Тематическое планирование по окружающему миру ПНШ, 3 класс
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс
№
п/п
Раздел
и тема урока
Планируемые результаты
Виды
деятельности
Кол-во
часов
Стр.учебника
Дата
Предметные
Личностные и метапредметные
(УУД)
Раздел 1. Изображение Земли на глобусе (4 часа)
1
Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир»
Знать - признаки неживой и живой природы, что глобус – модель земного шара,
-понятия: «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», термины «Материки», «океаны»,
-формы поверхности.
Уметь
-характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
-находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
Личностные результаты
Личностные УУД:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
-развитие учебно-познавательного интереса к учебному материалу через знакомство с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», термины «Материки», «океаны»
-принятие статуса «ученик»;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при определении признаков живой и неживой природы, работе с глобусом, как модели земного шара, через знакомство с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», терминами «Материки», «океаны», формами поверхности;
- составление плана и последовательности действий при определении признаков живой и неживой природы, изучении глобуса, как модели земного шара, через знакомство с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», терминами «Материки», «океаны», формами поверхности;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи в соответствии с ранее составленным планом при определении признаков живой и неживой природы, изучении глобуса, как модели земного шара, через знакомство с понятиями «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», терминами «Материки», «океаны», формами поверхности;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель через знакомство с глобусом, как моделью земного шара, разными формами земной поверхности;
- уметь считывать знаки и символы на глобусе и карте;
- формируется способность поиска и выделения информации о географических объектах и их названиях;
- развивается умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о признаках живой и неживой природы, уметь извлекать необходимую информацию для подготовки докладов и их обсуждения;
- развитие умения ставить и формулировать проблемы творческого характера, через изготовление модели глобуса.
Логические:
-анализировать объекты живой и неживой природы с целью выделения их существенных признаков, обнаружения простейших взаимосвязей между живой и неживой природой;
-умение строить логическую цепь рассуждений с целью раскрытия понятий «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор», терминами «Материки», «океаны»,
Коммуникативные :
- умение проявлять себя в ученическом сотрудничестве с учителем и одноклассниками при выполнении практической работы по моделированию различных форм поверхности;
-умение работать в парах;
- учиться выполнять различные роли в паре.
-группирует, классифицирует объекты живой и неживой природы по отличительн ым признакам;
-оценивает результаты своих наблюдений.
-характеризует глобус, как модель земного шара;
- использует готовые модели глобуса для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
-находит на глобусе материки и океаны;
-сравнивает и различает различные формы земной поверхности;
-находит необходимую информацию в различных источниках;
-участвует в дидактических играх; готовится к школьной олимпиаде.
1
5-6
2
Глобус – модель земного шара
ПДД
Причины несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
1
7-11
3
Материки и океаны
на глобусе
1
12-14
4
Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли
на глобусе»
1
15-18
Раздел 2. О чем рассказала карта (8 часов)
5
Географическая карта
Знать -карту полушарий, физическую карту России, условные обозначения на карте; - понятия «план местности», условные обозначения на плане; -понятия «холмы», «овраги»; - способы изображения земной поверхности; - понятия «горизонт», «линия горизонта», основные и промежуточные стороны горизонта; - устройство компаса и правила работы с ним.
Уметь -определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
-сравнивать и различать формы земной поверхности;
-находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название; -моделировать форм земной поверхности из глины или пластилина;
Личностные результаты
Личностные УУД:
Проявление познавательного интереса через умение определять объекты на географической карте с помощью условных знаков; сравнивать и различать формы земной поверхности;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения в природе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при изучении карты полушарий, физической карты России, условных обозначений на карте, понятий «план местности», условных обозначений на плане, понятий «холмы», «овраги», способов изображения земной поверхности, понятий «горизонт», «линия горизонта», основных и промежуточных сторонх горизонта, устройства компаса и правил работы с ним, моделировании форм земной поверхности;
- составление плана и последовательности действий при изучении карты полушарий, физической карты России, условных обозначений на карте, понятий «план местности», условных обозначений на плане, понятий «холмы», «овраги», способов изображения земной поверхности, понятий «горизонт», «линия горизонта», основных и промежуточных сторонах горизонта, устройства компаса и правил работы с ним, моделировании форм земной поверхности;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи в соответствии с ранее составленным планом при изучении карты полушарий, физической карты России, условных обозначений на карте, понятий «план местности», условных обозначений на плане, понятий «холмы», «овраги», способов изображения земной поверхности, понятий «горизонт», «линия горизонта», основных и промежуточных сторонх горизонта, устройства компаса и правил работы с ним, моделировании форм земной поверхности;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель при изучении данного раздела;
-знаково-символическое моделирование и преобразование при определении объектов на географической карте с помощью условных знаков;
-применение методов информационного поиска с помощью компьютерных средств при подготовке сообщений по теме «Формы земной поверхности»;
- развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме об условных обозначениях на плане и карте;
- развитие умения ставить и формулировать проблемы творческого характера, через изготовление модели формы поверхности из песка, глины или пластилина.
