Эффективные формы и приемы обучения математике для детей с ограничен-ными возможностями здоровья


Н.Г. Сташенко. Эффективные формы и приемы обучения математике для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье из опыта работы представлены эффективные формы и приемы, используемые на уроках математики у детей с ОВЗ для повышения познавательного интереса. Эти приемы позволяет повысить познавательную активность на уроках, способствуют повышению качества знаний по предмету. Данный опыт может быть полезен для учителей математики, молодых специалистов обучающих детей с ОВЗ.
Эффективные приемы; дети с ОВЗ; математика; проблемная ситуация; алгоритмы; уровневая дифференциация; тесты; коррекция;
Успех социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от глубины и качества знаний, умений и навыков, получаемых ими в школе. Чем выше уровень сформированных знаний, в том числе и математических, тем легче ребенку приспособиться к условиям современного общества, найти в нем свою «нишу», почувствовать собственную значимость.
Проработав в школе несколько лет, я заметила, что у большинства детей с ОВЗ отсутствует интерес к изучению математики. Передо мной стал вопрос: как сделать обучение интересным, чтобы на моих уроках не оставалось равнодушных, а это трудно, потому что в каждом классе встречаются обучающиеся с отсутствием мотивации к учебе. Мною разработана система привития интереса к предмету у детей с ОВЗ. Получена она в результате непрерывного поиска наиболее эффективных методических приёмов. Это гибкое сочетание традиционных методов с современными передовыми методами работы.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, задания должны быть тесно связаны с жизнью, с практической деятельностью учащихся в мастерских, строительных организациях. Ребенок, покинув стены коррекционной школы, должен уметь применить свои знания и умения в своей повседневной жизни.
Для формирования устойчивого интереса к предмету использую следующие способы активизации познавательной деятельности: индивидуальные, коллективные, уроки с групповыми формами работы, фронтальные, создание проблемной ситуации, программированные задания, привлечение учащихся к оценочной деятельности, использование ИКТ. Применяю дидактические средства: тестовые задания, кроссворды, стихи, загадки. Использую игровые формы (ролевые, дидактические, организационно-деятельностные);
С помощью варьирования структуры урока использую такие интересные формы урока, как уроки- путешествия, уроки - конкурсы, урок – деловая игра, уроки – ролевая игра. Я пришла к выводу, что такие виды работ нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, ориентируют учащихся на коммуникативность, активизируют их познавательную деятельность. Эти приемы хорошо зарекомендовали себя на практике.
Чтобы пробудить и поддержать познавательный интерес, создаю в ходе обучения проблемную ситуацию и на ее основе организовываю активную поисковую деятельность учащихся. Очень эффективно начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса задачи, а с практической работы. И, если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация явиться мощным толчком к началу интенсивного мышления и повышению интереса к предмету. Использование элементов проблемного обучения на уроках математики, геометрии очень эффективно, так как развивает инициативу учащихся, повышает их активность и самостоятельность при усвоении нового материала. Например, на уроке геометрии, при изучении темы: «Различие треугольников по длине сторон», при изучении равнобедренного треугольника прошу построить квадрат, провести отрезок внутри квадрата таким образом, чтобы получилось два треугольника. При изучении темы «Образование обыкновенных дробей» даю такие задания:
- Раздели яблоко на четверых друзей поровну. Какую часть яблока получил каждый друг? Обозначь эту часть дробью.
- Даша разделила целую шоколадку на три равных части, подруге дала 1/3, а себе оставила все остальное. Честно ли она поступила?
Я убеждена, что знания ученика будут прочными, если они не заучены механически, а являются продуктом собственных размышлений и проб и закрепляются в результате его собственной творческой деятельности над учебным материалом. Обычно свой урок сопровождаю вопросами «Почему?», «Для чего?», «Докажите…», « Помогите вспомнить…», «Как вы думаете?» и т.п. На вопросы требую полных ответов и доказательств.
Большое внимание уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, понятий. На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям. Таким образом, позволяя ученикам самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.
Практикую игру «я учитель» или «я консультант» (хорошо успевающий ученик работает с менее успевающим), в процессе которого осуществляется взаимный контроль, взаимопомощь.
Так же для успешного достижения цели в своей работе я часто использую различные формы самостоятельной работы обучающихся. На занятиях ориентируюсь на всех обучающихся класса и на каждого в отдельности. Получив задание, все ученики приступают к его самостоятельному решению. Те, кто быстро справился с ним, показывают своё решение. Проверив, обращаю внимание на рациональность решения, указываю на недостатки, допущенные при выполнении. Эти ученики получают следующее задание, чуть сложнее, но посильное. Если дать непосильные задания, то он потеряет веру в свои силы и интерес к математике. Пока ученик выполняет дополнительное задание, работаем со всем классом: анализируем условие задачи, говорим о способах её решения, после чего ученики самостоятельно решают её. У учащихся, получивших новое задание и выполнивших его, осуществляется взаимопроверка между детьми, сверка друг с другом. Затем данная группа приступает к решению нового задания. И к концу урока эти дети опережают своих одноклассников на 2-3 задания.
