Рабочая программа объединения дополнительного образования Умелые ручки
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ржаксинской средней общеобразовательной школы № 2 имени Героя Советского Союза Г.А. Пономарёва Ржаксинского района Тамбовской области в с. Каменка
Пояснительная записка.
Программа носит художественно-эстетическую направленность.
Актуальность программы состоит в том, что она предназначена для детей, которые мечтают научиться делать игрушки и сувениры своими руками. В ходе реализации данной программы им дается возможность выполнять оригинальные поделки из меха, ткани, пластика, соленого теста, природного материала.
Новизна программы заключается в том, что дети не только учатся изготовлять игрушки своими руками, но и могут поставить и показать спектакль с участием кукол. У детей появляется возможность преподнести друзьям подарок, сделанный своими руками. Или принять участие в украшении любого интерьера, создавать свои маленькие шедевры, даря радость себе и окружающим.
Составной частью воспитания и развития личности является нравственно - эстетическое и художественное образование школьника.
Художественно - эстетическое восприятие мира - благоприятный фактор в нравственно - эстетическом воспитании школьника. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способность углубления в себя, осознание богатств внутренних переживаний, способности сопереживания и чуткого отношения к окружающим людям.
Цель программы – развитие художественных способностей детей, формирование умений и навыков для овладения декоративно - прикладной деятельностью.
Задачи программы первого года обучения:
Развивающие:
- развивать художественные способности детей, их воображение.
Образовательные:
- организовать и систематизировать развитие художественно-творческой деятельности и эстетического воспитания детей;
- овладевать знаниями в области народного и декоративно-прикладного искусства, лепки, аппликации;
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, аккуратность, любовь к окружающему миру;
- воспитывать художественный вкус;
Задачи программы второго года обучения:
Развивающие:
- развивать художественные способности детей, пространственные представления, творческую активность;
- развивать конструктивность, целесообразность, вариативность мышления;
Образовательные:
- повысить уровень образованности детей, расширить круг знаний об искусстве и художественно - прикладном творчестве;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к искусству;
- формировать художественно-творческую активность школьников.
Отличительные особенности программы:
Данная программа дает возможность детям не только развивать свои творческие способности, но и воплощать в жизнь свои дизайнерские идеи , реализовать артистические данные.
Формы, методы, приёмы обучения.
В процессе реализации данной программы используются словесный, демонстрационный , игровой метод,метод наблюдения ,практические занятия, выставки работ детей, кукольные спектакли.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения по данной программе дети должны уметь:
передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека;
составлять аппликационные композиции из разных материалов;
уметь заготавливать природный материал,
Знать:
правила по технике безопасности и пользоваться ими;
- иметь представление о декоративно-прикладном и народном творчестве;
Названия деревьев и растений, используемых для выполнения аппликаций.
К концу 2 года обучения по данной программе дети должны уметь:
украшать любой интерьер своими поделками;
изготовить подарок к любому празднику своими руками;
знать:
художественно - прикладные промыслы России;
приёмы работы с соленым тестом;
Формы подведения итогов: выставки работ детей, кукольные спектакли, анализ готовых изделий, итоговая аттестация.
Основная форма организации процесса обучения - коллективные занятия, экскурсия, спектакль, работа с тестами, творческая работа.
Количество человек в группе от 12 до 15 детей.
Программа рассчитана на два года обучения (136 часа).
Режим занятий - 2 раза в неделю, 68 часа в год.
Учебно-тематический план.
1 год обучения.
№
п\пТема занятия Количество
часов Теория Практика
1. Вводное занятие.
1 1 2. Работа с природным материалом. 19 7 12
3. Приемы аппликации из нитей. 8 2 6
4. Технология изготовления мягкой игрушки.
10 2 8
5. Приемы работа с солёным тестом.
18 5 13
6. Работа с цветной бумагой и картоном. 8 4 4
7. Приемы работы с пластиком. 3 1 2
8. Итоговая диагностика 1 1
Итого: 68 27 46
Учебно-тематический план занятий.
