Конспект урока на тему Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»
Образовательное учреждение: МБОУ СОШ №30 с. Романовка
Учитель: Столбун Елена Викторовна
Класс: 5
Предмет: технология
Раздел программы: Технология обработки ткани. Ручные работы.
Тема: Изготовление сувенира-игольницы «Шляпка»
Цели урока: - Совершенствование умений шитья.
- Использование изученных ручных стежков и строчек.
- Применение приобретенных знаний и умений в
практической деятельности.
- Воспитание эстетического вкуса, трудолюбия и
ответственности за результат своего труда.
- Создание на занятии рабочей дружеской атмосферы.
Метод проведения: Объяснение с элементами показа приёмов работы,
повторение правил техники безопасности,
работа с технологическими картами.
Оснащение урока: ноутбук, проектор, экран, презентация по теме урока,
технологические карты, образец изделия.
Для практической работы: испорченный CD диск (можно заменить картоном)
часть от пластиковой бутылочки высотой 3-4 см
(можно заменить картоном), лекала, мелок,
ткань, нитки в цвет ткани, ножницы, игла,
синтепон, цветные ленточки, степлер (если будет
использоваться картон).
План урока.
1. Организационный момент:
а) Приветствие класса.
б) Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний:
а) Разгадывание загадки.
б) Информация об истории иглы, стихотворение про иглу.
в) Объявление темы урока.
3. Анализ образца с повторением ручных стежков:
а) Из каких частей состоит изделие?
б) Какие материалы понадобятся для работы?
в) Какие инструменты будем использовать в работе?
г) Какие стежки изучили?
4. Разбор хода выполнения работы:
а) Поэтапное объяснение хода выполнения работы по технологической карте с показом презентации.
б) Повторение техники безопасности при работе с иглой и ножницами.
5. Практическая работа учащихся:
а) Выполнение работы по технологической карте.
б) Контроль и индивидуальная помощь со стороны учителя.
6. Подведение итогов работы:
а) Анализ работ.
б) Оценивание.
Ход урока.
1. Организационный момент:
а) Приветствие класса.
б) Проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний:
Учитель:
Давным-давно ещё до нашей эры был изготовлен этот предмет. Чтобы узнать, что это за предмет отгадайте загадку:
Птичка-невеличка,
Носик стальной,
хвостик льняной.
Всех на свете обшивает.
Что сошьет, не одевает.
Ответ учащихся….
Учитель: Да, это иголка.
Ребята, я просила найти информацию о появлении иглы и какие иглы бывают?
Выступление учащихся:
Из истории иглы.
Если бы существовало «первобытное» патентное бюро и первобытный человек принес туда заявку на орудие для шитья, в которой говорилось, что «игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце», все последующие изобретатели за тысячелетия не смогли бы ничего добавить, настолько игла совершенна. Пожалуй, ни одно орудие труда не прошло столь неизменным сквозь историю человечества. Рыбья кость, в тупом конце которой сделана дырка, - вот и все «изобретение». Этой же костью, только из металла, мы пользуемся и сегодня.
Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы ей стали искать замену - очень уж она была хрупка. В дело пошли терновые шипы, но ими в основном пользовался бедный люд, более зажиточные сшивали одежду серебряными и золотыми иглами. Затем иглы стали делать из бронзы, железа. Стальные иглы в Европе появились в XIV веке, когда узнали тайну прочной дамасской стали. Ушко вначале делать не умели - просто загибали кончик. Появление волочильной доски значительно облегчило изготовление игл, улучшило их внешний вид.
В Россию стальная игла была завезена в ХVII веке из Германии. А вскоре и русские мастера овладели искусством ее изготовления. С помощью этого нехитрого устройства выходили умопомрачительные наряды для модниц всех времен и народов, тончайшие вышивки-картины, шитые жемчугами и бисером оклады икон, повседневная одежда, детские игрушки ...
Учитель: А какие иглы бывают?
Ответы детей:
– Иглы бывают различные по толщине и по длине, имеют ушко разной формы. Они еще бывают машинные, хирургические, ручные.
– В зависимости от толщины стержня иглы бывают различных номеров: №1-3 для изготовления изделий из плательных тканей.
– А еще иглы нечетных номеров длиннее, чем иглы четных номеров.
Учитель: Молодцы! Как много интересного вы рассказали.
Ребята, а скажите, пожалуйста, как нужно обращаться с иголкой?
Ответ детей: Осторожно, не оставлять, где попало.
Учитель: Правильно!
Послушайте одну поучительную историю.
Приучай себя к порядку.
Не играй с вещами в прятки.А рассеян будешь ты.Не минуешь, знать беды!Вот послушай мой рассказ.Кстати будет он сейчас.Сеня во дворе игралИ штаны себе порвал.Чтобы маму не сердить.Сам решил штаны зашить.Шил он ловко, молодец.Нo рассеян был юнец:Положил иглу у стула.А ее как ветром сдуло.Не найдет ее никак.Это, братцы, не пустяк!Помогает мама Сене.Нo игла, как будто в сене.Потерялась и молчок.Мол, ищи меня, дружок.На столе и под столом.