Логические:
- анализирование объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков при составлении плана местности;
- синтезирование составления плана местности из частей
-построение логической цепи рассуждения при ориентировании на местности с помощью компаса и местных признаков;
Коммуникативные :
- умение проявлять себя в ученическом сотрудничестве с учителем и одноклассниками при выполнении по определению сторон горизонта на местности; -умение работать в парах;
- учиться выполнять различные роли в паре при моделировании форм земной поверхности из глины или пластилина.
- построение учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем (принятие различных позиций других людей, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства) при
-определяет объекты на географической карте с помощью условных знаков; -находит на физической карте разных форм земной поверхности и определяет их названия; -моделирует формы земной поверхности из глины или пластилина;
-ориентируется на местности по компасу; - изучает устройство компаса и правил работы с ним;
- определяет по плану местности то, какие на нём изображены формы поверхности; -определяет стороны горизонта на местности; -моделирует формы земной поверхности из глины или пластилина;
-готовится к школьной олимпиаде; -характеризует формы земной поверхности своей местности.
1
С. 19–24
6
Учимся читать карту
ПДД
Новое о светофоре. Информационно -указательные
1
С. 25–27
7
План местности
1
С. 28–30
8
Холмы и овраги
1
С. 31–34
9
Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»
1
10
Стороны горизонта
1
С. 35–37
11
Ориентирование на местности. Компас
1
38–41
12-13
Обобщение по теме «О чем рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде!
ОБЖ
Берегите природу. (Наводнение. Опасность у водоемов.)
2
42
Раздел 3. Из чего все на свете (4 часа)
14
Тела, вещества, частицы
Знать - что каждое тело состоит из веществ; -иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); -что в любом теле все частицы находятся в постоянном движении;
-свойства воды; - что вода в природе находится в трех состояниях.
Уметь -ставить и проводить опыты и наблюдения; -определять тела, вещества и частицы; -различать тела искусственные и тела живой и неживой природы;
-определять состояние воды;
Личностные результаты
Личностные УУД:
-проявление устойчивого интереса к изучению: -тел, веществ и частиц из которых состоит каждое тело; - трёх состояний воды; -различении тел искусственных и тел живой и неживой природы; - при проведении опытов и наблюдений; -самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения в природе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при изучении различий тел искусственных и тел живой и неживой природы;
определении состояний воды; при проведении опытов и наблюдений; - составление плана и последовательности действий при проведении опытов и наблюдений, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении различий тел искусственных и тел живой и неживой природы, определении состояний воды;
-способ решения и результат
учебной задачи по ранее составленному совместно с учителем и одноклассниками плану при изучении различий тел искусственных и тел живой и неживой природы, определении состояний воды; - корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при изучении различий тел искусственных и тел живой и неживой природы, определении состояний воды.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель при изучении данного раздела;
- развивать умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при различении тел искусственных и тел живой и неживой природы, определении состояний воды; - развитие умения ставить и формулировать проблемы при проведении опытов и наблюдений ; Логические:
- анализирование объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков при проведении опытов и наблюдений ; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения при определении состояний воды, веществ и частиц; -различать тела искусственные и тела живой и неживой природы. Коммуникативные : - построение учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем (принятие различных позиций других людей, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства) при проведении опытов и наблюдений .
