Конспект урока Обработка нижнего среза ночной сорочки. Окончательная отделка изделия (7 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Открытый урок
«Обработка нижнего среза ночной сорочки.
Окончательная отделка изделия»
Разработала:
Учитель Технологии
Шахаева Татьяна Ивановна
г. Усолье – Сибирское
2016
План открытого урока
Дата_______
7 «Б» класс
Тема урока: Обработка нижнего среза ночной сорочки. Окончательная отделка изделия
Цель урока:
Создать условия для развития творческих способностей детей, расширения их знаний и кругозора, формирования технологических умений, общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни.
Задачи:
образовательная – научить приёмам обработки нижнего среза сорочки. Дать сведения о выполнении технологических операций по изготовлению швейных изделий по индивидуальным заказам и на швейных предприятиях швеями – мотористками.
воспитательная – продолжить формирование добросовестного отношения к труду, дисциплинированности в работе, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи. Раскрыть социальную сущность требований профессии швеи к человеку на конкретных примерах видеосюжета.
развивающие – научить учащихся анализировать и объяснять выполнение данной операции, определить её особенности, сравнивать с выполнением операций, изученных ранее.
Общая дидактическая цель: Создать условия для обобщения знаний, умений и навыков учащихся по пошиву ночной сорочки
Оборудование:
• компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной заранее презентацией, экран.
• швейные машины, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности, ножницы.
Раздаточный материал:
инструкционные карты, карточки - задания, образец изделия (ночная сорочка), образец шва вподгибку с закрытым срезом, образец шва вподгтбку с обмёточным срезом
Тип урока: комбинированный
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Ход урока.
1. Организационный момент
1. Приветствие обучающихся, проверка посещаемости, готовность обучающихся к уроку (наличие формы, инструментов)
Учитель:
Мода – ненадежная подруга,
Очень переменчива всегда,
Уследишь за ней – твоя заслуга,
Только не поймаешь никогда!
В моду можно сходу окунуться,
Мода впереди планеты всей,
Впрочем, может изредка вернуться
Из былых давно минувших дней.
Отрицанье моды неразумно,
Только в моде мера хороша,
Моде слепо следовать безумно,
Бессердечна мода-госпожа!
Бессердечна, жестка и бездушна,
Часто неприступна, как скала,
Мода ведь, по сути, малодушна,
Побыла сезон, да и ушла.
То ли дело классика… Искусство…
Истинная нега-красота,
Та, что формирует в людях чувства,
Вкус – искусства мера, высота!
Автор стихотворения: Наталья Фортуновская.
Я ведь не зря заговорила о моде. Мода касается каждого из нас в той или иной мере. Как вы думаете: изделие, которое мы шьём с вами подвержено капризам моды? (Ответ учащихся).
Я тоже думаю, что нет. История ночной сорочки уходит корнями далеко в глубь веков. (Историческая справка) (Слайд № 2).
2. Актуализация знаний.
(Слайд № 5).
Напомните мне, пожалуйста:
1)Какие виды белья вы знаете?
2)Что относится к нательному белью?
3)Для чего нужна сорочка?
4)Сколько деталей кроя в ночной сорочке?
5)Назовите их.
6)Из каких тканей можно пошить ночную сорочку?
7)Почему для пошива сорочек используют хлопчатобумажные ткани? Свойства тканей.
8)Какие швы применяют при пошиве сорочки? (Слайд № 3, № 4)
3. Мотивация и целеполагание.
Учитель. Работа по изготовлению ночной сорочки подходит к концу. Наша ночная сорочка почти готова.
Давайте обратимся к плану работы по пошиву ночной сорочки и вспомним последовательность обработки. (Слайд № 6).
План по пошиву ночной сорочки:
1. Обработать плечевые срезы.
2.Обработать срезы рукавов.
3.Обработать боковые срезы.
4. Обработать срез горловины подкройной обтачкой.
5. Обработать нижний срез.
6. Окончательная отделка изделия.
Подскажите, что еще в ней осталось обработать? Какую часть плана мы еще не выполнили?
Ответы обучающихся:
1. Обработать нижний срез.
2. Провести окончательную обработку ночной сорочки.
