Урок по математике на тему: Умножение круглого числа на однозначное число. Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Частные случаи.






Конспект урока по математике 4 класс
на тему:
Умножение круглого числа на однозначное число. Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Частные случаи.


Комендантова Елена
Александровна,
учитель начальных классов






Ковров 2013 г.
Умножение круглого числа на однозначное число. Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями. Частные случаи.
Истомина Н.Б. 4 класс стр.24
Цели:
- Научить детей письменному умножению многозначного, круглого числа на однозначное число и двух многозначных, оканчивающихся нулями.
- Развивать наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать;
Задачи:
- Рассмотреть письменные приёмы умножения многозначного числа на однозначное число, многозначного числа на круглое число и умножение двух многозначных, оканчивающихся нулями.
- Повторить состав многозначного числа, таблицу умножения, свойства сложения и умножения, таблицу сложения в пределах 20, приёмы сложения и вычитания в пределах 100;
- Выполнять задания творческого и поискового характера;
- Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Ход урока
Этапы
Содержание
Ответы учеников

1. Орг. момент

Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Урок математики



2. Актуализация знаний.
1. Устный счёт
1) Запишите число, в котором 5 ед. II кл.725 ед. I кл.
2) Запишите число, в котором 105 ед. II кл.25 ед. I кл.
3) Запишите число, в котором 7 сот.тыс.5 ед.тыс.3 сот.
4) Запишите число, в котором 4 ед.тыс. 4 ед.
2. Вычисли:
1 ряд
2 ряд
3 ряд

803*5
50801*4
41008*6

4019*7
90048*7
70032*8


- 5725


-105300

- 705300

- 4004


1 ряд
2 ряд
3 ряд

4015
203204
246048

28133
630336
560256



3. Самоопределение к деятельности

- Прочитаем тему нашего урока: Умножение круглого числа на однозначное число. Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
- Определите, какие задачи мы будем решать на уроке?






















- Узнать:
1) Как умножить круглое число на однозначное число.
2) Как умножить два многозначных числа, оканчивающиеся нулями.
3) Правильную запись при умножении круглого числа на однозначное число.
4) Правильную запись при умножении двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.



4. Работа по новой теме
1) Рассмотрите записи и объясните вычисления: 800*7
8 сот.*7=56 сот.
800*7=5600

24000*3
24 тыс.*3=72 тыс.
24000*3=72000

-При умножении круглого числа сначала не обращаем внимание на 0 в конце множителя, а затем приписываем их к концу произведения и точно также делают при умножении столбиком.
- Догадайтесь. Почему при умножении чисел, которые оканчиваются нулями, лучше выполнить в столбик такую запись?

· 38450 40200 127000
7 8 6
269150 321600 762000

- Сравним свой ответ с рассуждениями Маши и Миши. Откроем учебник на с.24 №71. Прочитаем.


















- Рассмотрим случай, если нулями будут оканчиваться и первый и второй множители?
- Но, сначала вспомним сочетательное свойство умножения, как умножить число на произведение чисел?









На доске: 2800*70=
Воспользуемся этим свойством, решив это выражение: 2800*70



Посмотрите на доску. Объясните решение.
1)80*40=8дес.*(4*10)=8дес.*4*10= 320 дес.=3200
2)600*90=6сот.*90=6сот.(9*10)=540 сот.=54000






- При умножении круглых чисел сначала не обращаем внимание на 0 на конце множителей, а затем приписываем к концу произведения столько 0, сколько их было на конце множителей.
Умножение двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями, записывают так с.24
2800 370
70 800
196000 296000

- При умножении 800 на 7, 24000 на 3 сначала не обращаем внимание на 0 в конце множителя, а затем приписываем к концу произведения.










- Чтобы не сделать ошибки при вычислении.







- При умножении нуля на число мы всегда получаем нуль, поэтому в первом случае можно начать умножение с десятков, а нуль, стоящий в разряде единиц, просто перенести в результат. Во втором случае можно начать умножение с сотен, а нули, стоящие в разрядах единиц и десятках, перенести в результат. В третьем случае можно начать умножение с тысяч, а нули, стоящие в разрядах единиц, десятков и сотен, перенести в результат.



- Чтобы произведение двух множителей умножить на третий множитель, можно первый множитель умножить на произведение второго и третьего множителей.





2800*70=2800*(7*10)=
(2800*7)*10




- При умножении 80 на 40, 600 на 90 сначала не обращаем внимание на 0 в конце множителя, а затем приписываем к концу произведения столько 0, сколько их было на конце множителей.


5. Физкультминутка
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам чёрным глазом,
Лапки в стороны развёл
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик.
Е. Гайтерова



6.Закрепление изученного материала.
Выполним упражнение на с. 25 №74. Вычисли значения произведений, выполнив запись в столбик.
1 вариант
2 вариант

1 строка
2 строка

90900*4
50400*7

35000*9
74000*8

9040*60
7090*70





1 вариант.
90900
4
363600
35000
9
315000
9040
60
542400
2 вариант
50400
7
352800
74000
8
592000
7090
70
496300


7. Итог урока

- Как умножить круглое число на однозначное число?
- А как умножить двух многозначных чисел, оканчивающихся нулями.
- У кого еще остались вопросы по теме?



8. Домашнее задание
У. с.25 №74 3, 4, 5 строчки.









15