-Ставит опыты; - проводит наблюдения; - характеризует свойства воды, три её состояния; -извлекает по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний; -обсуждает полученные сведения; -готовится к школьной олимпиаде; -отвечает на вопросы; разгадывает загадки; решает кроссворды.
1
43–48
15
Твердые вещества, жидкости и газы
1
49–52
16
Вода – необыкновенное вещество
1
53–55
17
Обобщение
по теме «Из чего все на свете». Готовимся
к школьной олимпиаде!
ПДД
Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах.
1
56
Раздел 4. Вода и ее свойства (5 часов)
56
18
Свойства воды
в жидком состоянии (пер-
вое заседание клуба)
Знать -свойства воды при нагревании и охлаждении; -устройство термометра; правила пользования ртутным термометром; -свойства льда;
- три состояния воды
в природе; свойства водяного пара.
Уметь -проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде;
-пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу;
-делать выводы
о свойствах льда, о практическом применении свойств
воды;
определять свойства водяного пара в опытах и на-блюдениях
Личностные результаты
Личностные УУД:
-проявление устойчивого интереса к изучению свойств воды при нагревании и охлаждении; устройство термометра; правила пользования ртутным термометром; свойства льда; трёх состояний воды в природе; свойств водяного пара;
-принятие и выполнение нравственных и этических норм при общении со сверстниками и взрослыми во время проведения опытов, исследовательской работы.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при проведении опытов, исследовательской работы, определении температуры воды;
- составление плана и последовательности действий при проведении опытов и наблюдений, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении устройств термометра; правил пользования ртутным термометром; свойств льда; трёх состояний воды
в природе; свойств водяного пара;
-способ решения и результат
учебной задачи по ранее составленному совместно с учителем и одноклассниками плану при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении устройств термометра; правил пользования ртутным термометром; свойств льда; трёх состояний воды
в природе; свойств водяного пара;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при проведении опытов, фиксации выводов в письменной форме, изучении устройств термометра; правил пользования ртутным термометром; свойств льда; трёх состояний воды
в природе; свойств водяного пара. Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель при изучении данного раздела;
- развивать умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной и устной форме при фиксации выводов по проводимым опытам, проведении исследовательской работы;
- развитие умения ставить и формулировать проблемы при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы. Логические:
- анализирование объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков при проведении опытов и наблюдений ; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения при проведении исследовательской работы; -различать свойства льда, три состояния воды в природе,свойства водяного пара.
Коммуникативные : - построение учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем (принятие различных позиций других людей, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства) при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы, фиксации вывода в письменной форме.
-Проводит опыты по изучению свойств воды при нагревании и охлаждении, свойств льда, трёх состояний воды, свойств водяного пара; -проводит исследовательскую работу при изучении свойств льда, трёх состояний воды, свойств водяного пара; -фиксирует выводы в письменной форме при проведении опытов и наблюдений; -изучает устройство ртутного термометра; -изучает правила пользования ртутным термометром; -готовит доклады о свойствах льда, водяного пара, трёх состояниях воды.; - принимает участие в заседании клуба; -готовится к школьной олимпиаде; - анализирует влияние современного человека на природу; -оценивает чистоту водоёмов в своей местности.
1
57–62.
19
Термометр и его устройство
1
63–67
20
Свойства воды
в твердом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба)
ПДД
Световые сигналы на пешеходных переходах. Правила перехода улиц и дорог.
1
68–71
21
Свойства воды в газообразном состоянии
1
72–74
22
Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде!
1
75
Раздел 5. Чудесные превращения воды в природе (6 часов)
23
Круговорот
воды в природе
Знать -иметь представление о круговороте воды в природе;
- превращение воды
в туман, облака; разные виды облаков.; -иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь); -иметь представление о том,
что вода – растворитель;
-растворимые и нерастворимые вещества;
-о значении воды
в жизни человека; -способы очистки воды от морской соли.
Уметь -доказывать круговорот воды в природе; -делать фильтр; -простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества; -проводить опыты; -определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды; -проводить исследовательскую работу; -охранять водные богатства.
