Эффективные приемы и способы подготовки к олимпиадам, общеинтеллектуальным конкурсам, ВПР/
Эффективные приемы и способы подготовки к олимпиадам,
общеинтеллектуальным конкурсам, ВПР.
Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины этого негативного явления неоднозначны:
перегрузка однообразным учебным материалом;
несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса;
ограниченные возможности для творческого самоуправления.
Сегодня представление о том, что школа должна давать, прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным. Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Эта задача посильная и для нашей школы.
Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральных государственных стандартах общего образования.
Учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности.
Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний.
Таких детей надо занимать разными творческими занятиями: олимпиадами, конкурсами, проектами.
Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.
Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, городских, Всероссийских и Международных олимпиадах.
Но в настоящее время кроме олимпиад и различных конкурсов учащихся 4 классов ожидают ВПР, в которых помимо заданий из программного материала есть нестандартные задания, задания интеллектуального направления.
Из аналитической справки по итогам апробации ВПР по математике видно, что самый низкий процент выполнения показали задания с овладением основами:
- пространственного воображения, которое предполагает описание взаимного расположения предметов в пространстве и на плоскости;
- логического и алгоритмического мышления (умение решать текстовые задачи в три-четыре действия).
Данный анализ доказывает необходимость работать над решением нестандартных задач на уроках и на занятиях по внеурочной деятельности интеллектуального направления.
Для эффективной подготовки к олимпиаде и общеинтеллектуальным конкурсамважно, чтобы они не воспринимались как разовое мероприятие, после прохождения, которого вся работа быстро затухает.
Подготовка к конкурсам должна быть систематической, начиная с начала учебного года.
В нашем классе создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:
- реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
- уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке к олимпиадам могут взять на себя наиболее продвинутые дети (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).
Коллектив работает по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
«Виктор Федорович Шаталов придумал «Принцип соленого огурца». Вокруг ребенка надо создать такую обстановку чтобы он напитывался, как огурец в банке, знаниями. Если среда хорошая, то будет и результат. Ведь какой бы толстокожий огурец не был в рассоле он рано или поздно просолится».
Формы работы на уроках - занятиях различные: индивидуальная, парная и групповая.
Обстановка в классе на таких уроках точно соответствует образу, введенному в дидактику К.Д.Ушинским: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно".
Подготовка к олимпиадам и конкурсам начинается с первого класса.
Например. В первом классе, на каком-то этапе урока, детям предлагается в виде игры решить интересную задачу.
У Пети было две картофелины, а у Вовы – только одна. Они сварили из этих трёх картофелин пюре и собрались это пюре съесть. Тут появился Олег, и они съели всё пюре втроём, конечно, поровну. Картофелины тоже были одинаковые. Олег заплатил им за свою порцию 3 рубля. Как надо поделить монеты между Петей и Вовой?
Работать с этой задачей (и с подобными) можно по-разному.
Дать определённое время на решение, а затем каждый показывает свой ответ.
Из тех, кто правильно решил, можно выбрать того, кто даст объяснение. Можно разыграть эту ситуацию с теми, кто не справился.
Каждый урок начинается с разминки, на которой предлагаются несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.
Для более сложных задач предусмотрен длительный пропедевтический период – прежде чем приступать к обсуждению методов решения, учащимся дается значительное время на поиск собственных подходов к решению таких задач. Они предлагаются для решения только желающим и систематически рассматриваются в учебном году.
Со второго по четвёртый класс на занятиях акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско–практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.
Логические задачи размещаются в классе на стенде в начале дня в рубрике:
«Решаем сегодня» или «Задача дня». Над этой задачей дети думают в течении дня, предлагая свои варианты решения.Разбор задачи можно провести на устном счёте, если справилось с решением большинство учащихся, либо на занятиях внеурочной деятельности, классной интеллектуальной пятиминутки (на этих пятиминутках дети могут не только решать предложенные задачи, но и делиться интересной информацией по любому предмету, задавать вопросы друг другу и учителю).
Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.
Научить ребят решению задач нестандартного вида можно, если вызвать интерес, другими словами, предложить задачи, интересные и содержательные для современного ученика. Или же заменять формулировку вопроса, используя проблемные жизненные ситуации. Необходимо давать детям возможность поиска собственныхподходов к решению таких задач.
Нужно помочь учащимся осознать существующие способы, приемы, общие подходы к решению любых задач. Начинать лучше с задач такого вида, которые посильны для всех детей в классе, а затем постепенно увеличивать уровень сложности. Так же в классе есть инициативная группа, которая отвечает за досуг на перемене. Ребята готовят кроссворды, логические задачи, ребусы, лабиринты. Играют в логические игры, шашки. Находят интересную информацию в книгах и журналах и делятся с одноклассниками.
Унашей школе стали уже традицией олимпиады, которые проводятся 2 раза вгод, Интеллектуальный марафон, олимпиада ИнтеллекТ, Квест-игры, турнир Почемучек, Брейн-ринг, литературные викторины, Математические батлы и ещё одна новая интеллектуальная игра «Математические лабиринты».Ребята принимают участие волимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок» в дистанционных олимпиадах. Особенностью этих олимпиад является то, что в них принимают участие абсолютновсе учащиеся класса. Такая система занятий целенаправленно готовит детей к успешному участию в олимпиадах.
Психологическая подготовка детей имеет немаловажное значение. Ребенок не должен испытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники. Уверенность в своих силах - вот залог спокойствия. Ну и конечно, доброе слово учителя и родителей.Ведь главное - не победить, а достойно выступить.
