Рабочая программа по ФГОС УД Русский язык и литература.Русский язык для обучающихся технического профиля
ОГБ ПОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Зырянский филиал
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМНР
_________О.Н. Пояркова
«___»____________2016г.
О.Б. ЕЛЬКИНА
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. РУССКИЙ ЯЗЫК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
среднее общее образование
профиль получаемого профессионального образования: технический
Зырянское 2016
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259); примерной программы по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык», рекомендованной ФГАУ «ФИРО» (протокол №3 от 21.07.2015г.)
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии
филиала колледжа «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол № ____ от «____» ___________________ 2016г.
Руководитель ЦК _____________________ С.В.Симакова
Разработала:
Елькина О.Б.., преподаватель русского языка и литературы филиала колледжа
Согласовано: Дон Е.В., заместитель заведующего филиалом по образовательному процессу
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
Структура и содержание учебной дисциплины 8
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 20
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины 24
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 26
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования при подготовке специалистов среднего звена по специальности: 35.02.07 Механизация сельского хозяйства, базовой подготовки, входящей в укрупненную группу 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Общая характеристика учебной дисциплины
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. В реальном образовательном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении каждой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
Коммуникативная компетенция формируется в процессе работы по овладению обучающимися всеми видами речевой деятельности (слушанием, чтением, говорением, письмом) и основами культуры устной и письменной речи в процессе работы над особенностями употребления единиц языка в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Это умения осознанно отбирать языковые средства для осуществления общения в соответствии с речевой ситуацией; адекватно понимать устную и письменную речь и воспроизводить ее содержание в необходимом объеме, создавать собственные связные высказывания разной жанрово-стилистической и типологической принадлежности. Формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций проходит в процессе систематизации знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладения основными нормами русского литературного языка; совершенствования умения пользоваться различными лингвистическими словарями; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
При освоении специальностей СПО технического профиля профессионального образования русский язык изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования.
При изучении русского языка на базовом уровне решаются задачи, связанные с формированием общей культуры, развития, воспитания и социализации личности. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность.
Содержание учебной дисциплины ориентировано на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития студентов, включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, создаются условия для успешной реализации деятельностного подхода к изучению русского языка.
Реализация содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса русского языка на ступени основного общего образования. В то же время учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» для профессиональных образовательных организаций СПО обладает самостоятельностью и цельностью. В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделен материал, который при изучении русского языка контролю не подлежит.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» завершается подведением итогов в форме экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП с получением среднего общего образования.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Русский язык и литература. Русский язык» является частью учебного предмета «Русский язык и литература» обязательной предметной области «Филология» ФГОС среднего общего образования и входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы.
Результаты освоения общеобразовательной дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Русский язык и литература. Русский язык» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю;
оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
метапредметных:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
предметных:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 118 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов, в том числе
практической работы 76 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.
1.6. Изменения, внесенные в рабочую программу по сравнению с Примерной программой по дисциплине «Русский язык и литература. Русский язык».
Изменений нет.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 118
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 78
в том числе: практические работы 76
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 40
в том числе: подготовка выступлений по заданным темам, докладов, рефератов, эссе 40
Промежуточная аттестация по окончании изучения дисциплины – экзамен
Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов
1 2 3
Максимальная учебная нагрузка Аудиторная нагрузка в том числе ЛПР Внеаудиторная самост. работа
ВВЕДЕНИЕ Содержание учебного материала 2 2 2 1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка. Русский язык в современном мире.
Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Значение русского языка при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Практическое занятие № 1. Освоение общих закономерностей лингвистического анализа. Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования. 2 2 2 Раздел 1. ЯЗЫК И РЕЧЬ. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ. 18 14 12 4
Тема 1.1. Язык и речь Содержание учебного материала 4 2 2
2. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты.
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств. 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 1. Подготовить сообщение «Речевая ситуация». 2 2
Тема 1.2. Функциональные стили речи. Разговорный стиль речи. Содержание учебного материала 2 2 2 3. Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования.
Практическое занятие № 2. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. 2 2 2 Тема 1.3. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля. Содержание учебного материала 2 2 2 4. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.
Практическое занятие № 3. Изучение особенностей построения текста разных функциональных типов. 2 2 2 Тема 1.4. Официально-деловой стиль речи. Содержание учебного материала 4 2 2 2
5. Официально-деловой стиль речи. Жанры.
