Программа дополнительного образования детей 9-12 лет Умелые ручки
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Детско – юношеский центр
Советского района г. Волгограда
УТВЕРЖДЕНА ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СОВЕТОМ
Прот. №__ от «___»_______ 2014г.
Директор____________Н.И.Еременко
«Умелые ручки»
Программа дополнительного образования детей 9-12 лет
Срок реализации - 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Павлова Любовь Анатольевна
Волгоград, 2014
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы «Умелые ручки» по содержанию является художественно – эстетической, по функциональному предназначению – общекультурной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – одногодичной.
Программа составлена с учетом «Требований к программам дополнительного образования детей» (приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания, социальной защиты детей Минобрнауки от 11.12.2006 № 06 – 1844), с Письмом Комитета по образованию Администрации Волгоградской области № 3679 от 23.08.2006г. За основу взяты дополнительные образовательные программы по декоративно-прикладному творчеству ведущих педагогов.
Актуальность программы обусловлена тем, что в общеобразовательной школе уделяется недостаточно внимания привитию у обучающихся интереса к народным художественным промыслам, декоративно-прикладному творчеству. Программа «Умелые ручки» включает в себя целенаправленную работу по приобщению обучающихся к декоративно-прикладному искусству посредством изготовления предметов домашнего обихода, аксессуаров. Данная программа развивает все виды интереса, создает условия для познавательной, успешной творческой деятельности обучающихся.
Педагогическая целесообразность введения данной программы продиктована необходимостью раскрытия и развития индивидуальных творческих способностей, практических прикладных навыков, формирования познавательных интересов, приобщения к культурным ценностям. Предлагаемые в программе формы занятий дают возможность развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность; образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание. В процессе реализации программы у обучающихся происходит расширение кругозора, появляется потребность в собственной творческой деятельности.
Цель программы:
Познакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
Сформировать художественно-творческие способности в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.
Воспитать эстетический и познавательный интерес к художественным промыслам России и родного края; стремление вносить красоту в окружающую среду.
Задачи:
Дать представление о ремеслах и народных промыслах. Научить владеть различными видами техники работы с материалами, инструментами.
Развить образное и пространственное мышление, умение импровизировать;
Формировать духовно-нравственные качества, внутреннюю культуру личности ребенка.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих в данной области заключаются в том, что она нацелена на развитие образного мышления, а не репродуктивного. Совершенствование умений и навыков художественно-эстетической деятельности происходит по спирали. Программа обучения построена по принципу от простого к более сложному, с максимальным использованием наглядности, раздаточного и дидактического материала; предполагается не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно - практического опыта. В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию сувениров, предметов домашнего обихода; участие в проектах и выставках декоративно-прикладного творчества. Выполнение предусмотренных программой практических заданий одновременно служит своеобразной формой промежуточного контроля усвоения содержания.
На занятиях дети знакомятся с декоративно – прикладным творчеством, народными художественными промыслами. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Основные методы обучения: наглядные, словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые.
Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям педагог применяет различные методы работы, учитывая возрастные и психофизические особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия в форме рассказа – информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям или демонстрацией различного рода наглядных материалов.
Коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу, в процессе коллективного дела формируются чувства взаимопомощи, ответственности.
Большое значение имеет подведение итогов работы, её анализ и оценка – это организованный просмотр выполненных образцов изделий, которые можно устроить как выставку изделий на стендах. Кружковцы высказывают мнение о своей работе и работах товарищей, а педагог подводит итоги выполнения работ.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 9 до 12 лет.
Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Содержание занятий по данной программе непосредственно влияет на развитие концентрации и устойчивости процессов внимания, соответственно у обучающихся возникает произвольное и намеренное запоминание. Развитие памяти стоит в прямой зависимости от развития интеллекта, что является важнейшей педагогической задачей данного возраста. Здесь и развитие структур пространственного мышления, творческого воображения у обучающихся.
Набор детей в объединение проводится без специальной подготовки. От обучающихся не требуется специальных знаний и умений. Группы могут быть разновозрастными.
Срок реализации программы - 1 год.
Формы занятий:
по количеству детей, участвующих в занятии:
- коллективная
- индивидуальная (при подготовке работ на выставку);
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей:
- беседа – диалог (педагог сообщает сведения о технике исполнения различных поделок, используя наглядные пособия, видеоматериалы, образцы игрушек), обучающиеся задают вопросы, делятся своими знаниями);
- выездная (посещение конкурсов, выставок декоративно-прикладного творчества, экскурсии и посещение музеев);
по дидактической цели:
- вводное занятие – введение в тему, раскрытие основных понятий и обзор темы, занятие – презентация;
- практическое занятие – изготовление поделок по схеме, инструкции, алгоритму;
- комбинированные формы занятий – включают в себя передачу теоретических сведений, практическую работу по образцу, инструкционной карте, схемам и самостоятельно;
- итоговое занятие – в форме выставки, презентации работы с приглашением родителей обучающихся.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую деятельность детей под руководством педагога.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (всего за год - 144 часа), количество детей в группе – 15 человек. Перерыв между занятиями 10 минут.