Они стремятся преодолеть трудности своими силами, самостоятельно делать выводы, находить оригинальное решение выполнения задания. Это способствует развитию творческой мысли, наблюдательности, вызывает чувство радости и удовлетворения. Считаю, что такой подход побуждает к работе сильного учащегося и двигает к работе слабого.
Провожу индивидуальные и групповые самостоятельные работы с использованием дополнительных источников. Для большей эффективности работы учащихся в процессе обучения применяю тесты с выбором ответа и карточки – задания. В такие виды работ включаю вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и раннее изученным. Содержание тестовых задач и многократное тестирование позволяет даже слабым ученикам выполнять часть работы, минуя психологический стресс.
С целью оптимальной занятости на уроке в системе использую индивидуальные формы занятий. Каждый ученик получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Чаще всего это дифференцированные карточки – задания. Эти занятия важны для учащихся, неуверенных в своих силах.
Дифференцированную работу провожу по степени трудности, по объему материала, по характеру помощи учащимся. Условно разделенные группы детей- I и II, выполняют кроме основного задания (по теме урока) еще и дополнительное, аналогичное основному. В качестве дополнительных заданий предлагаю творческие, более трудные или из других разделов программы на повторение, а также задания на смекалку, упражнения игрового характера в виде карточек индивидуальных, перфокарт. С каждым учебным годом задания для самостоятельной работы усложняются, что детей дисциплинирует, они становятся более ответственными. В 5 классе использую в виде помощи образцы выполнения заданий: показ способа решения, образца рассуждения, помощь в виде карточек – «помогаек», запись на доске, правила, формулы, таблицы мер. В 6 классе - памятки, планы решения задач, алгоритмы. В 7 классе наглядные опоры, иллюстрации, модели, графические схемы, таблицы.
При проведении самостоятельных работ на уроках контроля использую карточки разноуровневых заданий («цветные конверты»). Обучающиеся сами выбирают уровень трудности, подтверждая самопроверкой степень усвоенности материала. Таким образом, большая роль отводится самооценке, самоанализу успехов и пробелов, учащихся по определенной теме. Использую различные варианты дифференциации: малые группы (3-4) человека, объединение в пары, индивидуальное обучение.
Контроль за усвоением знаний происходит постоянно. Это и небольшие тестовые задания на 2-3 вопроса, и задания «закончи предложение», нахождение умышленных ошибок в заданиях и другие. Поскольку содержащиеся в таких заданиях требования минимальны, то контроль становится посилен, опрос занимает немного времени, а эффективность его значительна, так как у детей практически не бывает неудовлетворительной отметки. Осуществляется учениками и взаимоконтроль, и оценивание деятельности друг друга.
Контроль знаний и умений провожу в разных формах: контрольные и проверочные работы, устные зачеты, математические диктанты, тестирование. Небольшие самостоятельные письменные работы проводятся ежедневно. Они позволяют при небольшой затрате времени проверить степень усвоения знаний всего класса, выявить затруднения отдельных учеников, вызванные индивидуальными особенностями. Обмен тетрадями для взаимопроверки, повышает ответственность и развивает критическое отношение к своей работе и чужой.
Систему домашних заданий я строю по принципу «минимум» - «максимум». Задания - минимум обязательны для всех, они дифференцированы. Задания – максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Оживляет урок и использование материала из истории математики. Я делаю это сама или даю задание детям. Потраченные на уроке на исторические данные 1- 2 минуты, вызывает интерес и находит в детских душах живой отклик.
Практика работы данных школ показывает, что учащиеся, которые хорошо успевают по математике, лучше справляются с практическими заданиями по трудовому обучению. На своих уроках помогаю детям с ОВЗ установить взаимосвязь между знаниями, полученными на уроке математики, и с применением их на уроках трудового обучения. Я подготавливаю обучающихся теоретически: повторяю свойства предметов, свойства тел, правила измерения, построения, единицы измерения длины и их соотношения. А на уроках трудового обучения обучающиеся используют эти знания в практической работе.
Для качественного управления учебным процессом необходимо тщательно продумывать планирование учебным процессом и его коррекцию. В плане конспекте уже проведенного урока делаю пометки: что удалось, не удалось, над чем подумать. В календарно-тематическом планировании вношу корректировку какие темы уроков объединить, на какие добавить часы. Все эти замечания учитываю в следующем учебном году. В начале и конце урока провожу оценочную рефлексию учащихся: безразличен, раздражен, спокоен и т. д. Это помогает оценить как урок в целом, так и отдельные его этапы.
Таким образом, применение различных форм и приемов обучения математики способствовало повышению качества знаний по предмету. Усилилась положительная мотивация к обучению, самооценка детей стала более реальной, слабые школьники стали достигать необходимого минимума знаний, а сильные не перестали стараться.
Библиографический список:
Байкова, Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина. – М.: Просвещение, 2001 – 156 с.
Бибина, О.А. Изучение геометрического материала в 5-6 классах специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: пособие для учителя-дефектолога / О.А. Бибина. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,2005.- 136с.
Перова, М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. -336 с.
Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике (формирование умений самостоятельной работы) : сб. статей / сост. С.И. Демидов, Л.О. Денищева. – М. : Просвещение, 1985. – 114с.