Учитель. Верно! И как будет звучать тема урока?
(Ответы учащихся)
«Обработка нижнего среза ночной сорочки и окончательная отделка изделия».
Тема урока записывается учителем на доске).
4. Изложение нового материала.
Учитель:
- Как можно обработать нижний срез изделия? (Ответы обучающихся.)
Учитель:
- Существует много способов обработки низа изделия. Швом с закрытым срезом – для легких тканей. Швом с открытым срезом – для средних и плотных тканей. Обработка низа изделия тесьмой – для сыпучих тканей и тканей средней толщины. Обработка низа оборкой для изделия с застежкой. При обработке срезов деталей, скроенных по косой нити, в трикотаже, а также для декоративной отделки применяют стежки зигзаг. При большом натяжении верхней нитки происходит стягивание края материала между отдельными стежками. Стежки в этом случае имеют вид ракушек и могут быть использованы для отделки. И еще много других способов. Подогнутые срезы могут быть различной ширины в зависимости от способа их обработки.
– Как вы считаете, каким способом лучше всего обработать нижний срез нашей ночной сорочки? (Ответы обучающихся.)
– Наиболее распространенный способ обработки низа ночной сорочки – обработка хорошо известным вам швом вподгибку с закрытым срезом, шов вподгибку с обмёточным срезом
Эти швы мы применяли при обработки какой части ночной сорочки? (Ответы учащихся).
- При обработке срезов рукавов.
К какой группе относятся эти швы? ( Краевые)
Виды швов? ( Вподгибку с закрытым срезом, вподгибку с обметочным срезом)
5. Актуализация опорных знаний. Машинные швы.
Игра «Словесный поединок»
Учитель.
Давайте вспомним виды машинных швов. На чистых листах напишите все названия машинных швов, которые вы знаете. К доске выйдут двое желающих сразиться в словесном поединке. Каждый поочередно зачитывает по одному названию шва. Побеждает тот, у кого названий больше. (Все следят за поединком и вычеркивают названия, которые прозвучали.) Проигравший садится на место, а победитель спрашивает у класса, есть ли желающие сразиться с ним. Если у кого-то в классе остались на листе невычеркнутые названия швов, он выходит, и игра продолжается.
Подведение итогов игры.
6. Релаксация на начало практической работы:
Учитель: Есть замечательная пословица, которая может стать девизом нашей практической работы. На столе лежат карточки со словами пословицы. Надо расположить их в нужном порядке, чтобы получилась та самая пословица. ( Желающие ученицы выходят к доске и работают с карточками). Составляется текс пословицы «Без терпения нет умения».
Учитель:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы учащихся: Выполнять задание надо аккуратно, тщательно, тогда всё получится, как у настоящей швеи.
Учитель: Вы правы. Обработка нижнего среза требует большой тщательности и аккуратности – один неровный шов или плохо обработанный срез могут испортить вид любого изделия.
Молодцы, я думаю, что вы справитесь с практической работой. Но перед тем, как приступить к практической работе, давайте обратимся к учебнику, стр. 128.
Разбираем ход работы с помощью инструкционной карты:
1. Подогнуть нижний срез сорочки на изнаночную сторону по линии прямых стежков (контурной линии нижнего среза), заметать подогнутый край.
2. Отложить от подогнутого края 10 мм, подогнуть срез, заметать подгиб.
3. Застрочить на расстоянии 1-2мм от края внутреннего подгиба, выполняя машинную закрепку.
4. Удалить нитки строчек временного назначения, приутюжить шов.
(Для каждой операции выбираем необходимые инструменты).
Требования к качеству выполняемой работы:
1.Ширина шва вподгибку равна 10мм;
2.Машинная строчка ровная, качественная проложена на расстоянии 1-2мм от края подгиба, длина стежка-3 мм.
Влажно-тепловая обработка выполняется качественно.
Учитель: Закройте учебники и откройте тетради, запишите тему урока: «Обработка нижнего среза ночной сорочки». В тетради запишите последовательность обработки нижнего среза ночной сорочки.
Учитель: работу в тетради закончили, тетради закрыли. Проведём разминку.
Физкультминутка
Будем мы сегодня шить весело и дружно.
