Статья на тему Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС


Профессиональная компетентность педагога
в условиях реализации ФГОС
С введением новых образовательных стандартов в практику обучения младших школьников особенно актуальным для меня, учителя начальных классов, стало овладение современными психолого-педагогическими технологиями и методиками развития метапредметных и личностных УУД у обучающихся в проектной деятельности. В рамках работы по методическому сопровождению педагога, осуществляющего обучение на основе требований ФГОС, в прошлом учебном году я участвовала в городском проекте «Чемпионат проектных игр», организованного МБОУ ДОД ГДТДиМ «Одаренность и технологии». С удовольствием прошла обучение по программе развития проектного мышления М.Битяновой, Т.Бегловой «Учимся решать проблемы». Моей задачей было повышение педагогической квалификации путем организации специальной обучающей работы по формированию ценностной и инструментальной готовности к проектной педагогической деятельности.
С проблемными ситуациями сталкиваются не только обучающиеся в различных сферах школьной жизни: в учебном процессе, в общении со сверстниками, но и взрослые. Мне тоже приходится, как и любому другому человеку решать собственные жизненные задачи, проблемные ситуации. Для меня было открытием, что с проблемной ситуацией необходимо работать как с задачей: проанализировать проблему; вычленить ее суть; переформулировать проблему в задачу собственной деятельности; спланировать шаги по решению этой задачи; осуществить необходимые шаги; оценить полученный результат с точки зрения поставленной цели.
Затем, после обучения педагогов, в течение учебного года была организована развивающая работа с обучающимися, направленная на формирование метапредметных и личностных УУД. На первом этапе работа была направлена на формирование у обучающихся навыков сотрудничества и на знакомство с понятием проблемной ситуации. Дети учились решать проблемы вместе. На первом занятии мы обсуждали, что такое «проблема» и почему решать проблемы лучше вместе. Вспоминали правила работы в группах: слушать и понимать друг друга; уметь договариваться; уметь уступать; разумно распределять роли в группе. По итогам работы в паре или мини-группе дети заполняли анкету, анализ ответов на вопросы анкеты помог мне выявить основные сложности, возникающие у обучающихся при групповой и парной работе.Второй этап работы с детьми по программе «Учимся решать проблемы» был ориентирован на ознакомление с тремя типами проблемных ситуаций: «мозаика», «многослойное желе», «снежинка», на формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Каждая проблема требует своего определения и нахождения оптимального пути решения. Для этого я знакомила детей с образом проблемы, ее определением, ее проявлениями в жизненных ситуациях и основной технологией решения. Кроме того, обучающиеся познакомились с двумя проблемными ситуациями: «олимпийские кольца», «притча о слоне», возникающими в коллективной деятельности, а также со способами их решения. Предпочтение отдавалось групповой форме работы, в зависимости от сложности выполняемых упражнений, дети работали в группах сменного состава по 3-5 человек. Каждый урок включал в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. Я заметила, что занятия по программе способствуют сплочению коллектива класса. В течение всех занятий обучающиеся вели рабочую тетрадь, в которой записывали основные изучаемые понятия и выполняли письменные тренировочные упражнения.
Методика исследования типа проблемы тесно связана с её структурой и очень интересна, понравилась она и учащимся. Например, проблема, похожая на мозаику, состоит их нескольких частей, поэтому в целом решается только тогда, когда решается каждая ее часть. Основными моментами работы над проблемой, похожей на мозаику, являются: коллективное обсуждение понятия «мозаика-пазл», соотнесение реальной проблемы с образом «мозаики», определение проблемы, похожей на «мозаику», запись этого определения в тетрадь; зарисовка образа проблемы; игра «Новый год в джунглях Амазонки» - вводная игровая инструкция, постановка игровых задач, запись игровых задач в тетрадь, работа творческих групп над решением игровых задач, презентация работы групп, принятие решения всем классом; подведение итогов: формулировка способа решения проблемы, похожей на «мозаику», запись в тетрадях и, по желанию, озвучивание своих записей; коллективное обсуждение: какие проблемы реальной жизни относятся к данному типу и как их можно успешно решать. Я помогала детям понять суть проблем с помощью метафоры и зрительного образа. В конце каждого урока дети обсуждали, как они могут применить полученные знания в жизни.
На третьем этапе работа по программе «Учимся решать проблемы» была посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода. Были организованы общешкольные игры среди обучающихся 4-х и 5-х классов. По итогам школьного тура «Чемпионата проектных игр» наша команда заняла 1 место, и мы вышли на городской этап.
На мой взгляд, работа по программе «Учимся решать проблемы» в течение учебного года была очень полезна и мне, и детям. Программа позволяет комплексно развивать регулятивные, коммуникативно-информационные и познавательные универсальные учебные действия обучающихся, способствует развитию субъектной позиции личности. Навыки проектного мышления, сформированные в процессе работы по программе, помогают и мне по- новому смотреть и решать проблемные ситуации в своей профессиональной деятельности, а также будут востребованы и во взрослой жизни обучающихся, поэтому целесообразно подготавливать детей к подобной деятельности уже в начальной школе.