Планирование Умелые ручки 5-6 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЗНЕСЕНСКАЯ ШКОЛА»
Утверждаю: Принята
Директор школы Педагогическим советом ______________ Н.В.Афанасьев протокол №___
от «___»__________2015
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые руки»
Составитель
Чалых С.В.
Воспитатель ГПД
2015год
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в средних классах на изучение курса «Технология» отводится всего 2 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности - 2 часа в неделю. Занятия позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели внеурочной деятельности
1. Развитие творческих способностей школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
( учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий во внеурочной деятельности объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей школьного возраста 8 -15 лет, на 1 год обучения:68 часов в год, 2 часа в неделю.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
(68 часов)
Обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия школьники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Работа с бумагой и картоном (27ч).
Вводная беседа (1 час).
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности.
Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
Художественное моделирование из бумаги путем складывания.(3ч)
Панно из оригами маска «Настроение».
Подвесное украшение «Кусудама»
Кувшинка из бумажной салфетки.
Аппликация (3ч)
Аппликация «Цыпленок»
Работа с бумагой (20ч)
Изготовление цветка «Георгин»
Свадебный букет
Букет «Анютины глазки»
Букет «Лилия»
Пано «Фантазия»
Работа с бросовым материалом (19 часов).
Вводная беседа (1 час).
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
Работа с бросовым материалом (9 часов).
Конструирование сувенира ко дню Валентина.
Подбор материала для сувенира
Подбор лоскутков для сувенира
Изготовление сувенира «Валентина»
Работа из обрезков бумаги и ткани (9 часов).
Подбор материала.
Изготовление шаблона (по образцу).
Оригинальный букет
Работа из пластиковой посудой (5 часов).
Вводная беседа (1 час).
Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты, пробное рисование набросков росписи на листе.
Роспись на тарелке.(4 часа).
Изготовление рыбок из пластиковой посуды
Роспись на посуде (на разделочных досках)
Работа с тканью, бисером ( 10 часа).
Вводная беседа (1 час).
Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов»
Художественное моделирование из ткани (9 часов)
Изготовление резинок для волос «Семицветик» (3 часа)
Изготовление резинок для волос «Розочка» (3 часа)
Изготовление резинок для волос «Хризантема» (3 часа)
Работа с природным материалом(7 часа).
Вводная беседа (1 час).
Рассказ о флористике. Природа Кольского края.
Работа из засушенных листьев (6)
Изготовление композиций из засушенных листьев.
Составление композиции (коллективная работа).
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
К концу обучения учащиеся должны знать:
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение линогравюры, монотипии, туши;
применение чеканки в жизни;
способы и приемы обработки различных материалов.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
самостоятельно выполнять чеканку;
контролировать правильность выполнения работы.
Методические рекомендации по проведению занятия.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии внеурочной деятельности должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему.
Дата
Тема
Всего часов
Теоретических
Практических
1 Работа с бумагой и картоном (27ч)
Вводная беседа. Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».
1
1
Панно из оригами маска «Настроение».
1
1
Подвесное украшение «Кусудама»
1
1
Кувшинка из бумажной салфетки.
1
1
Аппликация «Цыпленок»
1
3
Аппликация «Цыпленок»
1
Аппликация «Цыпленок»
1
Изготовление цветка «Георгин»
1
4
Изготовление цветка «Георгин»
1
Изготовление цветка «Георгин»
1
Изготовление цветка «Георгин»
1
Изготовление цветка «Анютины глазки»
1
4
Изготовление цветка «Анютины глазки»
1
Изготовление цветка «Анютины глазки»
1
Изготовление цветка «Анютины глазки»
1
Свадебный букет
1
5
Свадебный букет
1
Свадебный букет
1
Свадебный букет
1
Свадебный букет
1
Букет «Лилия»
1
Букет «Лилия»
1
4
Букет «Лилия»
1
Букет «Лилия»
1
Пано «Фантазия»
1
3
Пано «Фантазия»
1
Пано «Фантазия»
1
Итого
27
1
26
Работа с бросовым материалом (19ч)
Вводная беседа. Стиль, стилевое единство
Из истории лоскутной техники.
1
1
Конструирование сувенира ко дню Валентина
1
9
Подбор материала для сувенира
1
Подбор лоскутков для сувенира
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Изготовление сувенира «Валентина»
1
Выбор техники работы с бумагой и тканью
1
9
Подбор материала
1
Изготовление шаблона
1
Изготовление «Оригинальный букет»
1
Изготовление «Оригинальный букет»
1
Изготовление «Оригинальный букет»
1
1
Изготовление «Оригинальный букет»
1
Изготовление «Оригинальный букет»
1
итого
19
1
18
3. Работа с пластиковой посудой (5 часов).
Вводная беседа. Знакомство, беседа, показ образцов, иллюстраций.
1
1
Изготовление рыбок из пластиковой посуды
1
4
Изготовление рыбок из пластиковой посуды
1
Роспись на посуде
1
Роспись на посуде
1
Итого
5
1
4
4.Работа с тканью и бисером (10 часов)
Вводная часть. Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов»
1
1
Изготовление резинок для волос «Семицветик»
1
3
Изготовление резинок для волос Семицветик
1
Изготовление резинок для волос Семицветик
1
Изготовление резинок для волос «Розочка»
1
3
Изготовление резинок для волос «Розочка»
1
Изготовление резинок для волос «Розочка»
1
Изготовление резинок для волос «Хризантема»
1
3
Изготовление резинок для волос «Хризантема»
1
Изготовление резинок для волос «Хризантема»
1
Итого
10
1
9
Работа с природным материалом (7ч)
Вводная беседа. Рассказ о флористике.
1
1
Изготовление композиций из засушенных листьев.
1
1
Составление композиции (коллективная работа).
1
1
Мозаика (с использованием семян, камешек, зерен кофе).
1
4
Мозаика (с использованием семян, камешек, зерен кофе).
1
Мозаика (с использованием семян, камешек, зерен кофе).
1
Мозаика (с использованием семян, камешек, зерен кофе).
1
Итого
7
1
6
Всего
68
5
63
ЛИТЕРАТУРА
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
“Копилка игр сибирячка”
Авраменкова О.И, Душацкая Г.Я., и др, Хобби. – М.: Легпромиздат, 1992. – 48с.
Баева Т.И., Бойкова О.А., На досуге. – М.: Легпромиздат, 1990.– 48с
Дайн Г. Игрушечных дел мастера. М.: Просвещение, 1994 – 143с.
Литвинец Э. Н., Учись вышивать, Сделай сам. – М.; Знание, 1991. 143с
Народное творчество: журн. – 2003;2007.
Т.Б. Сержантова, 366 моделей оригами М.: Айрис- пресс, 2013.-192с
13 PAGE 14115
15