Программа по внеурочной деятельности «Умелые ручки» для учащихся 5 класса
Пояснительная записка.
Возрастной диапазон: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Программа кружка «Умелые ручки» - художественно - эстетического направления, рассчитана на 1 год, которая носит индивидуальный и групповой характер обучения.
По виду – прикладной;
По типу – модифицированный;
По уровню освоения – углубленный уровень.
В программе отражается специфика стороны, которая присуща предметам практической деятельности, как мощному средству назначения и развития, учитывающая все требования к декоративно – прикладному образованию, которые до сих пор не используются в системе школьного и дополнительного образования.
Актуальность - данной программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Новизна данной программы заключается в объединении традиций русского народа в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии обработки древесины, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к познанию окружающего мира природы с помощью обучения детей творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка, удовлетворение потребности в практической деятельности, осуществляемых по законам красоты.
Внесены свои разделы с учетом интересов детей и с учетом их возраста. Программа расширена по своему творческому потенциалу, включает в себя разнообразные разделы в декоративно - прикладном творчестве.
Основные учебно – воспитательные задачи дополнительной образовательной программы кружка «Умелые ручки»
Обучающие
Формировать пространственное представление, художественно – образное восприятие действительности;
Научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания художественных образов и предметов быта;
Освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
Изучить технологию работы лобзиком;
Научить работать различными инструментами, приспособлениями;
Развивающие:
Развивать художественно – творческие способности учащихся;
Развить способности работы с инструментом, объемное видение предметов, развить руки, как важнейшее средство общения человека с окружающим миром;
Развивать фантазию, память, эмоционально – эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности;
Воспитывающие:
Прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
Пробуждать интерес к русскому народному творчеству и к новым, современным направлениям народного творчества;
Развивать терпение, настойчивость, трудолюбие;
Развить у обучающихся навыки познавательной, творческой деятельности;
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью данной программы от других программ работы с древесиной - заключается в том, что она нацелена на освоение работы с лобзиком, поделок из дерева. Обучающиеся могут в максимально возможной мере реализовать свой творческий замысел и фантазию и после первых начальных упражнений обучающиеся смогут создать предметы быта в форме животных и растений, мир которых бесконечно разнообразен. Форма этих изделий может разнообразной: быть близка к природным организмам, упрощена и стилизована или превращена в фантастические образы
В реализации программы участвуют
Дети в возрасте 11-12 лет.
Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима как для учащихся среднего, так и для старшего звена
Срок реализации программы
1 год
Форма и режим занятий:
обучение рассчитано на детей 11-12 лет 35 часов в год (1 час в неделю).
Форма занятий:
Беседы.
Объяснения
Рассказы
Практические работы
Выставки
Творческие отчеты
Характеристика ожидаемых результатов обучения
В результате прохождения данной программы дети
должны знать:
принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
способы разметки по шаблону и чертежу;
принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);
иметь понятие о конструировании и моделировании;
способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике области;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
технологический процесс изготовления изделий ;
Должны уметь:
рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
применять столярный инструмент по назначению;
использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
выполнять простейшие столярные операции;
производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
экономно расходовать материалы и электроэнергию;
проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -
Навыки:
владения основными ручными инструментами по обработке древесины;
выполнения операции точения, сверления, выпиливания и отделки;
владения основными элементами графической грамотности;
выполнения плоскостной разметки;
разработки и составление композиции для изготовления изделий из древесины;
выполнение декорирования изделий;
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная;
коллективная (звеньевая).
Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.
Прямые:
теоретический уровень знаний;
степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
применение полученных знаний на практике;
соблюдение технических и технологических требований;
качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
изготовление изделия в установленные нормы времени;
соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.
Косвенные:
экономия материалов;
желание трудиться;
познавательная активность и творческий подход;
самостоятельность;
партнёрские отношения при совместной работе.
Методы обучения
Словесные: рассказ, беседа, объяснение;
Наглядные: иллюстрации, демонстрации;
Практические: практические занятия;
Репродуктивные, проблемно-поисковые: повторение, конструирование
Эвристический: продумывание будущей работы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Выставки детского творчества
Участие детей в районных выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
Учебно-тематический план
№п/п
Содержание темы
Количество часов
Всего
Теория
Практические работы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (25 часов)
1.1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий.
1
1
1.2.
Основы материаловедения.
1
1
1.3.
Материалы, инструменты и приспособления.
2
1
1
1.4.
Виды резьбы по дереву.
2
1
1
1.5
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
1
1.6
Технические приёмы выпиливания орнамента.
3
1
2
1.7
Сборочные и отделочные работы.
3
1
2
1.8
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
1
1.9
Работа над конструкцией изделия.
3
1
2
1.10
Построение орнамента.