Практическое занятие № 4. Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №2. Подготовить сообщения: «Доклад», «Статья», «Сообщение» и др. 2 2
Тема 1.5. Публицистический стиль речи. Содержание учебного материала 2 2 2 6. Публицистический стиль речи. Основные жанры. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления.
Практическое занятие № 5. Определение типа, стиля, жанра текста (по заданному способу). 2 2 2 Тема 1.6. Художественный стиль речи. Содержание учебного материала 2 2 2 7. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др.
Практическое занятие № 6. Составление связного высказывания на заданную тему, в том числе на лингвистическую.2 2 2 Тема 1.7. Текст. Информационная переработка текста. Лингвостилистический анализ текста. Содержание учебного материала 2 2 2 8. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Функционально-смысловые типы речи. Лингвостилистический анализ текста.
Практическое занятие № 7. Анализ структуры текста. 2 2 2 Раздел 2. ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА, ОРФОГРАФИЯ. 12 8 8 4
Тема 2.1. Фонетика Содержание учебного материала 4 2 2 2
9. Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слоги. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.
Практическое занятие № 8. Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка. Наблюдение над выразительными средствами фонетики. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №3. Подготовить сообщение «Орфоэпия». 2 2
Тема 2.2. Орфоэпия. Содержание учебного материала 2 2 2 10. Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
Практическое занятие № 9. Сопоставление устной и письменной речи. 2 2 2 Тема 2.3. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация Содержание учебного материала 2 2 2 11. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация.
Практическое занятие № 10. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. 2 2 2 Тема 2.4. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з - / с -. Правописание и/ы после приставок. Содержание учебного материала 4 2 2 2
12. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Употребление буквы ь. Правописание о/е после шипящих и ц. Правописание приставок на з - / с -. Правописание и/ы после приставок.
Практическое занятие № 11.Выполнение упражнений по пройденной теме. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся № 4. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. 2 2
Раздел 3. ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ 16 10 10 6
Тема 3.1. Слово и его значения.
Многозначность. Прямое и переносное значение слова.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
13. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Практическое занятие № 12. Подбор текстов с изучаемым языковым явлением. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №5. Подготовить сообщения: «Синонимы», «Антонимы», «Омонимы», «Паронимы». 2 2
Тема 3.2. Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
14. Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения ее употребления: нейтральная, книжная, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас:
архаизмы, историзмы, неологизмы.
Практическое занятие № 13. Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №6. Подготовить сообщение «Изобразительно-выразительные средства языка». 2 2
Тема 3.3.Особенности русского речевого этикета. Содержание учебного материала 4 2 2 2
15. Особенности русского речевого этикета.
Практическое занятие № 14. Составление связного высказывания с использованием заданных лексем, в том числе на лингвистическую тему. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №7. Подготовить сообщение «Русская фразеология». 2 2
Тема 3.4. Фразеологизмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор.
Содержание учебного материала 2 2 2 16. Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки.
Практическое занятие № 15. Лексический и фразеологический анализ слова. 2 2 2 Тема 3.5. Лексические нормы. Лексические ошибки. Ошибки в употреблении фразеологических единиц. Содержание учебного материала 2 2 2 17. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.
Практическое занятие № 16. Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц - выведение алгоритма лексического анализа. 2 2 2 Раздел 4. МОРФЕМИКА, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ОРФОГРАФИЯ. 16 10 10 6
Тема 4.1. Морфемы.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
18. Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.
Практическое занятие № 17. Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; сопоставление слов с морфемами-синонимами. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №8. Подбор слов с морфемами-омонимами и морфемами-синонимами. 2 2
Тема 4.2. Способы словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Содержание учебного материала 2 2 2 19. Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Практическое занятие № 18. Распределение слов по словообразовательным гнездам, восстановление словообразовательной цепочки. 2 2 2 Тема 4.3. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки. Содержание учебного материала 4 2 2 2
20. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Понятие об этимологии. Словообразовательный анализ. Употребление приставок и суффиксов в разных стилях речи. Речевые ошибки.
Практическое занятие № 19. Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ для понимания внутренней формы слова, наблюдения за историческими процессами. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №9. Подготовить сообщение о речевых ошибках. 2 2
Тема 4.4. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-. Содержание учебного материала 2 2 2 21. Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок при- / пре-.