2 год обучения.
№
п\пТема занятия Количество
часов Теория Практика
1. Вводное занятие. 1 1
2. Работа с бумагой и картоном. 8 1 7
3. Роспись по ткани. Приемы работы. 8 3 5
4. Приемы изготовления игрушки из ткани. 15 7 8
5. Работа с природным материалом. 4 1 3
6. Художественные народные промыслы России. 9 5 4
7. Работа с глиной. 10 2 8
8. Работа с разными материалами. 12 4 8
9. Итоговая диагностика. 1 1
Итого: 68 23 45
Содержание дополнительной образовательной
программы «Умелые ручки».
год обучения.
№
п\пТема Теория Практика
1. Введение в программу.
Знакомство с правилами поведения, организации рабочего места.( 1 ч.) 2. Работа с природным материалом.
Инструктаж по технике безопасности.
Беседа о правилах сбора природного материала и условиях хранения.(7 ч.) Экскурсия. Сбор природного материала. Заготовка природного материала. Аппликация по теме «Петушок – золотой гребешок».
(12 ч.)
3. Приемы аппликаций из нитей.
. Эскиз. Приемы выполнения аппликации из цветных нитей. (2 ч.) Выполнение эскиза. Работа по теме «Герои русских народных сказок». (6 ч.)
4. Технология изготовления мягкой игрушки.
Технология изготовления мягкой игрушки. Инструкция по технике безопасности. Приемы сборки деталей игрушки. (2 ч.) Изготовление выкройки. Сборка деталей игрушки «Тигренок». (8 ч.)
5. Приемы работы с солёным тестом.
Рецепты приготовления соленого теста.
Приемы лепки и обработки изделий из соленого теста. (5 ч.) Лепка изделий плоской формы (фигурки животных, людей), сборка панно.(13 ч.)
6. Работа с цветной бумагой и картоном. Инструктаж по технике безопасности. Приемы изготовления игрушек из бумажных полосок. ( 4 ч.). Изготовление игрушек из полосок ( цыпленок, снеговик), аппликации «Лесная сказка»
(4 ч.)
7. Приемы работы с пластиком.
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами клеем. Приемы изготовления поделок из бросового материала (пластиковых бутылок, одноразовых пластиковых стаканов и тарелок). ( 1 ч. ) Выполнение поделок «Гусеница» и «Инопланетянин». ( 2 ч.)
8. Итоговая диагностика .Проверка ЗУНов. Итоговая творческая работа ( 1 ч.).
Содержание дополнительной образовательной
программы «Умелые ручки».
год обучения.
№
п\пТема Теория Практика
1. Вводное занятие.
Диагностика сохранности знаний, умений, навыков.
( 1 ч. ).
2. Работа с бумагой и картоном.
. Инструктаж по технике безопасности. Беседа: «Любишь ли ты дарить подарки?» Методика изготовления шкатулки (1ч. ). Изготовление и оформление шкатулки. Творческая работа «Подарок другу». Выставка работ.( 7 ч.).
3. Роспись по ткани.
Инструктаж по технике безопасности. Беседа «Мы художники». Методика росписи по ткани. ( 3 ч.) Выполнение росписи по ткани. Оформление пейзажа в рамку. Выставка работ.( 5 ч.).
4. Приемы изготовления игрушек из ткани.
Инструктаж по технике безопасности.
Беседы «Добрые слова о моей игрушке», «Шкатулка – Город - Швейных Принадлежностей», « Бережливый портняжка.» Методика выполнения игрушки на прищепке. (7 ч.). Работа по изготовлению игрушки «Маленькая Баба - Яга», подготовка и проведение театрализованной игры «Маленькая Баба Яга».
( 8 ч.).
5. Работа с природным материалом.
Инструктаж по технике безопасности. Приемы выполнения поделок из шишек, желудей, орехов, скорлупы. (1 ч.). Составление композиции «Три поросенка».
(3 ч.)
6. Художественные народные промыслы России.
