны профессионального педагога
3) ориентацию на жизненный успех, достижения в развитии каждого ученика и учителя, на развитие творческого потенциала и продление периода творческой деятельности человека, его социальную адаптацию в сложных условиях бытия
6. Как называют отдельно взятого человека или единичного представителя человеческого рода?
1) Индивид
2) Индивидуальность
3) Личность
7. Как называют вид мышления, который характеризуется опорой на представления и образы?
1) Словесно-логическое
2) Наглядно-действенное
3) Наглядно-образное
8. Как называются индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью?
1) Способности
2) Задатки
3) Талант
9. Какая парадигма утверждает в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности?
1) Деятельная парадигма
2) Деятельностная парадигма
3) Системно-деятельностная парадигма
10. Как называют сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий?
1) Характер
2) Воля
3) Способности
11. Как называется психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи?
1) Фантазия
2) Память
3) Воображение
12. Как называют произвольную или непроизвольную направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия?
1) Внимание
2) Воображение
3) Восприятие
13. Для какого типа организации мозга учащегося является определяющей следующая характеристика: «Склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов»?
1) Доминирование левого полушария
2) Доминирование правого полушария
3) Оба полушария
14. Как называют психическую функцию, связанную со знанием и использованием человеком языков для общения, мышления и решения многих других жизненно важных задач?
1) Слух
2) Речь
3) Память
15. Что понимают в педагогике под исходными дидактическими положениями, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности?
1) Принципы обучения
2) Методы обучения
3) Способы обучения
16. В какой возрастной период, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, познавательная деятельность направлена на познание начала наук?
1) Дошкольный возраст
2) Старший школьный возраст
3) Младший школьный возраст.
17. Кто из названных педагогов впервые обосновал дидактические принципы и правила?
1) А.С.Макаренко2) Я.А. Коменский
3) К.Д. Ушинский
18. У детей какого возраста, согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни, являются новообразованиями?
1) Дошкольный возраст
2) Школьный возраст
3) Подростковый возраст.
Вопросы методики преподавания предмета (русский язык и литература) и специальной методики – (выбрать 25 вопросов из 27)
1. Уровни владения содержанием предмета:
1) дополнительный
2) базовый
3) повышенный
2. К дидактическим принципам обучения не относится:
1) эмоциональность
2) доступность
3) научность
3. К видам речевой деятельности не относится:
1) списывание
2) слушание
3) письмо
4. Какой способ не является средством создания проблемной ситуации на уроке?
1) диктант
2) эвристическая беседа
3) лабораторная работа
5. Какой прием обучения не соотносится с исследовательским методом?
1) воспроизведение двух подобных правил
2) сравнение подобных явлений
3) выявление противоречий на основе сравнения подобных явлений Государственная итоговая аттестация
6. Какой элемент не входит в структуру контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку?
1) цели изучения русского языка
2) кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
3) спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы;
7. Выберите признак, не учитываемый при отборе содержания контрольно-измерительных материалов (КИМ) по русскому языку. Укажите его номер.
1) доступность выполнения для всех учащихся
2) объективность проверки
3) пропорциональная представленность в работе всех разделов школьного курса
8. Что проверяет задание открытого типа в ГИА по русскому языку (9 класс)?
1) умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста
2) умение анализировать текст
3) умение использовать внеязыковые средства общения
9. Целью проведения ГИА по русскому языку не является
1) оценка сформированности общих учебных умений и навыков
2) отбор учащихся для обучения в профильных классах
3) осуществление преемственности с ЕГЭ Знание основ преподаваемого предмета
10. В каких вариантах представлен предмет «русский язык» в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего образования? Укажите правильный ответ.
1) для ОУ с обучением на русском языке и для ОУ с обучением на родном (нерусском) языке
2) для базового и профильного уровней
3) для базового и углубленного уровней
11. Какой элемент содержания языкового образования обеспечивает формирование культуроведческой компетенции?
1) русский речевой этикет
2) русский язык как средство межнационального общения
3) основные выразительные средства языка
12. Какой элемент содержания языкового образования не входит в лингвистическую компетенцию?
1) основные нормы русского литературного языка
2) формирование способности к анализу языковых явлений и фактов
3) общие сведения об ученых-русистах
13. В процессе формирования какой компетенции школьники овладевают понятиями «основные единицы и уровни языка»?
1) языковой
2) лингвистической
3) культуроведческой
14. Установите соответствия. Укажите правильный вариант.
Уровень языка Единица языка
1 Фонетический 1 Текст
2 Морфологический 2 Слово
3 Лексический 3 Морфема
4 Синтаксический 4 Фонема
1) 1 – 4, 2 – 3, 3 – 2, 4 – 1
2)1- 4, 2- 2, 3 – 2, 4 – 1
3) 2 -2, 1 – 4, 3 – 2, 4 – 1
15. Укажите термин, обозначающий вид орфографических упражнений, целью которых является формирование орфографической зоркости, памяти и внимания
1) зрительный диктант
2) заучивание наизусть
3) списывание
16. Укажите термин, обозначающий часть большой темы, деталь общей картины, компонент текста.
1) микротема
2) заголовок
3) ключевые слова
17. Какой материал не может использоваться для аргументации собственного мнения в сочинении учащегося?
1) изложение личностной позиции
2) аналогия
3) цитата
18. Укажите термин, обозначающий выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова
1) плеоназм
2) тавтология
3) слова-паразиты
19. Укажите предложение, в котором слово «где» является частицей.
1) Где ему в таких вещах разбираться!
2) Где вы работаете?
3) Вот где я был.
20. В какой строке все существительные относятся к мужскому роду?
1) маэстро, домище, шампунь, тюль
2) торнадо, мозоль, пенальти, сулугуни
3) Тбилиси, Дели, Марокко, Гоа
4) буржуа, авеню, колибри, салями
21. Укажите слово, которое не относится к вводным.
1) между тем
2) тем не менее
3) впрочем
4) на мой взгляд
22. В каком варианте содержатся выражения, которые нельзя считать грамматическими синонимами?
1) совет друга – дружеский совет
2) народные пословицы – пословицы народа
3) идти неохотно – идти с неохотой
23. Укажите правильное определение понятия «оксюморон».
1) стилистическая фигура – соединение двух противоречащих друг другу понятий
2) описательный оборот
3) пропуск элемента высказывания, который легко восстановить по контексту
24. Укажите термин, которым называют специальную фигуру речи, при которой элементы речи в смежных частях текста расположены тождественно.
1) синтаксический параллелизм
2) антитеза
3) повтор
25. Какое изобразительно-выразительное средство языка использовано в данном предложении? «В них гляделись святые дерев освящённые лики, а теперь только пни да ольхи развороченной пики»
1) инверсия
2) гипербола
3) перифраз
26. Выберите строку, в которой ударение во всех словах падает на второй слог.
1) квартал, эксперт, корысть, намерение
2) банты, иксы, краны, торты
3) еретик, недуг, некролог, приданое
27. В каком предложении отсутствуют речевые или грамматические ошибки?
1) Те, кто опоздал, были вынуждены писать объяснительную записку.
2) Мальчик быстро одел спортивную форму.
3) Двое учительниц получили возможность пройти курсы повышения квалификации