конспект урока по математике на тему Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения.( 1 класс)

карта урока
Тема
Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения.

Цель
педагогическая: создание условий для составления таблицы сложения, установления взаимосвязи между действиями сложения и вычитания;


ученическая: в результате освоения данного модуля обучающиеся овладеют умением устанавливать взаимосвязь между рисунком и выражением, составлять выражение по рисунку; научатся складывать и вычитать числа в пределах 9.

Основное содержание темы, термины и понятия
Вычисление в пределах 9 (сложение и вычитание); решение арифметических задач; сравнение; выделение части и целого; составление числовых равенств по знаковой модели;
Термины: «слагаемое», «сумма», «разность», «уменьшаемое», «вычитаемое»

Планируемый результат
Предметные умения
УУД



Складывать и вычитать однозначные числа.
Устанавливать взаимосвязь между действиями сложения и вычитания.
Находить значение числового выражения в одно и два действия на сложение и вычитание (без скобок).
Устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
Правильно употреблять в речи математические понятия
Состав чисел 2-9.
Состав числа 9, счет в предела 9.
Использование таблицы для определения результатов действий сложения и вычитания.


Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Регулятивные: определение, формулирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям, соотнесение своей оценки с оценкой учителя, отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени).
Познавательные: обучение высказываниям своих предположений; овладение навыком ориентирования в учебнике; анализ и сравнение предметов, геометрических фигур, выявление и выражение в речи признаков их сходства и различия; выделение и формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками.
Коммуникаивные: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других; использование математической терминологии в устной и письменной речи.


Организация пространства

Межпредметные связи
Формы работы
Образовательные ресурсы (ОР)

Окружающий мир. Литературное чтение. Технология (умение работать по алгоритму; умение находить разные способы выражения одной и той же мысли).
Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная.
Учебник «Математика», ч. 2.
Тетрадь рабочая.
Методическое пособие.
Устные упражнения на уроках математики.
Наглядный и раздаточный материал:
А). Натуральный ряд чисел, числовой луч, линейка
Б). Карточки с заданием для игры «Цветочки и пчелки» и горшочки для «меда»
В). Таблички с названием новой темы: «ТАБЛИЦА»
Г). Опорный сигнал: работа по таблице
Д). Магнитные цифры
Е). Жетоны для жеребьевки с изображением героев м/ф.
Ж). Смайлики.
Презентации
А). «Мудрая сова»
Б). «Устные упражнения»
В). «Таблица сложения»
7. Наглядно – предметный материал:
А). Куклы Ани и Вани
Б). Кукла Машенька
8. Запись песни про варенье из м/ф «Машенька и медведь»

I этап. Мотивация к деятельности

Цель мотивировать учащихся на изучение темы «Сложение и вычитание в пределах 9. Таблица сложения».
Организационное начало:
Начинается урок.
Он пойдёт, конечно, впрок.
Постарайся всё понять,
Чтобы правильно считать.
Поздороваемся с гостями проверим готовность к уроку и сядем.
Все ли у тебя в порядке:
Карандашики, тетрадки?
А линейку не забыл?
Все проверил? Тихо сел.
Проблемная ситуация:
Аня и Ваня решили навестить своего лучшего друга Кристофера-Робина. Они предлагают и нам с вами отправиться с ними. Любите ли вы ходить в гости? Тогда в путь. Для того, чтобы отправить в путь сначала нам необходимо подготовиться и вспомнить все, что мы знаем.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность изучения
Обучающие и развивающие задания и упражнения «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)
Деятельность ученика
Способ действия: репродуктивный (Р), продуктивный (П), исследовательский (И), творческий (Т).

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

УУД
Чистописание (написание цифр 6 и 9)(У):
Отгадайте-ка ребята
Что за цифра акробатка?
Если на голову встанет
Вмиг другою цифрой станет.
Мудрая сова напомнит вам, как пишутся эти цифры. (ОР-6А)
Ориентация в тетради: где будем писать? Сколько клеток надо отступить? В какой клетке писать? Как записывать цифры? (ОР-2)
Самостоятельная запись цифр в тетрадь.