3
-
3
1.11
Отделка изделия.
2
-
2
1.12
Изготовление изделия.
3
3
25
9
16
Раздел II. Декорирование изделий (9 часов)
2.1
Инструменты и приспособления для выполнения работ по декорированию изделий
1
1
2.2
Основы композиции.
2
1
1
2.3
Подготовка заготовок к работе.
1
1
2.4
Технология декорирования художественных изделий.
3
1
2
2.5
Отделка изделия.
2
2
9
3
6
6
Выставка детского творчества
1
1
35
12
23
Содержание программы
Раздел I. Выпиливание лобзиком (25часов)
Тема 1.1. Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий.
Теория. Введение (1 час). ТБ, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий. Начальная диагностика.
Тема 1.2. Основы материаловедения
Теория (1 час). Основы материаловедения. Знакомство с учебно-тематическим планом по выполнению изделий из древесины. Рабочее место и гигиена труда. Древесина: основные свойства и пороки; характеристика пород; фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы и клеи.
Тема 1.3. Материалы, инструменты и приспособления
Теория (1 час). Материалы, инструменты и приспособления. Основные свойства материалов; характеристика инструмента и приспособлений; Струбцина. Лобзик. Пилки.
Тема 1.4. Виды резьбы по дереву.
Теория (1 час). Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание
Практическая работа: Выпиливание лобзиком частей игрушки (1час).
Тема 1.5. Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
Теория (1 часа). Технология выпиливания лобзиком как разновидность оформления изделия. Особенности работы лобзиком
Тема 1.6. Технические приемы выпиливания орнамента.
Теория (1 час) Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку.
Практическая работа: выпиливание лобзиком частей изделий (2 часа)
Тема 1.7. Сборочных и отделочных работ.
Теория (1час) Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей.
Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для изделий (2 часа).
Тема 1.8 Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
Теория (1 час) Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Тема 1.9. Работа над конструкцией изделия.
Теория (1 час). Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Практическая работа: сборка изделий (2 часа)
Тема 1.10. Построение орнамента.
Практическая работа: перевод рисунка и выполнение орнамента простейшей рамки для фотографии. (3 часа)
-Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Тема 1.11. Отделка изделия.
Практическая работа: отделка изделия. (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- облицовывание шпоном;
- циклование и шлифование;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 1.12. Изготовление изделия.
Практическая работа: изготовление изделия ( 3часа)
Раздел II. Декорирование изделий (9 часов)
Тема 2.1. Инструменты и приспособления для выполнения работ по декорированию изделий.
Теория (1 час) Инструменты и приспособления для выполнения работ по отделке. Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при изготовлении художественных изделий из дерева.
Тема 2.2. Основы композиции.
Теория (1 час) Технология создания композиции с использованием отдельных элементов выполненных из фанеры. Основы композиции. - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия.
Тема 2.3.. Подготовка заготовок к работе.
Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине
- Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом..(1 час)
Тема 2.4. Технология декорирования художественных изделий.
Теория (1 час)
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Практическая работа: выполнение опиливания, зачистка, шлифование ( 2 часа)
Тема 2.5. Отделка изделия.
Практическая работа: выполнение отделки (2 часа)
- Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Тема 2.6.Итоговая аттестация. Выставка работ, их обсуждение.
Оснащение каждого занятия
Каждый ребенок должен иметь:
Карандаш
Линейка
Ластик
Тетрадь
Ручка
циркуль
Пилки для лобзика
Акварель или гуашь
Копирка
Кисти
Стакан для воды
Ожидаемые результаты:
Итогом обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе школы и классов, участие в различных конкурсах декоративно-прикладного искусства.
Библиографический список
для учителя:
1. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.
2. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.
3. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.
4. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.
5. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.
6. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.
7. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.
8. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.
Библиографический список
для учеников:
1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.
2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.
3. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.
4. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.
5. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.
6. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.
7. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.
8. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
9. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.
Календарно-тематическое планирование
Для 5-а класса
№п/п
Содержание занятий
Кол.
часов
Дата план
Дата факт
1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий.
1
1.09
2
Основы материаловедения.
1
8.09
3
Материалы, инструменты и приспособления.
1
15.09
4
Материалы, инструменты и приспособления.
1
22.09
5
Виды резьбы по дереву.
1
29.09
6
Виды резьбы по дереву.
1
6.10
7
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
13.10
8
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
20.10
9
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
27.10
10
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
17.11
11
Сборочные и отделочные работы.
1
24.11
12
Сборочные и отделочные работы.
1
1.12
13
Сборочные и отделочные работы.
1
8.12
14
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
15.12
15
Работа над конструкцией изделия.
1
22.12
16
Работа над конструкцией изделия.
1
29.12
17
Работа над конструкцией изделия.
