Планирование Умелые ручки 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Умелые руки»
2015год
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология» отводится 2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности - 2 часа в неделю. Занятия внеурочной деятельностью позволяет дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Внеурочная деятельность «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Цели кружковой работы
1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.
3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.
Задачи
развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;
( учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,
воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.
Содержание программы
Для занятий внеурочной деятельностью объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»
1 кл (68 часа)
№
Название темы
часы
дата
Вводная беседа (1 час).
1
Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
1
04.09.15
Художественное творчество (5 часа).
2
Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.
1
07.09.15
3
Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся.
1
11.09.15
4
Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
1
14.09.15
5
Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
1
18.09.15
6
Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.
1
21.09.15
Работа с бумагой и картоном (15 часа)
7
Соблюдение правил по технике безопасности.
1
25.09.15
8
Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами»
1
28.09.15
9
Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».
1
02.10.15
10
Мозаика «Воспоминание о лете»
1
05.10.15
11
Мозаика «Воспоминание о лете»
1
09.10.15
12
Изготовление аппликации “Осенний лес”.
1
12.10.15
13
Изготовление аппликации “Осенний лес”.
1
16.10.15
14
Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.
1
19.10.15
15
Вырезание снежинок.
1
23.10.15
16
Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
1
26.10.15
17
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
1
30.10.15
18
Изготовление карнавальных масок.
1
02.11.15
19
Изготовление карнавальных масок.
1
06.11.15
20
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
1
09.11.15
21
Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
1
13.11.15
Работа с тканью (16 часа).
22
Соблюдение правил по технике безопасности.
1
16.11.15
23
Знакомство с профессией швеи.
1
20.11.15
24
Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).
1
23.11.15
25
Знакомство с наперстком.
1
27.11.15
26
Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
1
30.11.15
27
Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
1
04.12.15
28
Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
1
07.12.15
29
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
1
11.12.15
30
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
1
14.12.15
31
Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
1
18.12.15
32
Из истории лоскутной техники (беседа с показом иллюстраций).
1
21.12.15
33
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
1
25.12.15
34
Шитье коврика из лоскутков различной ткани.
1
28.12.15
35
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
1
08.01.16
36
Шитье мягкой игрушки.
1
04.01.16
37
Шитье мягкой игрушки.
1
11.01.16
Работа с пластилином (12 часа).
38
Знакомство с профессией скульптора.
1
15.01.16
39
Рассказ о глине и пластилине.
1
18.01.16
40
Рассказ о глине и пластилине.
1
22.01.16
41
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
1
25.01.16
42
Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
1
29.01.16
43
Лепка людей, животных по образцу.
1
01.02.16
44
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
1
05.02.16
45
Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
1
08.02.16
46
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
1
12.02.16
47
Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).
1
15.02.16
48
Лепка по замыслу детей.
1
19.02.16
49
Лепка по замыслу детей.
1
22.02.16
Работа с природным материалом(9 часа).
50
Рассказ о флористике. Природа Кемеровской области.
1
26.02.16
51
Изготовление композиций из засушенных листьев.
1
04.03.16
52
Изготовление композиций из засушенных листьев.
1
07.03.16
53
Изготовление животных из шишек.
1
11.03.16
54
Изготовление животных из шишек.
1
14.03.16
55
Составление композиции (коллективная работа).
1
18.03.16
56
Составление композиции (коллективная работа).
1
01.04.16
57
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
1
04.04.16
58
Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).
1
08.04.16
Работа с бросовым материалом (9 часа).
59
Конструирование дома для сказочных героев.
1
11.04.16
60
Конструирование дома для сказочных героев.
1
15.04.16
61
Конструирование дома для сказочных героев.
1
18.04.16
62
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
1
22.04.16
63
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
1
25.04.16
64
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
1
29.04.16
65
Игрушки из пластмассовых бутылок.
1
06.05.16
66
Игрушки из пластмассовых бутылок.
1
13.05.16
67
Игрушки из пластмассовых бутылок.
1
16.05.16
68
Выставка поделок
1
20.05.16
Итого: 68 часов
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию. Дети знакомятся с искусством родного края – вышивкой.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
К концу года обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Список литературы
А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”
Е.Виноградова “Браслеты из бисера”
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Н.Гусева “365 фенечек из бисера”
С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”
А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”
М.А.Гусакова “Аппликация”
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”
Н.Докучаева “Сказки из даров природы”
10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”
11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”
М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”
Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”
Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”
Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”
Н.М.Конышева “Умелые руки”
Н.М.Конышева “Секреты мастеров”
“Копилка игр сибирячка”
13 PAGE 14415
15