Ожидаемые результаты освоения программы :
Обучающийся будет знать:
основы декоративно-прикладного творчества
основные понятия о цвете, форме, пропорциях;
Обучающийся будет уметь:
пользоваться имеющимися инструментами и приспособлениями;
Обучающийся сможет реализовывать свои творческие способности посредством участия в коллективных творческих делах.
Обучающийся будет способен проявлять интерес к декоративно-прикладному искусству, вносить в повседневную жизнь творческое начало, создавать и поддерживать в коллективе творческую атмосферу.
Способы проверки результатов освоения программы. Для оценки результативности освоения программы применяется входной, текущий и итоговый контроль.
Входной контроль применяется для диагностики имеющихся знаний и умений учащихся в виде устного опроса.
Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала в виде творческих и тестовых заданий.
Формы подведения итогов освоения программы:
-организация выставок работ для родителей, кружковцев.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
Раздел
Темы
Общее
кол-во
часов
В том числе
Теорет. часы
Практ.часы
1
2
3
4
5
6
1
Вводное занятие
Введение в образовательную программу «Умелые ручки».
2
1
1
2
Работа с бумагой
2.1 Скрапбукинг
2.2 Торцевание
20
2
18
3
Техника «Декупаж»
Освоение техники «Декупаж».
8
1
7
4
Лепка. Соленое тесто
4.1 Плоскостные композиции
4.2 Объемные композиции
20
2
18
5
Мозаика
5.1 Яичная мозаика
5.2 Кинусайга (лоскутная мозаика)
22
2
20
6
Топиарии
6.1 Цветок «Ромашка»
6.2 Кофейное дерево
30
2
28
7
Фетровые фантазии
7.1 Подсолнухи
7.2 Шляпка-игольница
16
2
14
8
Ковровое плетение
Основы коврового плетения
11.1 Плетение коврика 20х20
26
2
24
ИТОГО:
144
14
130
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Тема 1.1. Вводное занятие
Введение в образовательную программу. Цели, задачи, содержание программы. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа с использованием наглядности: «Декоративно- прикладное искусство и человек». Правила поведения в рабочем кабинете.
Раздел 2. Работа с бумагой
Тема 2.1. Скрапбукинг.
Беседа: Из истории скрапбукинга. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение шкатулки ко Дню Учителя.
Тема 2.2. Торцевание.
Беседа: Из истории торцевания. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Цветик-Семицветик»
Раздел 3. Декупаж
Тема 3.1. Декупаж цветочного горшка.
Освоение техники «Декупаж». Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Декупаж цветочного горшка»
Раздел 4. Лепка. Соленое тесто
Тема 5.1. Плоскостные композиции.
Рецепт соленого теста. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческой композиции «Подкова на счастье».
Тема 5.2. Объемные композиции.
Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Смешарики».
Раздел 5. Мозаика
Тема 5.1. Яичная мозаика
Схема складывания. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Область применения.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Букет в вазе»
Тема 5.2. Кинусайга (Лоскутная мозаика)
Беседа: Из истории лоскутной мозаики. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления. Заправка ткани.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Бабочка»
Раздел 6. Топиарии
Тема 6.1. Цветок «Ромашка»
Беседа: из истории. Знакомство с новой техникой выполнения топиариев. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческого задания «Ромашка».
Тема 6.2. Кофейное дерево
Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение творческого задания «Кофейное дерево»
Раздел 7. Фетровые фантазии
Тема 7.1. Подсолнухи
Приемы выполнения лепестка. Инструменты и приспособления. Техника безопасности.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Подсолнухи».
Тема 7.2. Шляпка-Игольница
Приемы выполнения шляпки. Инструменты и приспособления.
Практическая работа: Выполнение творческого задания «Шляпка-Игольница».
Раздел 8. Ковровое плетение.
Тема 8.1. Плетение коврика 20х20.
Беседа: Из истории коврового плетения. Знакомство с техникой коврового плетения. Приемы выполнения. Инструменты и приспособления.
Выполнение практической работы «Коврик 20х20».
Информационно-методическое обеспечение
Организационно-технические условия: кабинет, оснащенный столами, стульями, шкафами для демонстрации выполненных работ.
Оборудование:
Шерстяные нитки разных цветов 11. Цветочный горшок
Атласные ленты 12. Фетр
Картон 13. Кофе в зернах
Скрап-бумага 14. Канва
Мука 15. Игла швейная
Бумага цветная 16. Яичная скорлупа
Ножницы, клей 17. Краски
Картон цветной, белый 18. Лоскутики материала
Гофрированная бумага 19. Пенопласт
Декоративная салфетка 20. Поролон
Дидактический материал: иллюстрации, инструкции, схемы выполнения изделий.
Литература для педагога:
.ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009г №373)
Терешкович Т. «Рукодельница». – М.: Полымя, 1992
Интернет-библиотека: www. magic-dom.ru; www.stranamasterov.ru
Литература для обучающихся и их родителей:
«Поделки к праздникам» авт. А.А. Анистратова – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова, изд. «Оникс», 2011.
«Аппликация. Простые поделки» авт. Е. Румянцева – М.: Айрис-пресс, 2011.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
·15