Сообщение о существующих народных промыслах на территории России. Беседы «Российские мастера деревянной игрушки». «Абрамцево – кудринская резьба», «Богородская игрушка», «Семеновские мастера золотой росписи».
(5 ч.). Знакомство со слайдами «Народные промыслы России». Тренинг в выполнении элементов народной росписи. Практическая работа по изготовлению матрешек из соленого теста.
( 4 ч.).
7. Работа с глиной.
Инструктаж по технике безопасности. Приемы подготовки глины. Методика выполнения поделок из глины.( 2 ч.). Изготовление фигурок из глины «Ночная фея», «Удав», «Ваза». (8 ч.).
8. Работа с разным материалом.
Инструктаж по технике безопасности. Приемы работы с соленым тестом, картоном, стеклянными предметами (банка, стакан). ( 4 ч.). Изготовление и оформление рамки для фотографий, декоративной вазы.
Творческая работа: «Подкова на счастье». (8 ч.).
9. Итоговая диагностика.
Проверка ЗУНов. Творческая работа.
(1 ч.).
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Умелые ручки».
год обучения.
Темы
занятий Формы
занятий Приёмы
и методы Дидактический
материал, ТСО Материал Формы подведения
итогов
Вводное занятие Беседы Словесный, наглядный Образцы, слайды Работа с природным материалом Практическая работа Экскурсия, наглядный. Образцы поделок Листья, шишки, желуди, веточки, семена клена, соломка. Выставка
Приемы аппликаций из нитей Беседа
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок Картон, цветные нити из трикотажных и шерстяных изделий, клей ПВА Выставка
Технология изготовления мягкой игрушки. Беседа
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок Ткань, нитки, ножницы, игла, материал для набивки Выставка
Приемы работы с соленым тестом Беседа
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок, таблицы методической последовательности выполнения работы, рисунки Мука, соль, вода, растительное масло, стек, акварельные краски Конкурс
Работа с цветной бумагой и картоном Практическая работа Наглядный Образцы поделок Цветная бумага, картон, клей, ножницы Выставка
Приемы работы с пластиком Практическая работа Наглядный Иллюстрации, поделки Пластиковые бутылки, стаканы, тарелки Выставка
Для реализации дополнительной образовательной программы имеется кабинет, оборудованный столами и стульями.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Умелые ручки».
2 год обучения.
Темы
занятий Формы
занятий Приёмы
и методы Дидактический
материал, ТСО Материал Формы
подведения
итогов
Вводное занятие Беседа Словесный Образцы, слайды Работа с бумагой и картоном Беседа, творческая работа,
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок, иллюстрации Солёное тесто, картон, стеклянная банка, акварельные краски Выставка работ
Роспись по ткани. Приемы работы. Беседа,
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок, ткань, гуашь, пяльцы, вода, кисти, картон, эскизы Ткань, гуашь, пяльцы, вода, кисти, картон, эскизы Конкурс
Приемы изготовления игрушки из ткани. Беседа,
Практическая работа Словесный, наглядный Образцы поделок, иллюстрации Ткань, прищепки, картон, ножницы, нити, игла Игровое представление
Работа с природным материалом Беседа, самостоятельная творческая работа
Словесный, наглядный Рисунки, образцы поделок Шишки, желуди, ракушки, орехи, пластилин, клей Выставка
Художественные народные промыслы России Беседа,
Практическая работа Словесный, наглядный Рисунки Солёное тесто Зачёт
Работа с глиной Беседа,
Практическая работа Словесный, наглядный Иллюстрации, образцы Глина, стек, салфетки Выставка
Работа с разными материалами Беседа, творческая работа,
рассказ Словесный, наглядный Рисунки Солёное тесто, стекло, картон, акварельные краски Анализ работ
Итоговая диагностика Творческая работа
Словесный, наглядный Иллюстрации Глина, солёное тесто, картон, ножницы, бумага Выставка работ
Для реализации дополнительной образовательной программы имеется кабинет, оборудованный столами и стульями.