Авторская работа на тему Профессиональная компетентность педагога начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО
Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС ООО
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Б. Шоу
Счастлив тот учитель, который находит свою отдушину в работе, который любит то, что преподает, и тех, кому преподает. Наша работа занимает львиную долю времени в жизни, поэтому особенно важно, чтобы она была любимая. Учитель- это звучит гордо! В профессиональной деятельности хранится источник нашего достоинства, возможность реализовать свои разнообразные способности и личный потенциал.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель», - писал в свои годы А. Дистервег.
В последние годы одной из актуальных проблем развития образования в нашей стране становится повышение профессиональной компетентности педагога в условиях реализации ФГОС. Современный педагог – не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится, как проходит его становление. Что определяет степень профессионализма педагога? Только постоянно развиваясь, он может соответсвовать требованиям современного мира, профессии. Для совершенствования профессионализма учителя возможны разные пути. Одним из таких путей является реализация и применение ФГОС в работе. ФГОС – общественный договор между семьей, обществом и государством, в результате которого получаем высокообразованную, деятельную, креативную личность, способную гибко действовать в изменяющемся современном мире, в его нестандартных ситуациях, личность, способную к самоанализу и саморазвитию. Профессиональная компетентность современного учителя в образовательной среде ФГОС раскрывается через учебное сотрудничество учителя и ученика, цель которого научить ребенка способам деятельности, приобретение опыта самостоятельного решения проблем.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». (И.Г. Песталоцци) Чтобы достичь такого результата, надо начать с себя, т.е. с учителя. Учитель-это творец, скульптор. Только путем гармоничности действий получается скульптура. Педагог-тот же скульптор, в руках которого бесценный материал-ребенок. Чтобы этот материал был гибким и пластичным, чтобы из него вышел шедевр, во многом зависит от компетентности учителя. Компетентный учитель- это учитель, умеющий организовать свою профессиональную деятельность на высоком уровне, проявляющий огромную заинтересованность в своем развитии, в получении и усвоении новых знаний. Учитель начальных классов как строитель, работа которого заключается в возведении надежного здания. Для здания необходим крепкий устойчивый фундамент - знания и опыт. Деятельный и креативный педагог начальных классов, гармонично действующий в условиях новой образовательной среды,-это и есть учитель новой формации, надежный фундамент обновления образования.
В основе современного ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, учитель указывает путь и направляет учеников, а вывод и итог делают они сами.
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь» ,- гласит китайская народная мудрость, которая очень точно определяет профессиональную суть компетентного педагога современности. Благодаря внедрению ФГОС в систему образования, в корне изменилась система подачи материала, приоритетная деятельность на уроке. Учитель и ученик сейчас находятся в гармоничных партнерских отношениях на уроке. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учи т ее находить». (А. Дистервег). Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. На основе ФГОС реализовался плавный переход от школы накопления знаний к школе универсального развития личности на основе учебной деятельности. Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие. Ведущую роль в этом сыграла компетентность учителя.
Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно – указать дорогу…
Р. Олдингтон
Компетентность – это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий, способность педагога решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты. Компетентность-это способность делать что-то хорошо или эффективно, способность соблюдать установленный стандарт, применяемый в какой-либо профессии. Профессиональная компетентность учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС определяется деятельным подходом- обучением и воспитанием, где главное – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Педагогом должна руководить вера в силы и возможности ученика, интерес к внутреннему миру обучающихся, открытость к принятию других точек зрения, позитив и уверенность в себе, в своих силах. Это составляющие успеха современного учителя. Грамотно созданные ситуации успеха в учебной деятельности повышают мотивацию в обучении, раскрепощают учеников, стимулируют к творческому, проблемному, гибкому мышлению. Владение педагогом различными методами оценивания, умение превращать учебную задачу в личностно значимую позволяет реализовывать основные аспекты ФГОС в условиях новой образовательной среды. «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей». (Д. Пойа)