Личностные результаты
Личностные УУД:
-проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи при изучении круговорота воды в природе, превращений воды
в туман, облака, разные виды облаков, осадков, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь), растворимых и нерастворимых веществ, значения воды в жизни человека; -принятие и выполнение нравственных и этических норм при общении со сверстниками и взрослыми во время проведения опытов, исследовательской работы, определении с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при проведении опытов, исследовательской работы, определении растворимых и нерастворимых веществ, прозрачности воды; - составление плана и последовательности действий при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении круговорота воды в природе, изготовлении фильтра; определении растворимых и нерастворимых веществ, определении с помощью мерного цилиндра степени прозрачности воды; -способ решения и результат
учебной задачи по ранее составленному совместно с учителем и одноклассниками плану при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении круговорота воды в природе, изготовлении фильтра, определении растворимых и нерастворимых веществ, определении с помощью мерного цилиндра степени прозрачности воды; - корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при проведении опытов, наблюдений, исследовательской работы при изучении круговорота воды в природе, изготовлении фильтра, определении растворимых и нерастворимых веществ, определении с помощью мерного цилиндра степени прозрачности воды. Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель при изучении данного раздела;
- развивать умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при фиксации выводов по проводимым опытам, проведении исследовательской работы;
- развитие умения ставить и формулировать проблемы при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы. Логические:
- анализирование объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков при проведении опытов и наблюдений; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения при проведении исследовательской работы; доказательства круговорота воды в природе; рассказе о превращении воды
в туман, облака; разные виды облаков.; об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморозь). Коммуникативные : - построение учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем (принятие различных позиций других людей, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства) при проведении опытов и наблюдений, исследовательской работы, фиксации вывода в письменной форме.
- доказывает круговорот воды в природе; - отгадывает загадки; - решает кроссворды; - готовит доклад о превращении воды, об осадках, выпадающих из облаков, выделяющихся из воздуха, о значении воды в жизни человека, об охране водных богатств из различных информационных источников; - делает фильтр; - определяет растворимые и нерастворимые вещества; -проводит опыты; -определяет с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды; -проводит исследовательскую работу; -отвечает на вопросы; -готовится к школьной олимпиаде.
1
76–80
24
Туман и облака. Осадки
1
81–84
25
Вода – растворитель (третье заседание клуба)
1
85–87
26
Растворы в природе.
1
88–90
27
Почему воду надо беречь?
ОБЖ
В царстве грибов. (Связь между грибами и их местонахождениями. Опасность здоровью.)
1
91–94
28
Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде!
1
С. 95
Раздел 6. Воздух и его свойства (4 часа)
29
Океан, которого нет на карте и глобусе
Знать -что воздух – смесь газов, содержащая примеси; -свойства кислорода и углекислого газа; -что при горении
и при дыхании расходуется кислород; - о практическом применении свойств воздуха человеком; -что теплый воздух легче холодного; Уметь -проводить опыты; -показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде;
-определять свойства кислорода и углекислого газа; -с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного.
Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагрева-ется неодинаково.
Уметь измерять температуру воздуха с помощью термометра
Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра
в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр».
Уметь пользо-ваться флюгером и анемометром.
Иметь представ-ление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду.
Уметь вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений
Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.
Личностные результаты
Личностные УУД:
-проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи при изучении свойства кислорода и углекислого газа, при определении свойства кислорода и углекислого газа; -принятие и выполнение нравственных и этических норм при общении со сверстниками и взрослыми во время проведения опытов, доказательстве того, что воздух можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
-определение целей учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при показе того, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде, определении свойств кислорода и углекислого газа, доказательстве с помощью опытов, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного; - составление плана и последовательности действий при проведении опытов и наблюдений, определенным совместно с учителем и одноклассниками при изучении того, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде, определении свойств кислорода и углекислого газа, доказательстве с помощью опытов, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного;
-способ решения и результат
учебной задачи по ранее составленному совместно с учителем и одноклассниками плану при изучении того, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде, определении свойств кислорода и углекислого газа, доказательстве с помощью опытов, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного; - корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при изучении того, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде, определении свойств кислорода и углекислого газа, доказательстве с помощью опытов, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного. Познавательные УУД:
Общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель при изучении данного раздела;
- развивать умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при доказательстве с помощью опытов, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного; - развитие умения ставить и формулировать проблемы при проведении опытов для доказательства того, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного. Логические:
- анализирование объектов с целью выявления существенных и несущественных признаков при проведении опытов для доказательства того, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного; -установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждения при определении свойств кислорода и углекислого газа, при рассказе о том, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде. Коммуникативные : - построение учебного сотрудничества с одноклассниками и учителем (принятие различных позиций других людей, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы,
адекватно использовать речевые средства) при проведении опытов для доказательства того, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного, показе того, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде.