Ищет бабушка кругом.Вот она очки берет.Вдруг иголка, где блеснет…Ищет дедушка с метлой.Не найтись игле самой.Надо внуку бы помочь.Но спина болит – не в мочь.Папа строгий в двери входит.Взглядом комнату обводит.Жмурит брови, не кричит.Сыну так он говорит:«Долго ты иглу искал.Видно, очень ты устал.Раз нигде иголки нет.Ты присядь на табурет».Сеня сел, трет лоб от пота.Но случилось видно что-то.Сеня громко вскрикнул:«Ой! Ведь иголка подо мной!»
Учитель: Вот, ребята, в какую неприятную историю попал Сеня. Что же нужно знать, чтобы не попасть в подобную ситуацию?
Ответ детей: Надо убирать иглу на место в игольницу.
Учитель: Сегодня мы изготовим игольницу, но не простую, а в виде шляпки. Это прекрасный сувенир, который может быть использован как аксессуар для шитья и вышивания, так и для декоративных целей.
3. Анализ образца с повторением ручных стежков:
Учитель: Из каких частей состоит изделие?
Ответ детей: Из нижней и верхней (учитель добавляет нижняя часть - поля шляпки, верхняя - тулья с донышком).
Учитель: Какие материалы понадобятся для работы?
Ответ детей: перечисляются материалы, если появляются затруднения учитель дает наводящие вопросы.
Учитель: Какие инструменты будем использовать в работе?
Ответ детей: ножницы, игла.
Учитель: На прошлых занятиях мы с вами познакомились с ручными стежками и строчками.
Какие стежки мы изучили?
Ответы детей: Прямые, косые.
Учитель: Как называется самый простой шов?
Ответ детей: "вперед иголку".
Учитель: Сегодня наша задача состоит в том, чтобы научиться аккуратно, выполнять изученные стежки и строчки.
Физминутка.
4. Разбор хода выполнения работы:
У каждого ученика на столе лежит технологическая карта, по которой он будет выполнять работу.
Учитель: выполнять работу мы будем по технологической карте, в которой последовательно описан ход работы. Сейчас мы разберем её и посмотрим на слайдах как это должно выполняться.
После разбора повторяются правила безопасной работы при выполнении ручных работ с иглой и ножницами. В журнале по технике безопасности делается соответствующая запись.
Физминутка для глаз.
5. Выполнение практической работы и текущий инструктаж
Обход рабочих мест учащихся.
Проверка соблюдения ТБ при работе с ножницами.
Проверка соблюдения технологии и приёмов работы.
Проверка соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Индивидуальная работа с учащимися, помощь при работе.
Контроль работы, выполняемой учащимися.
6. Подведение итогов работы:
а) Анализ работ.
б) Оценивание.
Учитель: Мы сегодня с вами проделали очень большую работу. Мне хочется узнать: где вы будете использовать ваши игольницы?
Ответы учащихся…
Учитель: Что нового узнали за время нашего общения?
Я благодарю всех за сотрудничество и жду вас на следующее занятие, которое будет не менее интересным. Я прощаюсь с вами. Желаю много удачных дней.
Используемая литература и интернет ресурсы:
Андронова Л.А. «Лоскутная мозаика»- М.: Школа-Пресс, 1993. (Б-ка журнала «Школа и производство»)
Богданов В.В., Попова С.Н. « Истории обыкновенных вещей»- М.: Педагогика-Пресс, 1992
htt://nsportal.ru
htt://nevozmoznogo.net
http://neposed.net
http://festival.1september.ru
Приложение 1
Технологическая карта изготовления сувенира-игольницы «Шляпка»
№ п/п Содержание работы рисунок Инструменты, приспособления
1 Вырезаем из ткани по шаблону круглую деталь размером в 1,5 раза больше чем диск, для нижней части шляпки.
Шаблон, мелок, ножницы
2 Вырезаем из синтепона круг равный размеру диска.
ножницы
3 Вырезаем из ткани по шаблону круглую деталь размером в 1,5 раза больше чем пластиковое кольцо для верхней части шляпки. Шаблон, мелок, ножницы
4 Косыми стежками нитками в цвет ткани через край собираем круглую часть для нижней части шляпки.
Игла, ножницы
5 Вставляем внутрь диск с синтепоновой частью. Стягиваем край, распределяя складки и, закрепляем.
Игла, ножницы
6 Косыми стежками нитками в цвет ткани через край собираем круглую часть для верхней части шляпки.
Игла, ножницы
7 Вставляем внутрь пластиковое кольцо, заполняем его синтепоном. Стягиваем край, распределяя складки и, закрепляем.
Игла, ножницы
8 Соединяем верхнюю часть с нижней незаметными ручными стежками нитками в цвет ткани.
Игла, ножницы
9 Изготавливаем розочки. Для этого отрезаем ленточки длиной 18 см.
ножницы
10 Прокладываем по краю прямые стежки, слегка стягивая ленточку.
Игла, ножницы
11 Собираем розу: скручиваем и закрепляем стежками.
Игла, ножницы
12 Украшаем шляпку. Завязываем ленточку вокруг тульи. Аккуратно пришиваем розочки.
Игла, ножницы