Но сначала отдохнуть нам немного нужно.
Раз – присели, два – привстали,
Три – руками помахали,
На четыре - скок да скок.
Пять – продолжим наш урок.
Переходим в швейный цех.
7. Начинаем выполнять практическую работу по инструкционным картам.(Оборудование: ночные сорочки, швейные машины, утюги, гладильные доски, проутюжильники).
Ход работы:
Закрепление нового материала.
Игра «Лото»
Обучающиеся получают наборы карточек с изображением операций обработки низа ночной сорочки. Необходимо разложить их в правильной последовательности.
Подведение итогов игры.
Учитель. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с инструкцией. Подумайте, какие инструменты, приспособления и материалы понадобятся вам для работы. (Чтение вслух: метод разъяснительного чтения.)
– Какие действия необходимо выполнить? (Ответы обучающихся, подготовка рабочего места).
– Вспомните ТБ при работе на швейной машине и правила выполнения ВТО.
(Повторение правил техники безопасности).
При влажно-тепловой обработке:
1. Положение терморегулятора устанавливается в соответствии с видом обрабатываемой ткани.
2. Перед утюжкой следует проверить, чиста ли подошва утюга, не перегрелся ли утюг.
3. Выполняется влажно-тепловая обработка, стоя на резиновом коврике.
4. Включать и выключать утюг нужно сухими руками, держа вилки утюга за корпус, а не за шнур.
5. Ставить утюг необходимо на специальную подставку.
8. Текущий инструктаж учителя.
Выполнение работы обучающимися:
- обработка нижнего среза ночной сорочки;
- окончательная отделка ночной сорочки.
Демонстрация выполнения операций учителем (по необходимости)
9.Закрепление изученного материала по обработке ночной сорочки. Рефлексия деятельности. Игра «Лото»
Обучающиеся получают наборы карточек с изображением операций изготовления ночной сорочки. Необходимо разложить их в правильной последовательности.
Подведение итогов игры.
10. Заключительный инструктаж.
Разбор допущенных обучающимися типичных ошибок, анализ их причин и нахождение способов устранения.
Вопросы для закрепления:
•Каким швом обрабатывают нижний срез?
•Ширина шва?
Продолжи предложение (читают по очереди)
•У меня получилось…
•Я научилась…
•Сегодня на уроке я смогла…
•Урок дал мне для жизни…
•За урок я…
11. Оценка работы обучающихся на уроке.
(Выставление оценок).
12. Заключительное слово учителя.
Сегодня вы закончили изготовление ночной сорочки. Ночная сорочка является самой популярной и изящной одеждой для сна и отдыха. Красивая, удобная и практичная ночная сорочка необходима каждой девочке, девушке, женщине. Пусть сшитые собственными руками ваши ночные сорочки доставляют вам удовольствие.
Каждая девушка, женщина, которая хочет одеваться в платье, сшитое своими руками, должна знать и уметь достаточно много. Иначе изделие её не будет выигрывать по сравнению с промышленным, а индивидуальность их приобретёт нежелательный оттенок. Научиться шить самостоятельно не всем удаётся легко. Сегодня вы сделали ещё один шаг к тому, чтобы творение ваших рук доставило вам радость, а процесс создания изделия – удовлетворение. Вы молодцы! Спасибо за урок.
13. Домашнее задание.
Изучить теоретический материал.
14. Уборка кабинета
Список использованных источников:
1.Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технология: 7 класс, Москва Издательский центр «Вентана-Граф»2007 г.
2.Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, Технология. «Технологии ведения дома». Москва, Издательский центр «Вентана-Граф», 2014г.
3.Контрольно-измерительные материалы, вариативные тестовые задания для образовательных учреждений, изд. «Учитель» Волгоград, 2012 г.
3. http://россиигордость.рф/rus-slavyanskay/tradicii/tradicii-1.php
4. http://www.dazzle.ru/spec/lakomnik.shtml
5. http://www.zapolni-probel.ru/hystoryrus/russia17/177-ob-odezhde-drevnih-
slavyan.html
6. http://el-mikheeva.ru/napravl/fizo/fizminutki-ikt-tehnolog