-Наблюдает простейшие опыты по изучению свойств воздуха; - характеризует состав воздуха; - показывает что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и воде; - определяет свойства кислорода и углекислого газа; - принимает участие в заседании клуба; -с помощью опытов доказывает, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного; -определяет характер взаимоотношений человека с природой, находит примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
-отвечает на вопросы; -готовится к школьной олимпиаде.
1
96–99
30
Воздух – это смесь газов
1
100–102
31
Свойства воздуха (четвертое заседание клуба)
1
103–108
32
33
34
35
36
Обобщение по теме «Воздух
и его свойства». Готовимся
к школьной олимпиаде!
Температура воздуха
Ветер
ОБЖ
Надежная защита организма. (Первая помощь при
повреждении кожи.)
Что такое погода?
Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?»
1
109–110.
111-114
115-119
12-122
123-124
Тайны недр Земли (7 часов)
37
Горные породы
Знать
- что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но
и поверхность суши Земли и дно океанов;
-виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород;
-что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании;
-из каких минералов состоит гранит;
-разнообразие
минералов, их практическое использование человеком.
-иметь представление о минералах как составных частях горных пород.
- понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»;
-горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.
Уметь
-наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды
-выполнять практическую работу
- называть свойства песка, глины, мрамора, гранита
Личностные результаты
Личностные УУД:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
- умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- проявление интереса к окружающему миру.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при знакомстве с видами горных пород, их образованием, разнообразием минералов, их практическим использованием, через знакомство с понятиями « полезные ископаемые», «сплав», «металлы», « месторождение», «руда», их значением в жизни человека;
- составление плана и последовательности действий при знакомстве с видами горных пород, их образованием, разнообразием минералов, их практическим использованием, через знакомство с понятиями « полезные ископаемые», «сплав», «металлы», « месторождение», «руда», их значением в жизни человека ;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи в соответствии с ранее составленным планом при знакомстве с видами горных пород, их образованием, разнообразием минералов, их практическим использованием, через знакомство с понятиями « полезные ископаемые», «сплав», «металлы», « месторождение», «руда», их значением в жизни человека ;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели через знакомство с полезными ископаемыми, их происхождением, применением и значением в жизни человека
- поиска и выделение информации о разнообразии минералов, их названиях и применении;
- развитие умения оформлять итоги наблюдений в виде таблицы;
- поиск и выделение необходимой информации для подготовки докладов и их обсуждения;
2.Логические:
-анализ видов горных пород с целью выделения их существенных признаков, определения происхождения;
-построение логической цепи рассуждений с целью раскрытия понятий «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»;
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации с учителем и одноклассник
-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- исследование (на основе демонстрационных опытов) свойств полезных ископаемых
- характеристика свойств изученных полезных ископаемых
- различение изученных полезных ископаемых
-описание применения полезных ископаемых в хозяйстве человека ( на примере своей местности)
-обсуждение и составление, в группах, рассказа об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края
-подготовка сообщений о полезных ископаемых из дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники)
1
с.5-8
38
Разрушение
горных пород
1
с.9-11
39
Что такое минералы?
1
с.12-15
40
Полезные ископаемые
ОБЖ
Огонь, вода и газ. (Если возник пожар. Вода в доме. Если чувствуешь запах газа.)
1
с.16-21
41
Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба)
ОБЖ
Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки.
(Правила пешехода. Правила велосипедиста.)
