АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС СПО
Л.М Кантемирова
ГАОУ АО СПО
«АГТ», г.Ахтубинск,
Россия
Люди в возрасте помнят, что полвека назад престиж рабочей профессии был огромен. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Поколение, воспитанное таким образом, построило ту экономику, которая существует и по сей день. Но в последние полтора десятилетия престиж рабочих профессий упал до критической отметки.
Сегодня в России наблюдается острейший дефицит в отношении рабочих специальностей, требующих высокой квалификации. Быть рабочим в России стало не престижно. Почти повсеместная нехватка рабочих кадров создаёт серьёзные проблемы для большинства промышленных предприятий, средний возраст работников приближается к пенсионному.
Квалифицированные рабочие - одна из потерь страны за последние двадцать лет реформ.
Казусный случай, произошедший в июле этого года, когда российские учащиеся ПТУ и колледжей приняли участие в соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI), которые проходили в Лейпциге. Россияне впервые приняли участие в этом престижном соревновании, но первый блин оказался комом. Сборная Россия заняла последнее 54 место из 54 стран, принявших участие в чемпионате. [4]
Почему же сегодня в бывшей стране победившего пролетариата некому правильно гвоздь забить?
Для того чтобы решить проблему, необходим постоянный и компетентный диалог заинтересованных сторон — работодателей и профтехучилищ. Кроме того, рабочие профессии нуждаются в качественной рекламе. В специальных профессиональных училищах колоссальный недобор.
Некоторые производственные предприятия уже начали вкладывать дополнительные средства в современную оснастку ПТУ, но молодежь не идет учиться на производственные специальности, зачастую потому что это немодно, не престижно и, на их взгляд, неперспективно. Повышение престижа рабочих профессий позволит молодежи реализовать себя в общественно полезной и актуальной сфере, стать в ней лучшими вместо того, чтобы быть плохими менеджерами или экономистами; встать на путь разрешения острой проблемы нехватки рабочих кадров в производственной России.
Проблема обеспечения экономики России рабочими кадрами становится все более существенным препятствием ее динамичного развития. Актуальность вопроса обозначена в Посланиях Федеральному Собранию РФ главы государства В.В.Путина, рассматривалась на Совете по реализации приоритетных национальных проектов, на встречах руководителей государства с представителями бизнес-сообщества, специальном заседании Совета законодателей при Совете Федерации РФ с участием Президента.
Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии и путей развития начального и среднего профессионального образования.
Я являюсь преподавателем спецдисциплин «Ахтубинского губернского техникума» по специальности «Судостроитель-судоремонтник металлических судов», председателем методической комиссии технического цикла, почти тридцать лет проработала на «Aхтубинском судостроительно-судоремонтном заводе», поэтому проблемы судостроения мне известны не понаслышке.
В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, что является важнейшим фактором экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке кадров.
Мне хочется поделиться опытом реализации программы внедрения новых государственных стандартов в нашем учебном заведении. В рамках реализации этой программы все преподаватели и мастера прошли обучение по программе внедрения государственных стандартов второго поколения по плану:
изучение методических материалов ФГОС третьего поколения;
разработка программ спецдисциплин, профессиональных модулей;
разработка рабочих учебных программ по предметам учебного плана;
разработка контрольно-оценочных средств;
разработка и создание УМК (учебно-методического комплекса).
Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ООО на этапе подготовки обеспечивает создание необходимых условий для его внедрения и реализации. Есть заметные изменения профессиональной компетенции преподавателей техникума
положительная мотивация заметно растет;
все преподаватели расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий;
Для того, чтобы идти в ногу со временем и требованиями рынка труда, в нашем учебном заведении кабинеты оснащаются мультимедийной техникой, которая дает возможность применения преподавателем более совершенных приемов обучения - использования интернет-рессурсов, электронных учебников, презентаций и учебных видеофильмов.
Заинтерессованнось обучающихся в отработке практических навыков и приобретении профессиональных компетенций осуществляется их теоретической и практической подготовкой, а также участием в профессиональных конкурсах мастерства, а также в областных конкурсах по профессии.
Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы, отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО.
Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования.
Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации производства. Поэтому для выполнения требований ФГОС к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ, то есть овладение профессиональными компетенциями, соответствующими осваиваемым видам профессиональной деятельности по профессии «Судостроитель-судоремонтник металлических судов». Но в стандартах прописан не просто компетентностный, а модульно - компетентностный подход. Речь идет об обучении конкретному виду профессиональной деятельности. При этом теоретическую часть студент осваивает при изучении междисциплинарного курса, и по каждому профессиональному модулю обязательной является учебная и (или) производственная практика. [1, с.4]
Такой подход в обучении с тесной взаимосвязью с производством даст возможность овладеть обучающемуся всеми необходимыми профессиональными компетенциями и навыками.
Для этого обучающиеся по специальности «Судостроитель-судоремонтник металлических судов» в процессе всего периода обучения имеют возможность познакомиться с новейшим оборудованием и применением новых технологий при строительстве и ремонте судов на Ахтубинском судостроительно-судоремонтном заводе.
В настоящее время завод продолжает расширяться, пополняться современным оборудованием. В программе завода всё в большей мере занимает судостроение.
Наше учебное заведение в прошлом было организовано на базе судостроительно-судоремонтного завода для подготовки своих специалистов, но в настоящее время это – ЗАО (закрытое акционерное общество), входящее в состав компании «Вега». Но руководством завода и сейчас оказывается посильная помощь в обеспечении оборудованием нашего сварочного цеха, имеющегося в составе производственных мастерских техникума, а также обеспечивает беспрепятственное прохождение производственной практики на судостроительно-судоремонтном заводе. Обучающиеся выпускного курса распределяются по бригадам и полностью включаются в «производственную атмосферу» предприятия; имеют широкие возможности практического освоения современной техники и технологии, трудовых приемов, передовых новаторских способов производства, приобретают необходимые компетенции в освоении своей профессии непосредственно на производстве. [3, с.116]
При проведении государственной итоговой аттестации председателем комиссии назначается руководитель предприятия или структурного подразделения. Такой подход к оценке уровня подготовки выпускников, я считаю, является обоюдной заинтересованностью руководителей и образовательного учреждения, и предприятия быть в тесной взаимосвязи и сотрудничестве для решения совместных учебно-производственных вопросов по реализации государственной программы обеспечения рынка труда квалифицированными специалистами.
Библиографический список
1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 июня 2010г. №647 ФГОС НПО по профессии 180103.01 «Судостроитель-судоремонтник металлических судов»
2. http://forum.wec.ru/index.php?showtopic=2244123. В.А.Скакун Методика производственного обучения в схемах и таблицах изд. 2, М. 2004-175с.
4.http://sh65.ru/news/22/poslednee-mesto-zanyala-rossijskaya-komanda-uchaschihsya-na-mezhdunarodnyh-sorevnovaniyah-sr