1
12.01
18
Построение орнамента.
1
19.01
19
Построение орнамента.
1
26.01
20
Построение орнамента.
1
2.02
21
Отделка изделия.
1
9.02
22
Отделка изделия.
1
16.02
23
Изготовление изделия.
1
23.02
24
Изготовление изделия.
1
1.03
25
Изготовление изделия.
1
8.03
26
Инструменты и приспособления для выполнения работ по декорированию изделий
1
15.03
27
Основы композиции.
1
5.04
28
Основы композиции.
1
12.04
29
Подготовка заготовок к работе.
1
19.04
30
Технология декорирования художественных изделий.
1
26.04
31
Технология декорирования художественных изделий.
1
3.05
32
Технология декорирования художественных изделий.
1
10.05
33
Отделка изделия.
1
17.05
34
Отделка изделия.
1
24.05
35
Выставка детского творчества
1
31.05
Календарно-тематическое планирование
Для 5-б класса
№п/п
Содержание занятий
Кол.
часов
Дата план
Дата факт
1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий.
1
4.09
2
Основы материаловедения.
1
11.9
3
Материалы, инструменты и приспособления.
1
18.9
4
Материалы, инструменты и приспособления.
1
25.9
5
Виды резьбы по дереву.
1
2.10
6
Виды резьбы по дереву.
1
9.10
7
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
16.10
8
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
23.10
9
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
30.10
10
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
13.11
11
Сборочные и отделочные работы.
1
20.11
12
Сборочные и отделочные работы.
1
27.11
13
Сборочные и отделочные работы.
1
4.12
14
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
11.12
15
Работа над конструкцией изделия.
1
18.12
16
Работа над конструкцией изделия.
1
25.12
17
Работа над конструкцией изделия.
1
15.01
18
Построение орнамента.
1
22.01
19
Построение орнамента.
1
29.01
20
Построение орнамента.
1
5.02
21
Отделка изделия.
1
12.02
22
Отделка изделия.
1
19.02
23
Изготовление изделия.
1
26.02
24
Изготовление изделия.
1
4.03
25
Изготовление изделия.
1
11.03
26
Инструменты и приспособления для выполнения работ по декорированию изделий
1
18.03
27
Основы композиции.
1
1.04
28
Основы композиции.
1
8.04
29
Подготовка заготовок к работе.
1
15.04
30
Технология декорирования художественных изделий.
1
22.04
31
Технология декорирования художественных изделий.
1
29.04
32
Технология декорирования художественных изделий.
1
6.05
33
Отделка изделия.
1
13.05
34
Отделка изделия.
1
20.05
35
Выставка детского творчества
1
27.05
Календарно-тематическое планирование
Для 5-в класса
№п/п
Содержание занятий
Кол.
часов
Дата план
Дата факт
1
Охрана труда, электро и пожарная безопасность при изготовлении художественных изделий.
1
3.09
2
Основы материаловедения.
1
10.09
3
Материалы, инструменты и приспособления.
1
17.09
4
Материалы, инструменты и приспособления.
1
24.09
5
Виды резьбы по дереву.
1
1.10
6
Виды резьбы по дереву.
1
8.10
7
Технология выпиливания лобзиком как разновидность
оформления изделия.
1
15.10
8
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
22.10
9
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
29.10
10
Технические приёмы выпиливания орнамента.
1
12.11
11
Сборочные и отделочные работы.
1
19.11
12
Сборочные и отделочные работы.
1
26.11
13
Сборочные и отделочные работы.
1
3.12
14
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком.
1
10.12
15
Работа над конструкцией изделия.
1
17.12
16
Работа над конструкцией изделия.
1
24.12
17
Работа над конструкцией изделия.
1
14.01
18
Построение орнамента.
1
21.01
19
Построение орнамента.
1
28.01
20
Построение орнамента.
1
4.02
21
Отделка изделия.
1
11.02
22
Отделка изделия.
1
18.02
23
Изготовление изделия.
1
25.02
24
Изготовление изделия.
1
3.03
25
Изготовление изделия.
1
10.03
26
Инструменты и приспособления для выполнения работ по декорированию изделий
1
17.03
27
Основы композиции.
1
31.03
28
Основы композиции.
1
7.04
29
Подготовка заготовок к работе.
1
14.04
30
Технология декорирования художественных изделий.
1
21.04
31
Технология декорирования художественных изделий.
1
28.04
32
Технология декорирования художественных изделий.
1
5.05
33
Отделка изделия.
1
12.05
34
Отделка изделия.
1
19.05
35
Выставка детского творчества
1
26.05
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета __________ /С.В.Елисеева/
от 27 августа 2015 г. № 1 27 августа 2015 г.
___________/Е.А.Перлова/
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141315
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515