1
с.22-25
42
Почему надо беречь полезные ископаемые
ПДД
Правила безопасности перехода железнодорожного переезда.
1
с.26-30
43
Обобщение по теме «Тайны недр Земли»
ПДД
Правила безопасности перехода железнодорожного переезда.
1
Почва (5 часов)
44
Как образуется почва
Знать
- процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов);
- что почва – продукт взаимодействия факторов
живой и неживой природы;
-что такое цепи питания;
-состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина);
-что такое плодородие почвы,
- значение почвы;
- мероприятия по охране почв в родном крае.
Уметь
-работать с оглавлением учебника, учебными текстами;
-составлять цепи питания,
-изучать состав почвы;
- проводить опыты и наблюдения;
- делать выводы, договариваться,
распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
-обсуждать проблему
Личностные результаты
Личностные УУД:
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
-проявление интереса к окружающему миру
-установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при знакомстве с процессом почвообразования, составом почвы, знакомством с понятием « плодородие почвы», значением почвы и мероприятиями по ее охране;
- составление плана и последовательности действий при знакомстве с процессом почвообразования, составом почвы, знакомством с понятием « плодородие почвы», значением почвы и мероприятиями по ее охране;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи в соответствии с ранее составленным планом при знакомстве с процессом почвообразования, составом почвы, знакомством с понятием « плодородие почвы», значением почвы и мероприятиями по ее охране;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные:
- выделение и формулирование познавательной цели через знакомство с процессом почвообразования, составом почвы, мероприятиями по повышению плодородия и охране почв;
- поиск и выделение необходимой информации о составе почвы, ее плодородии;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о почве, как продукте взаимодействия факторов живой и неживой природы,
- поиск и выделение необходимой информации о процессе почвообразования, составе почвы, мероприятиях по повышению плодородия и охране почв для подготовки докладов и их обсуждения;
2.Логические:
-анализ информации о почве с целью выделения существенных признаков взаимодействия факторов живой и неживой природы;
-построение логической цепи рассуждений с целью раскрытия процесса почвообразования.
Коммуникативные УУД:
- умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-умение работать в группах, парах;
- проведение простейших опытов по определению состава почвы, роли почвы в природе и роли живых организмов в образовании почвы.
-оценивание плодородия почвы своего края во время практической работы;
- извлечение по заданию учителя необходимой информации из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений;
- сообщение по результатам экскурсии о почвах родного края, села.
- оформление своих наблюдений в форме таблиц.
1
с.31-34
45
Почва и ее состав (шестое заседание клуба)
1
с.35-38
46
Экскурсия «Почвы родного края»
1
Ответы на вопросы
47
Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба)
1
с.39-42
48
Обобщение по теме « Почва»
1
тестирование
Природные сообщества (7 часов)
49
Лес и его обитатели
Знать
-многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания.
-многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания.
-что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений;
-многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания.
-искусственные и естественные водоемы;
-многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания.
-многообразие растительного и животного мира болота и возможность их совместного обитания.
-многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания.
-понятие «природное сообщество».
Уметь
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса;
-составлять цепи питания, существующие
в сообществе – лес
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;
-составлять цепи питания, существующие
в сообществе – луг
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля;
-составлять цепи питания, существующие
в сообществе – поле
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема;
-составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота;
-составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ
родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам
-анализировать связи
в каждом из изученных природных сообществ
Личностные результаты
Личностные УУД:
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- развитие познавательного интереса, формирование познавательных потребностей и учебных мотивов;
- повышение культуры речевого общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при знакомстве с многообразием растительного и животного мира леса, луга, поля, пресного водоема, болота и возможности их совместного обитания;
- составление плана и последовательности действий при знакомстве с многообразием растительного и животного мира леса, луга, поля, пресного водоема, болота и возможности их совместного обитания;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи в соответствии с ранее составленным планом при знакомстве с многообразием растительного и животного мира леса, луга, поля, пресного водоема, болота и возможности их совместного обитания;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель через знакомство с многообразием растительного и животного мира леса, луга, пресного водоема, болота;
- поиск и выделение информации о многообразии растительного и животного мира леса, луга, пресного водоема, болота и возможность их совместного обитания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о связях, которые существуют между обитателями природных сообществ;
- развитие умения ставить и формулировать проблемы творческого характера, через изготовление модели глобуса.
