Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Умелые ручки» (по научно-технической направленности)
Образовательная программа
дополнительного образования детей дошкольного возраста
МДОУ Борисоглебский детский сад №16 комбинированного вида
«Умелые ручки»
(по научно-технической направленности)
Программа ориентирована на детей 4-7 лет.
Срок реализации 3года.
Автор: воспитатель
Торжинская Р.С.
г. Борисоглебск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная программа направлена на овладение дошкольниками навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координацию «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойствах (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе, разработана в рамках современной Концепции дошкольного образования и ориентирована на государственный образовательный стандарт, на основании Устава МДОУ Борисоглебский детский сад №16 комбинированного вида данная программа разработана воспитателем Торжинской Р.С., утверждена и рекомендована для реализации в виде дополнительного образования. Программа составлена на основе методического пособия Л.Г.Комаровой «Строим из ЛЕГО», «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001г. и Т.В.Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО», «ВЛАДОС», 2003г.
Цель программы: развитие коммуникативных способностей посредством конструкторской деятельности и развивающих игр.
Задачи программы:
развитие интеллекта, воображения, пространственного мышления, функций анализа и синтеза;
творческих задатков;
мелкой моторики;
формирование умения сотрудничать с партнером;
развитие речи (словарь, диалог, монолог);
развитие волевой сферы;
моделирования, чтения схем.
Структура программы: блочно-тематическая.
Программа рассчитана на 3 учебных года, предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий: средняя группа - не более 15 минут, старшая группа - не более 20 минут, подготовительная группа – 20-25 минут. Общее количество учебных занятий в год 35, для каждой возрастной группы.
На занятиях в I части курса в качестве наглядных пособий используются:
модели из различных конструкторов;
разнообразные игрушки;
иллюстрации к сказкам;
картинки с изображением объектов реального мира.
Содержание II-ой части курса делится на блоки:
моделирование фигур человека (людей);
сказочных героев;
животных;
транспорта;
архитектурных сооружений.
В работе используются базовые наборы крупного и мелкого конструктора LEGO.
Цель II части курса; развитие способности детей к наглядному моделированию.
Основные задачи:
развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
обучение планированию процесса, созданию собственного и совместного проекта, модели;
стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или свободно выбранной теме;
ознакомление с окружающей действительностью;
формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передать особенности предметов средствами конструктора LEGO.
развитие речи и коммуникативных способностей.
развивать творческие способности и логическое мышление детей;
развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;
развивать умения творчески подходить к решению задачи;
развивать умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
Виды занятий:
В средних группах:
по образцу;
по карточкам с моделями которые прилагаются к конструктору;
по собственному замыслу.
В старших и подготовительных группах:
конструирование части объекта по инструкциям педагога;
достраивание по собственному замыслу.
Педагогический анализ проводится 2 раза в год: в сентябре и в мае. А так же анализируется каждая постройка из конструктора. Показателем усвоения программы является участие детей в конкурсе между группами: «LEGO мастера».
Ожидаемые результаты:
дети должны различать и называть детали конструктора;
конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы;
уметь работать в паре и в коллективе;
уметь рассказывать о постройке.
Обеспечение программы;
Кадровое обеспечение: воспитатель II квалификационной категории Торжинская Р.С.
Материально-техническое обеспечение:
базовые наборы крупного и мелкого конструктора LEGO;
карточки с моделями, которые прилагаются к конструктору;
иллюстративные образцы к сказкам; картинки с изображением объектов реального мира (фигуры человека, животных, транспорта и т.д.)
архитектурные сооружения компьютерной заготовки.
Учебный план
Заявленная образовательная программа
Образовательная программа дополнительного
образования по научно-технической направленности
«Умелые ручки»
№п/п
направление
Количество часов
1-й год обучения (средняя группа)
2-й год обучения (старшая группа)
3-й год обучения (подготовительная группа)
I.
Архитектурные сооружения
13
9
8
II.
Транспорт
8
8
6
III.
Моделирование фигур животных
6
7
6
IV.
Моделирование фигур сказочных героев
5
6
7
V.
Моделирование фигур человека (людей)
3
5
8
И того
35
35
35
Методическое обеспечение:
Л.Г.Комаровой «Строим из ЛЕГО»
Т.В. Лусс «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15