Статья Применение приемов технологии развития критического мышления на уроках психолого-педагогических дисциплин


ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Л.Г. ДюдяеваГБОУ СПО педагогический колледж №1 им. Н. А. Некрасова
Санкт-Петербург
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условиям которой является ориентация на федеральные государственные образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в федеральных государственных образовательных стандартах, является технология развития критического мышления. Технология развития критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личную вовлеченность обучающегося в процесс учения: обучающийся в нем инициативен и самостоятелен, он учиться мыслить, анализировать, понимать сущность и значимость свой будущей профессиональной деятельности. ФГОС акцентирует внимание на обеспечение условий развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности преподавателя.
В подготовке конкурентоспособного специалиста специальности «Педагогика дополнительного образования» существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование. В процессе профессионального образования, основным фактором выступает развитие личности обучающегося и, по-моему, технология развития критического мышления направлена на развитие личности обучающегося, основными показателями которого являются: оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология развития критического мышления разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения, она является общепедагогической, надпредметной.
Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление следующим образом: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление» [5]. С ней соглашаются и другие современные исследователи в области методов развития критического мышления, как на Западе (К Мередит. Д. Стил, Ч. Темпл, С.Уолтер и др), так и в России ( М.В.Кларин., С.И. Заир-Бек, И.О. Загашев, И.В. Муштавинская и др) и под критическим мышление понимают совокупность качеств и умений, обуславливающих высокий уровень исследовательской культуры обучающегося и педагога. С точки зрения психологии, критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать (Д.Браус, Д.Вуд) [5].
Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского «… всякое размышление есть результата внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим» [4], а также идеи Д. Дьюи, Ж.Пиаже и Л.С Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически – творческого подхода к любому материалу.
Т.е. критическое мышление – это новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познаний нового. В содержании целей технологии развития критического мышления заложено формирование компетенций которые должен приобрести обучающийся в процессе обучения.
Специфика образовательной технологии развития критического мышления состоит:
- во – первых, учебный процесс строиться на научно-обоснованных закономерностях воздействия личности и информации;
- во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в каждый момент времени;
- в- третьих, стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Изучив множество приемов этой технологии, я выделила для себя несколько, которые активно применяю на уроках педагогики и психологии:
Прием 1. Кластеры
Кластеры используются для структуризации и систематизации материала. Это способ графической организации учебного материала, суть которого заключается в том, что в середине листа записывается основное слово или тема, а по сторонам от него фиксируются идеи с ним связанные. Обучающимся я предлагаю прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения и т.д.
948690635
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу. Пока не кончиться время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Разбивку на кластеры я использую как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, и провожу как способ мотивации мыслительной деятельности. Может быть, организованна как коллективная, так и индивидуальная самостоятельная работа обучающихся.
Прием 2. ИнсертВ дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов
V + - ? «V» - уже знал;
«+» - новое;
«-» - думал иначе;
«?» - есть вопрос.
Работая над заполнением таблицы, обучающиеся выявляют свои представления или более конкретные знания по изучаемой теме и это помогает прийти к новому знанию. Часто возникающие варианты в работе обучающихся противоречат друг другу, и это подталкивает их преодолевать противоречия, собрать больше информации, найти аргументы в доказательстве своей точки зрения.
Прием 3. «Фишбоун»
Слово «Фишбон» дословно переводится как «рыбная кость».
Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы.
В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет». Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально:

В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над темой урока. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Важным этапом является презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер.
Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы во время урока для проверки домашнего задания, для обобщения и систематизации знаний и может быть предложена в качестве домашнего задания.
Прием 4. Ромашка Блума
Этот прием создан известным американским психологом и педагогом Б.Блумом. и он достаточно популярен в современном образовании [4].
Сам же перечень вопросов на её лепестках был заимствован из выступления американских коллег Джеймса и Кэрол Бирс.
В «Ромашке Блума» 6 лепестков – шесть вопросов.
1. Простые вопросы - отвечая на которые, нужно вспомнить факты или воспроизвести определенную информацию.
2. Уточняющие вопросы - их цель, предоставить собеседнику возможность для обратной связи относительно того, что он сказал. «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?» и т.д.
3. Объясняющие вопросы - начинаются со слов «Почему?».
4. Творческие вопросы – в которых есть частица «бы», элемент условности, прогноза «Что изменилось бы…?» и т.д.
5. Оценочные вопросы - это вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д.
6. Практические вопросы – это вопросы на правленые на установление взаимосвязи теории с практикой. «Какой стиль взаимоотношений учителя с учащимися (авторитарный, демократический, либеральный) складывается, по-вашему, у учителя, для которого характерны подобные высказывания?» и т.д.
Перед тем как работать с педагогическими ситуациями, задачами или текстом, я даю задание обучающимся самостоятельно сформулировать по одному вопросу. Благодаря вопросам, я учу их, лучше разбираться в ситуации и смотреть на неё под разными углами зрения.
Прием 5. Диамант
Диамант (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:
1. Одно существительное.
2. Описание - два прилагательных.
3. Три глагола (причастия, деепричастия);
4. Фраза, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи.
5. Три глагола (причастия, деепричастия).
6. Описание - два прилагательных;
7. Одно существительное антоним/антипод первому.
Союзы, предлоги, междометия и частицы можно использовать свободно в любой строке. В диаманте может быть либо одна рифма на все семь строк, либо две или три (тогда возникают варианты рифмовки), но нерифмующихся строк быть не должно. Я использую этот прием как способ синтеза материала, лаконичность формы развивает у обучающегося способность резюмировать информацию.
Развитие критического мышления у обучающихся специальности «Педагогика дополнительного образования» приводит к следующим результатам: высокая мотивация к образовательному процессу; возрастание мыслительных возможностей, гибкости мышления, его переключения; развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими; развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека; развитие умения анализировать полученную информацию.
Использование технологии развития критического мышления у обучающихся способствует повышению качества подготовки конкурентоспособного специалиста, пользующегося повышенным спросом у общества, свободомыслящего, самостоятельно управляющего собственным выбором действия и сферы применения, с высокой степенью адаптивности и выживания в ситуации изменения профессиональной пригодности.
Следует признать, что работа в технологии развития критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального образования, что обеспечивает его успешность в избранной профессиональной деятельности.
Список использованной литературы:
Загашев И. Умение задавать вопросы.//Перемена.-2001.-№4.
Сайт международного журнала о развитии критического мышления «Перемена» http://ct-net.net/ru/ct_tcp_ruCелевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998..Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: учеб.-метол. Пособие/И.В.муштавинская. – СПб.: КАРО, 2009.
Халперн Д. Психология критического мышления.- СПб.: изд-во «Питер», 2000.