Статья Организация работы по профессиональному саморазвитию педагога ДОО в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования.
Организация работы по профессиональному саморазвитию педагога ДОО в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта Дошкольного образования
В. Ю. Кузовая
Беловский ГО, Кемеровская обл.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Так же неоспорим тот факт, что Федеральный государственный образовательный стандарт не только открывает новые возможности и перспективы в дошкольном образовании, но вызывает и некоторые трудности, вопросы и противоречия со стороны нас педагогов.
Новый социальный заказ, обращенный к педагогике, выражается в виде требований к подготовке педагогов, способных к саморазвитию, самостоятельной ориентации в инновационных образовательных процессах в образовании детей дошкольного возраста. Сегодня недостаточно прироста у педагога профессиональных знаний, умений и навыков, необходимо изменить профессиональное мышление как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление проявляется в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня; возрастает потребность педагогов в самообразовании и активизирует их поисковую деятельность.
Обеспечение профессиональной деятельности воспитателей по освоению реализации ФГОС, требует грамотно спланированной работы с кадрами, ведь именно педагогам придется воплощать новые стандарты в жизнь, и они должны быть к этому готовы. Для того чтобы работа в данном направлении была планомерной, эффективной и не носила спонтанный характер, методические мероприятия по освоению обновленного дошкольного образования в МБДОУ Детский сад №3 города Белово осуществляются в рамках реализации годовых задач, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и их мастерства.
Так как ФГОС направлен на повышение социального статуса дошкольного образования, а это возможно только при высоком качестве реализации образовательной программы, а соответственно и при высокой профессиональной компетентности педагога ДОО, остро встает вопрос не только о повышении квалификации педагогов, но и о профессиональном саморазвитии. Исходя из этого, перед администрацией ДОУ стоит задача сформировать у педагогов умения и потребность к самообразованию и саморазвитию.
На первоначальном этапе администрацией нашего ДОУ, было переработано содержание нормативной документации: Устав, коллективный договор, должностные инструкции работников, трудовой договор с работником, в которые максимально включили профессиональные обязанности и компетентности педагогов. Совместно с творческой группой (куда вошли представители всех категорий работников) было разработано Положение о стимулировании работников учреждения. В положении чётко определили, при соблюдении каких условий, сотрудник детского сада может рассчитывать на повышение заработной платы, поощрение грамотой УО, администрации города, награждение знаком «Почётный работник общего образования».
Далее в индивидуальных беседах администрации с каждым из педагогов было определено, какая проблема ему интересна или, наоборот, в чем он испытывает затруднения, либо что нового есть в педагогической практике. После определения тем по самообразованию педагоги самостоятельно разработали план работы (Таблица 1.).
Где на первом этапе «Организационно – ознакомительном» педагоги изучают проблему, через научную и методическую литературу, подготавливают практический материал, определяю формы предоставления результатов работы.
Второй этап «Основной» внедрение педагогами в работу подготовленного материала, организация работы по проведению с детьми НОД.
И третий этап «Заключительный» подведение итогов проделанной работы, самоанализ деятельности.
Таблица 1.
План самообразования педагога
Этапы работы Содержание работы Сроки проведения Формы представления результатов работы
План по самообразованию составляется в зависимости от того как будет строиться дальнейшая образовательная деятельность на 3–5 лет либо воспитатель ежегодно выбирает новую тему. При этом саморазвитие подразумевает под собой обобщение и распространение личного педагогического опыта.
Таким образом, в 2013-2014 учебном году, педагоги активно участвовали в методической работе нашего учреждения: готовили консультации, статьи и доклады по новинкам научной, нормативной и методической литературы и обзору профессиональных журналов, разрабатывали методические рекомендации и др. Многие из них были участниками городских и областных семинаров и конференций, делясь опытом и перенимая лучший передовой опыт у коллег своего региона. На начальном этапе была выработана система участий педагогов в профессиональных и творческих конкурсах. Воспитатели ежеквартально участвуют в профессиональных конкурсах и 1 раз в месяц совместно с воспитанниками принимают участие в творческих конкурсах. Результатом творческой деятельности педагогического коллектива и воспитанников стали Дипломы победителей и Сертификаты участников различных профессиональных и творческих конкурсов.
Параллельно с этим, администрацией ДОО ежегодно отправляются заявки на курсы повышения квалификации для педагогов, многие педагоги самостоятельно осваивают дистанционные курсы повышения квалификации на образовательных порталах в сети интернет.
Так же параллельно этому, творческой группой педагогов во главе со старшим воспитателем с целью систематизации и фиксации различных материалов, документов и иных свидетельств достижений в педагогической деятельности работника разработано и утверждено положение о портфолио педагога.
Портфолио представляет собой рабочую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует имеющийся опыт воспитателя ДОУ и отражает совокупность его индивидуальных достижений:
это способ фиксирования, накопления и оценки творческих достижений воспитателя, включающий интеграцию количественной и качественной оценок педагогической деятельности;
комплект документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя детского сада, актуализирующий рефлексию его собственной деятельности.
Портфолио предназначается для:
самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.).
В содержание портфолио входят следующие разделы:
Введение, где воспитатель представляет сведения о профессиональном статусе, стаж работы, образовании, личные данные;
Портрет, воспитатель включает эссе «Я и моя профессия»;
Папка профессиональных достижений;
Папка достижений воспитанников;
Папка подтверждающих документов;
Папка экспертных оценок, отзывов и рекомендаций.
На данный момент в нашем ДОУ все педагоги имеют персональное портфолио в индивидуальной папке, хранящееся в Методическом кабинете, которое периодически пополняется и систематизируется.Каждая образовательная организация, в нашем городе имеет личный сайт на базе единого образовательного портала города Белово. В рамках образовательного портала города педагоги нашей ДОО периодически размещают информацию о своей профессиональной деятельности в разделе «Новости». Это позволяет другим педагогам, родителям (законным представителям) наших воспитанников быть всегда в курсе того, что происходит в стенах детского сада и чем заняты дети в течение дня.
Также каждый из воспитателей ДОУ имеет электронное портфолио на международном образовательном портале МААМ.RU, что позволяет обмениваться опытом, участвовать в различных дистанционных конференциях, конкурсах в рамках портала, как профессиональных, так и творческих совместно с воспитанниками.
В завершении можно сказать, что объединив педагогов и создав команду единомышленников, можно смело идти вперед в поисках лучшего способа дать детям достойное дошкольное образование. Ведь если дошкольное образование является уровнем образования, то уровень должен соответствовать Федеральным государственным образовательным стандартам.