Отгадывание загадки (П)
Изучение эталона (И)

Работа в тетради(Р)


Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения.
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательных целей и задач, выбор наиболее эффективных способов решения с помощью учителя; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями.
Регулятивные УУД: определение цели деятельности учебного процесса с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта.
Коммуникативные УУД: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя и пошаговое их выполнение; овладение навыками оформления своих мыслей в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста); следование психологическим принципам общения, владея адекватным межличностным восприятием.






Счёт (У)
Отправляемся в путь. Приготовили ладошки. Ритмичный счёт до 20. (ОР-5А)
Сосчитайте от 11-18, от 14- 7
Назовите последующее число 4, 15. На сколько последующее число больше предыдущего?
Назовите предыдущее число 8, 12. На сколько предыдущее число меньше последущего?
Какое число стоит между 17 и 19?
Какое число стоит слева от 4, 13, справа от 8, 20?
Назовите соседей числа 9.
Ритмичный счёт. (П)



Установление закономерности (П)
Мы попали с вами в волшебный лес. (ОР-6Б: 1 слайд) Первый кого мы увидели - это оказался крошка Ру. Это самый непоседливый друг Робина. Мама Кенга отправила его за малиной для гостей. Все ли ягодки увидел Ру? Сколько ягод он пропустил?
Продолжи ряд. (ОР- 6Б: 2 слайд)
Продолжение ряда на три числа: 12, 16, 20. (И)



Классификация и упражнения на вычисления. (У,П)
Самый мудрый житель волшебного леса – Сова. Именно ей поручили вести подсчёты: хватит ли угощений, все ли готово для праздника. Давайте поможем ей. (ОР-6Б: 3 слайд)
Найдите значения выражений
Разбейте выражения на группы
Отработка вычислительного навыка; классификация: сумма и разность; результат 6 и 9. (И).



Сравнение чисел. (У,П)
Самое маленькое существо на свете – Пяточок никак не может выяснить: какого варенья все-таки больше заготовили? Вишневого или персикового? Он очень расстроен. Кто готов ему помочь? Что надо сделать, чтобы сравнить не считая? (ОР-6Б: 4 слайд)
Выбор и постановка знака
Установка взаимно-однозначных соответствий:
Составление пар: соединение «волшебными ниточками»;
Выбор знака (П)




Состав числа 9. (П,У)
Кролик выделил на праздник 9 банок варенья. Вишневого варенья больше, чем клубничного. Сколько банок вишневого варенья и сколько банок клубничного варенья приготовил Кролик? (ОР-6Б: 5 слайд)
Какие знания о числе 9 нам понадобятся для ответа на этот вопрос? На помощь к нам спешат необычные фургончики. Откройте учебник. (ОР-1: стр. 20 № 1)
Какой фургончик нам нужен? Заполните «окошки». Рассмотрите внимательно «вагончик». Что такое 9? (сумма, целое). Что записано в первой и второй строке? (слагаемые)
Что вы заметили интересного? Какой вывод можно сделать?
Назовите подходящие пары.
Работа по учебнику.(И):
Заполнение «окошек» в фургончике № 9.
Вывод: если сумма одинаковая и одно слагаемое увеличивается на несколько единиц, то другое уменьшается на столько же единиц. (П)
Выбор пар удовлетворяющих условие (И)



Части и целое. (П)
Ослик Иа – самая старая игрушка. Ему дали задание рассадить гостей за столом. С одной стороны 6 человек, с другой -3. Для этого необходимо решить, где целое и части и составить числовые равенства по рисунку. (ОР-6Б: 6 слайд)
Назовите целое и части.
Как найти целое? Как найти часть?
Что означают первые два равенства? Последние два равенства?
На какие ещё части можно разбить число 9? (ОР- 1: стр. 21 № 6)
Как изобразили каждое слагаемое?
«Кто больше и быстрее?»: кто больше составит выражений за 3 минуты?
Составление числовых равенств(П)
Составление выражений и рисунков (П, И)
Вывод: 1ое слагаемое– красная ломаная; 2ое- синяя; целое – общее количество звеньев. (И)