Практическое занятие № 20. Выработка навыка составления слов с помощью различных словообразовательных моделей и способов словообразования. 2 2 2 Тема 4.5. Правописание сложных слов.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
22. Правописание сложных слов.
Практическое занятие № 21. Составление текстов (устных и письменных) с использованием однокоренных слов, слов одной структуры. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №10. Выполнить упражнение по пройденной теме. 2 2
Раздел 5. МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ. 20 14 14 6
Тема 5.1. Грамматические признаки слова.
Знаменательные и незнаменательные части речи. Основные выразительные средства морфологии. Содержание учебного материала 2 2 2 23. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Основные выразительные средства морфологии.
Практическое занятие № 22. Сопоставление лексического и грамматического значения слов. 2 2 2 Тема 5.2. Имя существительное. Имя прилагательное.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
24. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных.
Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний.
Практическое занятие № 23. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №11. Подготовить сообщение «Правописание сложных прилагательных». 2 2
Тема 5.3. Имя числительное. Местоимение.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
25. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного. Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и других с существительными разного рода. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. Синонимия местоименных форм.
Практическое занятие № 24.Выполнение упражнений по пройденной теме. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №12. Подготовить сообщение «Синонимия местоимённых форм». 2 2
Тема 5.4. Глагол. Причастие как особая форма глагола. Деепричастие как особая форма глагола.
Содержание учебного материала 2 2 2 26. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание не с глаголами. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание не с причастиями. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. 2 2 2 Практическое занятие № 25. Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте. Тема 5.5. Наречие.
Слова категории состояния.
Содержание учебного материала 2 2 2 27. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Синонимия наречий при характеристике признака действия. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния.
Практическое занятие № 26. Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи. Составление словосочетаний, предложений, текстов (устных и письменных) с использованием нужной словоформы с учетом различных типов и стилей речи. 2 2 2 Тема 5.6. Служебные части речи. Предлог как часть речи.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
28. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
Практическое занятие № 27. Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №13. Подготовить сообщение «Союз как часть речи». 2 2
Тема 5.7. Союз как часть речи. Частица как часть речи. Междометия и звукоподражательные слова.
Содержание учебного материала 2 2 2 29. Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
Правописание частиц. Правописание частиц не и ни с разными частями речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи. Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний.
Практическое занятие № 28. Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. Подбор текстов с определенными орфограммами и пунктограммами. 2 2 2 Раздел 6. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. 34 20 20 14
Тема 6.1. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
30. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. Основные выразительные средства синтаксиса. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения. Синонимия словосочетаний.
Практическое занятие № 29. Исследование текстов для выявления существенных признаков синтаксических понятий, освоения основных научных положений о синтаксическом уровне современной системы русского языка, ее нормах и тенденциях развития. Наблюдение над существенными признаками словосочетания. Особенности употребления словосочетаний. Синонимия словосочетаний. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №14. Подготовить сообщение «Предложение». 2 2
Тема 6.2. Простое предложение.
Содержание учебного материала 6 4 4 2
31. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении.
Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте.
Практическое занятие № 30. Наблюдение над функционированием правил пунктуации в образцах письменных текстов. Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №15. Выполнить упражнения по пройденной теме..2 2
32. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Синонимия согласованных и несогласованных определений. Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте.
Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого. Синонимия односоставных предложений. Предложения односоставные и двусоставные как синтаксические синонимы; использование их в разных типах и стилях речи. Использование неполных предложений в речи.
Практическое занятие № 31. Упражнения по синтаксической синонимии: двусоставное/односоставное предложение, предложение с обособленными определениями и обстоятельствами / сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и обстоятельственными и др. 2 2 2 Тема 6.3. Односложное простое предложение.
Содержание учебного материала 6 4 4 2
33. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов.
Практическое занятие № 32. Выполнение упражнений по пройденной теме. 2 2 2 34. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Использование обращений в разных стилях речи как средства характеристики адресата и передачи авторского отношения к нему.
Практическое занятие № 33. Анализ ошибок и недочетов в построении простого предложения. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №16. Выполнить упражнения на пройденную тему. 2 2
Тема 6.4. Сложное предложение.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
35. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синонимика сложносочиненных предложений с различными союзами. Употребление сложносочиненных предложений в речи.