2.Логические:
-анализ связей, которые существуют между обитателями природных сообществ леса, луга, поля, болота, пресного водоема с целью выделения их существенных признаков, обнаружения простейших взаимосвязей между обитателями этих природных сообществ;
-построение логической цепи рассуждений с целью составления цепей питания, сложившихся в каждом сообществе.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями выполняемой работой;
- умение слушать одноклассников и учителя;
-умение работать в группе.
- составление по плану характеристики природных сообществ ( лес, луг, поле, пресный водоем, болото);
- отгадывание кроссвордов;
- извлечение ( по заданию учителя) необходимой информации о природных сообществах из учебника и дополнительных источников информации( словари, энциклопедии, справочники)
- обсуждение полученных сведений о природных сообществах;
- наблюдения за природными объектами во время экскурсии
1
с.43-49
50
Луг и его обитатели.
1
с.50-54
51
Поле и его обитатели
ОБЖ
Дорожные знаки.
1
с.55-58
52
Пресный водоем и его обитатели
ОБЖ
Опасные места. ( Опасности: лифт, подвал, открытое окно, дорога.)
1
с.59-64
53
Болото и его обитатели
ПДД
Правила поведения на посадочных площадках и в транспорте. Безопасность пассажиров
1
с.65-68
54
Экскурсия «Природные сообщества родного края»
1
ответы на вопросы
55
Обобщение по теме «Природные сообщества»
1
тестирование
Человек и природные сообщества ( 9 часов)
56
Значение лесов
Знать
-значение леса для природы и для жизни человека
-опасности, возникающие при неправильном поведении в лесу;
-правила безопасного поведения в лесу.
-о значении луга в жизни человека,
-о мероприятиях по охране лугов;
-о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания
-об опасности прогулок около болот;
-о значении болот в природе и жизни человека
-реки и озера России и родного края.
-правила безопасного поведения у водоемов в разное время года.
-мероприятия, связанные с охраной природы родного края.
- о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих
-значение леса, луга, болота, водоема для природы и для жизни человека.
Уметь
-раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга;
-составлять цепи питания, присущие сообществу луга
-показывать на карте реки и озера;
-выполнять правила безопасного поведения в лесу, на болотах, у водоемов
-называть растения
и животных из Красной книги родного края
-называть детенышей животных
-охранять природные богатства
Личностные результаты
Личностные УУД
-осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение ее природы;
-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила безопасного поведения в природе;
- положительное отношение к школе.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при раскрытии связей, которые существуют между обитателями леса и луга, составление цепей питания, знакомства с развитием и размножением насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; знакомства с правилами поведения в природе и мероприятиями, связанными с охраной природы.;
- составление плана и последовательности действий при раскрытии связей, которые существуют между обитателями леса и луга, составление цепей питания, знакомства с развитием и размножением насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; знакомства с правилами поведения в природе и мероприятиями, связанными с охраной природы;
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи, в соответствии с ранее составленным планом, при раскрытии связей, которые существуют между обитателями леса и луга; составления цепей питания, знакомства с развитием и размножением насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; знакомства с правилами поведения в природе и мероприятиями, связанными с охраной природы.;
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
1.Общеучебные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели через знакомство с развитием и размножением насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих; с правилами поведения в природе и мероприятиями, связанными с охраной природы; раскрытие связей, которые существуют между обитателями леса и луга;
- умение считывать знаки и символы на карте;
- поиск и выделение информации о значении леса и луга для природы и в жизни человека;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о правилах безопасного поведения в лесу, на болотах, у водоемов;
2.Логические:
-анализ объектов живой и неживой природы с целью выделения их существенных признаков, обнаружения простейших взаимосвязей между живой и неживой природой;
-умение строить логическую цепь рассуждений при составлении цепей питания, присущих сообществу леса и луга.
Коммуникативные УУД:
- умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя;
- работать в коллективе;
- обсуждать индивидуальные и коллективные результаты.