Составление и запись выражения к задаче. (П)
Мишка Винни-Пух мечтатель и поэт. Сочинил задачу в стихах, для развлечения гостей:
В кружку собрала Марина
Девять ягодок малины.
Пять дала своей подружке.
Сколько ягод стало в кружке? (ОР - 6Б: 7 слайд)
Запишите выражение в тетрадь (ОР – 2)
Сколько ягод стало? (4)
Каким действием узнали? (Вычитанием).
Почему здесь надо вычитать? (Ищем часть).
Расскажите, о чем говорится в задаче и что мы узнали.
Какое выражение составили? (9-5)
Назовите целое и части. (9 – целое; 5 и 4 – части)
Запись выражения в тетрадь. (П)
Анализ решения (И)



Составление задачи по выражению. (П)
Тигре очень понравилась задача в стихах, но он не умеет писать стихи, поэтому он решил просто составить задачу. Поможем Тигре? (ОР – 6Б: 8 слайд)
Составьте задачу по выражению 7+2.

Составление задачи (Т)



Винни-Пуху очень понравились ваши задачи. Он решил всех угостить медом. Но оказалось, что у него не осталось ни одного горшочка с медом. Все горшки пустые. Что же делать? Кто же поможет Винни заполнить горшочки.? (ОР – 6Б: 9 слайд)
«Пчелки и цветочки» (ОР – 5Б) вычислительные навыки: сложение и вычитание в пределах 9. Первые пчелки переворачивают баночки с медом, и появляется запись на доске: «ТАБЛИЦА». (ОР-5В)

«Пчелки» собирают мед в горшочки (П)


Постановка проблемы
Личностные УУД: в простых и ясных ситуациях ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей; регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил; проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.
Познавательные УУД: добывать новые знания; задавать вопросы, находить на них ответы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы, решать задачи; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике.
Регулятивные УУД: выделять, фиксировать и проговаривать последовательность операций предметного способа действия в диалоге с учителем и одноклассниками; высказывать своё предположение, предлагать свой способ проверки той или иной задачи; работать по инструкции, по предложенному учителем плану; определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками и отвечать на их обращение в ходе общеклассной дискуссии или групповой работы.

Постановка проблемы: что такое таблица и как её заполнить?
К нам на помощь пришла еще одна героиня, живущая в соседнем лесу. Я думаю, вы все её узнали. (ОР – 7Б).
(Появляется Машенька с фразой: «Очень добрый день».)(ОР – 6В: 1слайд).
Она ведь очень скорая на помощь. Машенька готова подсказать. (ОР– 6В: 2 слайд)
Машенька решила наварить варенья побольше, чтобы всем хватило.
Что для этого надо? (Сахар и ягоды сложить вместе) Сахар – первое слагаемое или часть, черника – второе слагаемое или часть, а варенье – сумма или целое.
Чем больше мы берем сахара и ягод, тем больше получается варенья.

Открытие нового.


Таблица сложения (П)
Перед вами треугольная таблица
(ОР – 1; 6В:3 слайд)
Догадайтесь: почему её так назвали?
Как же её заполнить? Заполним сначала первую строку. (ОР – 6В: 3-18 слайды)
Что вы заметили?
Первый столбик – это первое слагаемое, первая строка – второе, вторая строка сумма.
А теперь давайте заполним первый столбик. (ОР – 6В: 19-32 слайды)
Что интересное увидели?
Заполните следующую строку самостоятельно. Проверка вместе с учителем. (ОР -6В: 33-42 слайды)
Самостоятельное заполнение таблицы (ОР – 6В: 43 – 45 слайды)
С помощью этой таблицы можно решать различные примеры. Кто может объяснить, как это сделать?
(ОР – 6В: 46 слайд).
Как вы думаете, что показано, синим цветом?
Какое равенство получается?(4+3=7)
Сколько еще равенств можно составить? Какие?(7-3=4 и 7-4=3)