Практическое занятие № 34. Наблюдение над существенными признаками простого и сложного предложения; использование способа анализа структуры и семантики простого и сложного предложения. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №17. Выполнить упражнения на пройденную тему. 2 2
Тема 6.5. Сложноподчиненное предложение. Содержание учебного материала 4 2 2 2
36. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи.
Практическое занятие № 35. Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №18. Выполнить упражнения на пройденную тему. 2 2
Тема 6.6. Бессоюзное сложное предложение.
Содержание учебного материала 2 2 2 37. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.
Практическое занятие № 36. Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры, в том числе на лингвистическую тему. 2 2 2 Тема 6.7. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Содержание учебного материала 4 2 2 2
38. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Синонимика простых и сложных предложений (простые и сложноподчиненные предложения, сложные союзные и бессоюзные предложения).
Практическое занятие № 37. Анализ роли разных типов простых и сложных предложений в текстообразовании. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №19. Подготовить сообщение «Предложения с прямой речью». 2 2
Тема 6.8. Способы передачи чужой речи. Содержание учебного материала 4 2 2 2
39. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практическое занятие № 38. Сопоставление устной и письменной речи. 2 2 2 Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся №20. Выполнить упражнения на пройденную тему. 2 2
Всего: 118 78 76 40
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВСодержание обучения Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение Извлекать из разных источников и преобразовывать информацию о языке как развивающемся явлении, о связи языка и культуры;
характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа-носителя языка;
анализировать пословицы и поговорки о русском языке;
составлять связное высказывание (сочинение-рассуждение) в устной или письменной форме;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
определять тему, основную мысль текстов о роли русского языка в жизни общества;
вычитывать разные виды информации;
проводить языковой разбор текстов;
извлекать информацию из разных источников (таблиц, схем);
преобразовывать информацию; строить рассуждение о роли русского языка в жизни человека
Язык и речь. Функциональные стили речи Выразительно читать текст, определять тему, функциональный тип речи, формулировать основную мысль художественных текстов;
вычитывать разные виды информации;
характеризовать средства и способы связи предложений в тексте;
выполнять лингвостилистический анализ текста;
определять авторскую позицию в тексте;
высказывать свою точку зрения по проблеме текста;
характеризовать изобразительно-выразительные средства языка, указывать их роль в идейно-художественном содержании текста;
составлять связное высказывание (сочинение) в устной и письменной форме на основе проанализированных текстов;
определять эмоциональный настрой текста;
анализировать речь с точки зрения правильности, точности, выразительности, уместности употребления языковых средств;
подбирать примеры по темам, взятым из изучаемых художественных произведений;
оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным задачам и нормам современного русского литературного языка;
исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, докладами на учебно-научную тему;
анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира;
различать тексты разных функциональных стилей (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи;
создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад; интервью, репортаж, эссе; расписка, доверенность, заявление; рассказ, беседа, спор); подбирать тексты разных функциональных типов и стилей;
осуществлять информационную переработку текста, создавать вторичный текст, используя разные виды переработки текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию, рецензию)Фонетика, орфоэпия, графика, орфография Проводить фонетический разбор;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников;
использовать ее в различных видах деятельности;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись)
Лексикология и фразеология Аргументировать различие лексического и грамматического значения слова;
опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их;
объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать эту информацию в различных видах деятельности;
познавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение)
Морфемика, словообразование, орфография Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста;
проводить морфемный, словообразовательный, этимологический, орфографический анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова
Морфология и орфография Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли;
проводить морфологический, орфографический, пунктуационный анализ;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы;
определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию;
использовать эту информацию в процессе письма;
определять роль слов разных частей речи в текстообразованииСинтаксис и пунктуация Опознавать, наблюдать изучаемое языковое явление, извлекать его из текста, анализировать с точки зрения текстообразующей роли, проводить языковой разбор (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, этимологический, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный);комментировать ответы товарищей;
извлекать необходимую информацию по изучаемой теме из таблиц, схем учебника;
строить рассуждения с целью анализа проделанной работы; определять круг орфографических и пунктуационных правил, по которым следует ориентироваться в конкретном случае;
анализировать текст с целью обнаружения изученных понятий (категорий), орфограмм, пунктограмм; составлять синтаксические конструкции (словосочетания, предложения) по опорным словам, схемам, заданным темам, соблюдая основные синтаксические нормы;
проводить операции синтеза и анализа с целью обобщения признаков, характеристик, фактов и т.д.;
подбирать примеры по теме из художественных текстов изучаемых произведений; определять роль синтаксических конструкций в текстообразовании;
находить в тексте стилистические фигуры;
составлять связное высказывание (сочинение) на лингвистическую тему в устной и письменной форме по теме занятия;
извлекать необходимую информацию из мультимедийных словарей и справочников по правописанию;
использовать эту информацию в процессе письма;
производить синонимическую замену синтаксических конструкций;
составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему в устной или письменной форме;
пунктуационно оформлять предложения с разными смысловыми отрезками;
определять роль знаков препинания в простых и сложных предложениях;
составлять схемы предложений, конструировать предложения по схемам
условия реализации программы дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация программы дисциплины требует наличие учебного кабинета «Русского языка и литературы».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
доска – 1 шт.;
посадочные места по количеству обучающихся – 30 шт.;
рабочее место преподавателя (стол, стул) – 1 шт.;
комплект учебно-методической документации.