-моделирование ситуаций по сохранению природы и ее защите;
-изготовление условных знаков;
- оценивание личной роли в охране экосистем
- различение правильных и неправильных форм поведения в природе;
- извлечение ( по заданию учителя) необходимой информации о многообразии растительного и животного мира леса и луга из учебника и дополнительных источников информации( словари, энциклопедии, справочники)
1
с.69-73
57
Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба)
ОБЖ
Экологическая безопасность. (Опасности: от загрязнения воздуха, от загрязнения воды, от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.)
1
с.74-78
58
Луг и человек
ПДД
Я пешеход. Экскурсия.
1
с.79-82
59
Надо ли охранять болота?
1
с.83-85
60
Дары рек и озер
1
С.86-89
61
Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба)
1
С.90-93
62
Человек – защитник природы
1
С.94-96
63
Природа будет жить!
1
с.97-102
64
Обобщение по теме « Человек и природные сообщества)
1
тестирование
Путешествие в прошлое ( 5 часов)
65
Лента времени
Знать
-понятия «месяц», «год», «век»;
-основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век, - города России.
-историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга.
-историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края.
Уметь
-ориентироваться
по ленте времени
-называть города России, их достопримечательности; - показывать на карте города России
-показывать Санкт-Петербург на карте;
-рассказывать об основных достопримечательностях города
-показывать родной город (поселок) на карте;
-рассказывать о его основных достопримечательностях
Личностные результаты
Личностные УУД:
- уважительное отношение к истории и культуре нашей страны, родного края, села;
- использование фантазии и воображения при выполнении учебных действий;
- повышение культуры речевого общения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определение цели учебной деятельности совместно с учителем и одноклассниками при знакомстве с понятия «месяц», «год», «век»; основными событиями, которые связанны с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век, - города России, историческим значением и основными достопримечательности Санкт-Петербурга, историческим значением основных достопримечательностей родного города (поселка), родного края.
- составление плана и последовательности действий при знакомстве с понятия «месяц», «год», «век»; основными событиями, которые связанны с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век, - города России, историческим значением и основными достопримечательности Санкт-Петербурга, историческим значением основных достопримечательностей родного города (поселка), родного края.
- прогнозирование и контроль способа решения и результата учебной задачи, в соответствии с ранее составленным планом, при знакомстве с понятия «месяц», «год», «век»; основными событиями, которые связанны с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век, - города России, историческим значением и основными достопримечательности Санкт-Петербурга, историческим значением основных достопримечательностей родного города (поселка), родного края.
- корректирование и оценивание способа и результата решения учебной задачи по критериям , определенным совместно с учителем.
Познавательные УУД:
Общеучебные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели через знакомство с основными события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век;
- умение считывать знаки и символы на «ленте времени»;
- поиск и выделение информации о достопримечательностях Московского Кремля, Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»; для подготовки сообщений и их обсуждения;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме о достопримечательностях родного края и их историческом значении;
2.Логические:
-анализ объектов исторического наследия с целью выделения их существенных признаков;
-умение строить логическую цепь рассуждений с целью раскрытия исторического значения достопримечательностей нашей страны, родного края, села
Коммуникативные УУД:
- умение рассуждать об историческом значении основных достопримечательностей страны, родного края, страны;
- умение обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя;
-вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении.
- определение последовательности исторических событий по « ленте времени»,
-изготовление наглядных материалов по теме урока- « ленты времени», макетов памятников архитектуры XII – XV веков;
- нахождение дополнительной информации о них с помощью библиотеки, Интернета и других источников;
- подготовка небольших рассказов по иллюстрациям учебника
- подготовка сообщения о достопримечательностях родного города (села.) по результатам экскурсии в краеведческий музей
- подготовка к участию в школьной олимпиаде
1
с.103-107
66
Золотое кольцо России
1
с.108-123
67
Путешествие по Санкт- Петербургу ( десятое заседание клуба)
1
с.124-136
68
Экскурсия в краеведческий музей
ПДД
Обобщение знаний. Инструктаж на каникулы.
1
Ответы на вопросы
69
Обобщение по теме « Путешествие в прошлое» Готовимся к школьной олимпиаде!
1
тестирование
Заголовок 115