Таким образом, включение в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
Матем.
Подготовка к математической олимпиаде начинается с работы на уроке. В содержание практически каждого урока должны входить или арифметические ребусы, или логические задачи, или задания на разрезание и составление фигур, или другие упражнения на сообразительность.
Каждое занятие начинается с разминки, на которой предлагаются несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащих элементы математики.
Иногда я провожу тематические занятия, на которых закрепляю и углубляю знания по определенной теме. Все проводимые виды работ способствуют развитию математических способностей, выявлению одаренных учеников и привитию интереса к математике. Хочу перечислить некоторые задания для развития одаренных детей:-задания для проведения разминки (составление логических цепочек, выявлениезакономерностей и т. д.);-задания для развития памяти и внимания;-задания для развития логического мышления (задачи повышенной сложности, сложные уравнения, примеры не менее 5 действии и т. п.); -задания для развития воображения (см.ж. «Н. ш.»№2, 2008г., стр.61-65.)Я использую следующие этапы работы с нестандартными задачами( помните, только при условии установления связи нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки):
ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУВ прошлом учебном году мои ученики заняли два первых места и одно второе место в городской олимпиаде по русскому языку. Хочется сказать несколько слов о подготовке к этому событию. В рамках занятий в ГПД стала вести факультатив «Олимпиадный курс по русскому языку» (он рассчитан на 3 года: 2-4 классы.)На факультативных занятиях предполагается использование заданий следующих видов:¨ Фонетический анализ слова и предложения ( например: сколько раз встречаются звуки[Т '] и [Т]в предложении Директор предприятия подписал документ и отдал егопредставителю подшефной фабрики).¨ Прочтение буквосочетаний (например, буквосочетаниеТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не менее семи прочтений).¨ Подбор и выбор однокоренных слов (например: напишите рассказ «Снег идет», вкаждом предложении должно быть слово с корнем снег-.¨ Подбор синонимов, антонимов.¨ Выяснение смысла фразеологизмов, подбор синонимичных и антонимичныхфразеологизмов (например: назовите количество фразеологизмов в тексте и раскройте их смысл: Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он встал, не стой ноги что ли? Полез ко мне драться; я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой!)¨ Выяснение лексического значения слов.¨ Решение грамматических головоломок: ребусов, шарад, перевертышей, кроссвордов.¨ Определение частей речи (например: какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих, мели, окуни, пряди, соли, стали, рой,ели...)¨ Редактирование предложений, текстов (например: исправьте ошибки: Щенок подбежал к мальчику. Он виляя хвостом. Повар посолил суп солью).¨ Восстановление деформированных текстов, предложений. ¨ Дописывание текстов.¨ Постановка знаков препинания в предложении и тексте (например: Незнайканаписал: «Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всегодвадцать». «Казнить нельзя помиловать»¨ Как бы вы расставили знаки препинания, чтобы не было никакой нелепицы?)¨ Написание диктантов повышенной сложности.¨ Отработка изученного материала, но в усложнённое форме. Например, «Напишите слово, в котором звуков меньше, чем букв. Рассматриваем все возможные случаи (лень, весенний, здравствуй, слышится, счастье)¨ Запиши слова в алфавитном порядке и поставь знак ударения.Прожил, досуг, красивее, звонят, банты, столяр, щавель, цемент.Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки. Водит, пашешь, парк, сырой, матч, можешь, чаща.¨ Вставь вместо точек подходящие имя прилагательное. тюль, кофе, кенгуру, сони, радио, такси.¨ Найди "лишнее" слово и выпиши его. Смешной, смешать, смешинка. Белка, побелка, белить. Носить, поднос, носик. ¨ Какими частями речи могут быть следующие слова: Мели, пила, соли.¨ Употребите существительные в скобках в Р. падеже множественного числа: Чехлы от (кресла), много (дела), пара (сапоги), килограмм (помидоров),продажа (полотенца), герои (басни), много (курицы).¨ С данными словами составьте предложения, употребив слова в переносномсмысле: Гореть, злиться.¨ Найди "четвертое лишнее" и выпиши его: 1)Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки. 2)Молоко, сахар, ухо, воздух.¨ Отгадай шараду: Первое только предлог, а второе лес. Целое строят всегда, чтобы вор не залез. ¨ Запиши начальную форму следующих местоимений: Про нас— .... С вами — .... У тебя— .... Обо мне — .... Ею— .... Их— ....¨ Определи падеж слова дела в пословицах: Дела как сажа бела. Всех дел не переделаешь. По твоим делам о тебе судят. Жизнь дана на добрые дела. Языком не спеши, а делами не смеши. Умен на словах, да глуп на делах.¨ Вспомни как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числом 2.В нашем классе стали уже традицией классные олимпиады, которые проводятся 2 раза вгод. Особенностью этих олимпиад является то, что в них принимают участие абсолютновсе учащиеся класса. Такая система занятий целенаправленно готовит детей к успешному участию волимпиадах (уже в двух выпусках подряд учащиеся занимают призовые места в городскихолимпиадах).Психологическая подготовка детей имеет немаловажное значение. Ребенок не должениспытывать страх, волнение, так как это не самые лучшие помощники. Уверенность всвоих силах - вот залог спокойствия. Ну и конечно, доброе слово учителя и родителей.Ведь главное - не победить, а достойно выступить.