Методические рекомендации Актуальные вопросы обучению русскому языку в условиях внедрения ФГОС ООО


Актуальные вопросы обучению русскому языку в условиях внедрения ФГОС ООООдной из основных идей ФГОС в предмете «Русский язык» является достижение результатов освоения курса русского языка на личностном, предметном и метапредметном уровне.
На сегодняшний день остро ощущается неудовлетворительность состояния преподавания русского языка в школе, а особенно, в части выполнения требований к метапредметным результатам, умении демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров ;- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- составлять тексты в устной и письменной формах .Причины заключаются в преимущественном внимании на уроках к языку в ущерб речи, слабой связи учебных занятий с реальной речевой ситуацией, речевым опытом школьников, преобладании задач на опознание языковых фактов и их разбор над задачами порождения текстов и языковых наблюдений.
Хочу предложить некоторые технологические приемы, способствующие развитию метапредметных компетентностей школьников при обучении русскому языку. Считаю очень важным умение учителя методически грамотно подобрать формы и средства контроля, способствующие реализации требований к метапредметным результатам. Еще Ф. И. Буслаев отмечал: "Первое дело в области преподавания отечественного языка состоит в том, чтобы ученик практическим путем узнал все формы речи, чтобы они являлись к нему… и в органической связи с мыслию, ими выраженною». Данная точка зрения мне кажется очень актуальной и на сегодняшний день.
Так в 5-7 классах возможно проведение диктанта с языковым анализом текста, что позволяет одновременно проверить знания учащихся по правописанию и развитию речи. Текст может быть записан в форме творческого, свободного, восстановленного диктанта. Главное, чтобы текст, написанный под диктовку, был перед глазами ученика. После записи текста учащиеся письменно отвечают на вопросы, поставленные учителем. Эти вопросы могут быть связаны со смысловым, речеведческим анализом текста. Например:
-выделите в тексте смысловые части и озаглавьте их
-сформулируйте основную мысль текста
-передайте основной смысл текста одним сложным предложением
-приведите несколько пословиц и поговорок, ассоциируемых с основной мыслью и темой текста
-выразите свое отношение к основной мысли, выраженной в тексте.
-напишите, что вызывает у автора…
-определите стиль текста; укажите характерные языковые средства
-напишите сочинение, используя слова и выражения из этого текста
-напишите сочинение на такую же тему
-закончите текст своим рассуждением.
Также в качестве формы контроля можно использовать комплексную работу с текстом, помогающую проверить уровень сформированности языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций. Вопросы и задания для анализа могут быть разными в зависимости от особенностей текста. Например:
- запишите текст (абзац).Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания
- определите роль неполных предложений, как их использование связано с содержанием текста?
-найдите вводные слова и предложения и определите их роль
-какие языковые средства помогают автору выразить свою позицию?
- найдите повторяющиеся слова. Является ли повтор оправданным, докажите.
Уже с 5 класса полезно в качестве контроля использовать метод проектов, который ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся и предполагает решение определенной проблемы. Для ее решения могут быть использованы различные методы исследования, средства обучения. Предполагается интеграция знаний и умений из различных областей(литература, история, искусство и др.)
Результат проекта- некий продукт,готовый для использования, либо решение проблемы. Эффективнее всего использование исследовательских и информационных виды проектов.
Таким образом ,в рамках реализации ФГОС необходимы новые продуктивные подходы в обучении русскому языку и развитии речи учащихся.