Средства обучения (в том числе технические):
наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, поэтов, писателей и др.);
информационно-коммуникативные средства;
экранно-звуковые пособия;
библиотечный фонд.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники и литература:
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. - М., 2014.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. - М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10-11 классы: в 2 ч. - М., 2014.
Словари:
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2003.
Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2005. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 25-е изд., испр. и доп. /под общ. ред. Л.И.Скворцова. - М., 2006.
Розенталь Д.Э., Краснянский В.В. Фразеологический словарь русского языка. - М., 2011. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2005.
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2006. Через дефис, слитно или раздельно?: словарь-справочник русского языка / сост. В.В.Бурцева. – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР)
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме)
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»)
www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка)
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе). www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru)
www.metodiki.ru (Методики)
www.posobie.ru (Пособия)
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы). www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учитель - учителю» издательства «Просвещение»)
www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка)
www.slovari.ru/dictsearch (Словари.ру)
www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты)
www.gramota.ru (Справочная служба)
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документ)proekt@videouroki.nethttp://videouroki.netinfo@infourok.ru5. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Колледж, реализующий подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися предметных результатов обучения.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения практических занятий и выполнения обучающимися индивидуальных заданий по каждой теме.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета, который проводит преподаватель.
Формы и методы промежуточной аттестации и текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в соответствии со сроками, установленными Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации в колледже.
Для промежуточной аттестации и текущего контроля преподавателем созданы комплексы оценочных средств (КОС).
КОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям оценки результатов подготовки
Результаты обучения
(предметные) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
знать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
уметь:
осуществлять речевой самоконтроль;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
стилей и разновидностей языка.
Текущий контроль:
Устный фронтальный опрос по вопросам домашнего задания.
Контроль выполнения письменных домашних заданий
Экспертная оценка защиты рефератов и презентаций.
Экспертная оценка выступления с сообщением на тему занятия.
Проверка ведения конспектов занятий.
Промежуточная аттестация:
Оценка освоенных умений и усвоенных знаний на экзамене.
сформированность понятий о
нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
сформированность умений создавать
устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
владение навыками самоанализа
и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
владение умением анализировать текст
с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
владение умением представлять тексты
в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
сформированность представлений
об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
сформированность умений
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа текста;
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания. Результаты обучения
(личностные, метапредметные)Основные показатели оценки результатов Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
- воспитание толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- развитие готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- освоение знаний: об эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- освоение знаний по владению навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- формирование умения совершенствовать духовно-нравственные качества личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов. Текущий контроль:
Работа со справочной литературой и словарями;
проблемные ситуации;
экспертная оценка выполнения практических работ, рефератов, презентаций, творческих заданий;
формирование портфолио достижений студента
Промежуточная аттестация:
- Оценка освоенных умений
и усвоенных знаний на экзамене.
личностные:
воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
− осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
способность к речевому самоконтролю;
оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования; метапредметные:
владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 5 отлично
80 ÷ 89 4 хорошо
70 ÷ 79 3 удовлетворительно
менее 70 2 неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.