Программа дополнительного образования ОДО Умелые ручки
Программа кружка «Умелые ручки» в средней группе
Разработала: Вахнина Е.И. воспитатель "Детский сад "Теремок""
Структура программы дополнительного образования
1. Пояснительная записка.
2. Содержание педагогической работы с детьми.
3. Перспективно-тематическое планирование.
4. Система мониторинга освоения детьми программы.
5. Используемая литература.
Пояснительная записка.
АКТУАЛЬНОСТЬ. В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых : и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы : воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе .Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности.
Программа рассчитана для детей среднего дошкольного возраста( 4-5лет)
Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками "взрослости”, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Настоящая программа представляет курс по развитию творческих способностей посредством продуктивной деятельности. Программа составлена на основе обязательного минимума содержания данной темы для ДОУ
с применением источников, приведённых в списке литературы.
Новизна программы - развивающее обучение, построение работы в соответствии с конкретным педагогическим замыслом, интеграция разнообразных видов детской деятельности, творческая организация образовательной деятельности ребёнка, использование информационно-коммуникативных технологий.
Программа составлена с учётом интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель программы: развивать познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Задачи:
Создавать условия для развития творческой активности детей.
Формировать умения передавать простейшие образы предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации, лепки, художественного труда.
Познакомить с нетрадиционной техникой выполнения творческих работ.
Знакомить детей с различными материалами, их свойствами и способами преобразования.
Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
Развивать тактильные ощущения и мелкую моторику пальцев и кистей рук.
Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Развивать чувство коллективизма, коммуникабельности.
Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
Перспективно-тематическое планирование.
Сентябрь
Мониторинг
Знакомство детей с работой кружка "Умелые ручки"
Формирование мотивации к различным видам продуктивной деятельности.
Развивать сенсорные способности детей. Формировать художественный вкус.
1.«Яблочко». (Мозаичная аппликация) -2 занятия
Приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.
2. "Созрели яблочки в саду". (Пластилинография) -2 занятия
Формировать умение оттягивать детали от целого куска, прижимать и примазывать их к бумаге. Воспитывать аккуратность.
3.Коллективная работа «Солнышко». Выполняем композицию из сухих листьев, вызываем интерес к природным материалам 2 занятия.
4.»Ежик» выполняем композицию из сухих листьев, выкладывая их по карандашному контуру 2 занятия
Октябрь.
1."Осенний листочек".(Пластилинография) -2 занятия
Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения и навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности.
2."Осенний лес".(Обрывная аппликация). Коллективная работа-2 занятия
Расширять знания детей о приметах осени; продолжать учить отрывать от листа бумаги маленькие кусочки, наносить на них клей, приклеивать их в нужном месте картинки.
3.»Птичка» Изготавливаем поделку из природного материала (желудей, шишек, прутиков), прочно скрепляя друг к другу 2занятия.
4.»Рыбка» делаем поделку из яичной скорлупы и разноцветных бумажных полосок 2 занятия.
Ноябрь.
1."Веточка рябины".(Мятая бумага).-2 занятия
Развивать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины.
2."Грибок". (Пластилинография) -2 занятия
Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. Использовать в работе пластилин 2-х разных цветов.
3.»Две подружки ниточка» и иголочка учимся вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, пришивать пуговицы 3 занятия.
4.»Поросенок»делаем поделку из скорлупы, знакомство с новым материалом 2 занятия
Декабрь.
1. "Здравствуй, зимушка - зима". Коллективная работа. (Обрывная аппликация) -2 занятия
Закреплять умения детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю, пространственное освоение листа, развитие воображения.2. "Наш весёлый снеговик" (Мятая бумага) - 2 занятия
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея. Воспитывать аккуратность в работе.
3. «Новогодняя гирлянда» изготавливаем ее из цветных полосок, соединяя между собой петли 2 занятия.
4.»Снежинки» учимся вырезать снежинки 2 занятия.
Январь
1. "Зимняя сказка". Коллективная работа - 2 занятия
Создавать картину заснеженных деревьев. используя вату, соль. пенопласт.
2.«Зайчик». (Аппликация из ваты) -2 занятия
Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.
3, «Снег да снег кругом» составляем композицию из цветной бумаги и ваты 2 занятия..
Февраль.
1."Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика) -2 занятия
Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге.
2. "Лягушка и бабочка". (Оригами) - 2 занятия
Познакомить детей с новым видом художественного труда. Складывать лист бумаги по диагонали, вдоль и поперёк.
3. Работа с гипсом подарок для папы 2 занятия.
4.»Самолет»( пластилинография) 2 занятия
Март.
1."Мимоза для любимой мамочки". (Мятая бумага) - 2 занятия
Выполнять объёмную аппликацию приёмом торцевания.
Склеивать лепестки из полосок бумаги.
2."Свети, свети, солнышко" (Пластилинография) - 2 занятия
Примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры круга, раскатывать тонкие жгутики - лучики.
3. «Подарки малышам» работа с гипсом 2 занятия.
4. «Корзина с подснежниками изготавливаем из полосок цветной бумаги 2 занятия.
Апрель.
1."Пасхальные яйца" – 2 занятия
Украшать яйца, используя разнообразные приёмы и материал по своему желанию.
2. "Цыплята в траве". Коллективная работа. (Мятая бумага) - 2 занятия
Формировать умение скатывать из бумаги шарики разной величины, соединять их с помощью клея.
3.»Весна красна» изготавливаем обрывную аппликацию 2 занятия.
4.»Машина» изготавливаем игрушки из бросового материала, обклеивая детали из бумаги 2 занятия.
Май.
1."Вот что я умею! " По замыслу детей – 2 занятия
Самостоятельно задумывать сюжет поделки, использовать знакомые навыки и приёмы при её создании.
2. "Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей – 2 занятия
(Пластилинография).
3. «Сирень» вырезаем ножницами мелкие детали из бумаги 2 занятия.
4. «Цветок» мозаичная аппликация 2 занятия.