Вместе с учителем заполняется первая строка (Р)
Замечают, что числа идут по порядку и делают вывод:
Если первое слагаемое увеличить на 1, а второе не изменять, то и сумма увеличиться на 1.(И)
Заполняя второй столбик, замечают, что ответы в строке и столбике одинаковые, делают вывод: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. (И)
Самостоятельное заполнение второй строки с последующей проверкой. (П)
Самостоятельное заполнение всей таблицы. (П)
Работа по таблице. (П)
Вывод: с помощью таблицы можно находить не только сумму, но и разность. (И)


Первичное закрепление.

Личностные УУД: нравственно-этическая оценка усвоенного содержания; осознание ответственности за общее дело; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные УУД: освоены методы информационного поиска, нахождения необходимой информации из учебника; овладение способностью осмысления предметной информации с помощью учителя, выделения существенных признаков и практического ее применения, использования информации межпредметных связей.
Регулятивные УУД: овладение способами пооперационного выполнения действий; готовность взаимодействия со взрослым, со сверстниками в учебной деятельности; выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем с комментированным разъяснением отдельных операций, межпредметных понятий для установления связи между ними; осуществление решения задачи методом поиска способов разрешения по образцу и заданным правилам, используя информацию учебника и справочные материалы.
Коммуникативные УУД: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений в соответствии с темой учебного предмета; формирование способности с помощью вопросов и учебника использовать информацию межпредметных связей, добывать недостающие сведения.
Знакомство с знаковой фиксацией правила нахождения суммы по таблице сложения (ОР – 5Г).
Работа по таблице.
(ОР – 1, стр. 20 № 2; ОР-6В: 46 слайд) (П)
Закрепление первичны полученных навыков работы с таблицей.
(ОР-1 стр.20 № 3) (П)

Вычисление значений выражений при помощи таблицы, составление алгоритма работы по таблице. (П).
Комментирование.

Повторение.

Теперь я думаю сладкого хватит всем. Но праздник это не только вкусное угощение, а еще и веселые песни и танцы. (ОР – 8)
Праздник подходит к концу, и я предлагаю на память оставить нашим друзьям подарок. Для этого давайте распределимся на команды и составим рисунки, но необычные, а из цифр.
(ОР – 1: стр.21 № 5).
1ая команда: делает подарок Винни-Пуху и Пятачку
2оя команда: делает подарок Тигре и крошке Ру
3я команда: делает подарок Сове и Ослику Иа
4я команда: делает подарок Кролику и Кристофору_Робину
(ОР-5Д и 5Е)
Дети поют песню про варенье из м/ф «Машенька и медведь». (Т),
Команды составляют рисунок при помощи магнитных цифр. (Т)


Итог урока.
Рефлексия деятельности.

Личностные УУД: самоопределение: понимание чувств других людей и сопереживание им; смыслообразование: способность осуществлять добрые дела, полезные другим; морально-этическая ориентация: способность понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать им; иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет.
Познавательные УУД: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; освоены навыки рефлексии элементарных способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности с помощью учителя.
Регулятивные УУД: развита способность преодоления непроизвольности; умеют давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, определять успешность выполнения задания совместно учителем.
Коммуникативные УУД: заложены основы слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни, ориентированы на позицию других людей, отличную от собственной; овладение речевым отображением содержания действий с целью ориентировки (контроль, оценка) предметной деятельности.
О чем мы сегодня на уроке говорили?
Что нового узнали?
Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться?
Оцените свою работу на уроке, нарисовав букву «Ш» в нижнем правом углу учебника-тетради.
Прощаемся с нашими гостями и, выходя из класса, выберите смайлик, который соответствует вашему настроению после урока. (ОР – 5Ж)

Выходя из класса, дети выбирают смайлик и прикрепляют его на доску в соответствии со своим настроением.


15