Реализация технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях введения ФГОС ООО
Реализация технологии продуктивного чтения
на уроках литературы в условиях введения ФГОС ООО
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил перед школой задачу освоения учащимися умений полноценного чтения. В разделе «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ» четко определены требования к уровню подготовки выпускников. Эти требования предполагают готовность школьников к решению таких задач, как понимание текста, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста, оценка информации.
Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф.Смит, Н.Н. Светловская, В.М.Филатов, З.И.Клычникова, И.А.Зимняя.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисковое, просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Основной «продукт» чтения любого текста – полноценное для конкретного читателя восприятие и понимание текста. Этому способствуют определенные виды типовых заданий:
задания на множественные выборы (выбор из предложенного; истинность/ ложность информации и др.);
задания на соотнесение;
задания на дополнение информации;
задания на восстановление деформированного текста.
Полноценное восприятие и понимание текста возможны только при условии реализации определенных приемов чтения. На уроках учитель представляет учащимся целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе различные приемы работы с текстом.
Ассоциативный куст.
Фиксация информации с помощью ключевых слов, графических форм, кратких предложений, вопросов.
Задание: внимательно прочитайте название произведения. Предположите, чему оно посвящено. Составьте по заголовку ассоциативный куст. Объясните, почему возникли такие ассоциации.
«Перепутанные» логические цепочки.
Ключевые слова (даты, события) располагаются в специально перепутанной логической последовательности. Учащимся необходимо восстановить эту последовательность таким образом, чтобы появилась логическая цепочка.
Вопросный план.
Задание: представь, что ты .Расскажи о , используя вопросный план.
Памятка для учащегося.
Внимательно прочитай текст.
Выдели его главные мысли.
Определи, как они соотносятся между собой.
Сгруппируй текст вокруг главной мысли, раздели его на смысловые части.
Определи количество пунктов по количеству частей.
Сформулируй главную мысль каждого пункта в виде вопроса и запиши как пункт плана.
Прочитай еще раз, проверь, не пропустил ли ты что-то важное.
Ромашка Блума.
Учащиеся вытаскивают лепестки, на каждом из которых указан тип вопроса. Необходимо составить вопрос по изучаемому произведению (работа может быть как индивидуальной, так и групповой). Вопросы задаются классу, в результате чего происходит анализ того или иного художественного произведения.
Типы вопросов:
простые (Как звали..? Куда отправились..?)
уточняющие (Правда ли, что..? Если я правильно понял, то..?)
объясняющие (Почему..? С какой целью..?)
творческие (Что бы произошло, если..? Как бы сложилась судьба?)
практические (Как бы я поступил..?)
оценочные (Что лучше..? Правильно ли поступил..?)
Инсерт (маркировка текста значками по мере его чтения)
«+» - уже знал
«!» - новое
« - » - думал (а) иначе
«?» - не понял(а), есть вопросы
После чтения информация оформляется в виде таблицы, где значки являются заголовками граф. Далее организуется обсуждение.
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, так как мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становится важнейшими условиями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Вот почему технология продуктивного чтения приобретает ведущее значение. Использование на уроках литературы описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения.
Технология продуктивного чтения универсальна, может использоваться на разных предметах и способствует формированию следующих универсальных учебных действий:
- коммуникативных – формулирование своей позиции, адекватное понимание собеседника (автора)
- познавательных – извлечение, интерпретирование, использование текстовой информации
- личностных – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
регулятивных – умение работать по плану (алгоритму).
Таким образом, технология продуктивного чтения обеспечивает сочетание результатов обучения, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, максимально приближена к естественному процессу чтения и позволяет выработать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Литература
Бондаренко С.М., Граник Г.Г., Концева Л.А. «Как учить работать с книгой», М.,1995
Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. – 2003. – № 1. – С. 11–18.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства бразования и науки РФ от 17.12.10 №1897)
Чиндилова, О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литературного образования в ОС «Школа 2100» : [Монография] / О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2010. – 208 с
Ў:15т6Основной текстHОсновной текст 2>Основной текст 3BEST[C:\Users\Администратор\AppData\Roaming\Microsoft\Word\Автокопия Документ Microsoft Word.asdBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.docBEST:C:\Users\Администратор\Desktop\Документ Microsoft Word.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·