План-конспект урока по информатике Алфавитный подход. Единицы измерения информации 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИНФОРМАТИКИ В 8 КЛАССЕ
___________________ Измерение информации_____________
(Тема урока)
ФИО Андреева Гульфия Илгизовна
Место работы Чернышевская СОШ, Высокогорского района, РТ
Должность Учитель информатики
Предмет Информатика и ИКТ
Класс 8 класс
Тема и номер урока в теме «Измерение информации»
Урок 4
Базовый учебник Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Учебник для 8 класса / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 165 с.
8. Цель урока: - выделить основные подходы к измерению информации и ввести единицу измерения информации;
познакомить с содержательным подходом к измерению информации.
уметь определять информационный объём в различных единицах измерения количества информации;
знать формулу для определения количества информационных сообщений, количество информации в сообщении;
уметь решать задачи на определение количества информационных сообщений и количества информации, которое несёт полученное сообщение.
9. Задачи:
обучающие:
изучить понятия: «измерение информации», «алфавит», «мощность алфавита», «единица информации»;
научить вычислять количество информации по формуле;
научить учеников решать практические задачи на измерение информации;
развивающие:
развивать культуру речи, мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать);
учить ставить и разрешать проблемы, делать выводы;
воспитательная
воспитывать уважительное отношение к мнению других. Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Тип урока: Изложение нового материала с использованием ЭОР.
Формы работы учащихся: Фронтальная, Практическая работа.
Необходимое техническое оборудование: ПК, интерактивный комплекс или проектор с экраном.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
Актуализация знаний. «Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация»»
№ 1 Учитель ставит учебную задачу, мотивирует учащихся на изучение темы. Учитель демонстрирует слайд «Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация» Учащиеся отвечают на вопросы поставленной учителем 3 мин
Объяснение нового материала. Алфавитный подход к измерению информации
№2
Просмотр видео-
фрагмента.
№3 «Вычисление количества информации»
Единицы информации
№4
Просмотр видео-фрагмента «Измерение информации» №5
Учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией слайда «Алфавитный подход к измерению информации».
Учитель объясняет новый материал, сопровождая объяснение демонстрацией слайда «Единицы информации»
Делает вывод :(чем больше вариантов исхода),
Учащиеся в тетрадях записывают формулу Хартли: N=2i, что означает N, i.
Отвечают на вопросы:
- что такое мощность алфавита?
- как можно найти количество информации в сообщении?
В процессе изучения учащиеся отвечают на вопросы учителя. Записывают схему «Единицы информации»
тем больше количество информации содержится в сообщении, снимающем эту неопределённость. Единица количества информации – бит.
1 бит – это количество информации в сообщении, которое уменьшает неопределённость в два раза.
Существуют кратные байту единицы измерения количества информации:
24 мин
1 Кбайт = 210 = 1024 байт;
1 Мбайт = 210 = 1024 Кбайт
1 Гбайт = 210 = 1024 Мбайт
Существуют также более крупные единицы: Терабайт, Петабайт, Эксабайт.
3. Физминутка. Учитель вместе с ответственным учеником поводит физминутку.
Делают физминутку3 мин
4. Практическая работа «Интерактивный задачник. Раздел «Измерение информации»»
№ 6 Учащиеся отрабатывают навыки решения задач по теме «Измерение информации» 12 мин
5. Домашнее задание. «Домашнее задание № 4»
№ 7 Учитель раздает бланки с домашним заданием. Отвечает на вопросы учащихся по непонятным пунктам. Учащиеся просматривают бланки домашнего задания, задают вопросы по непонятным пунктам. мин
6. Подведение итогов Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки за урок. Учащиеся выставляют в дневник свои оценки. 1 мин
Приложение к плану-конспекту урока
_________________ Измерение информации________________
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1. Логическая схема понятий по теме: «Человек и информация» Слайд Иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d5504fc-375b-4f52-ae32-dce884a07fe4/view/2. Логическая схема понятий по теме: «Алфавитный подход к измерению информации
» Слайд Иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/3. Видеофрагмент «Вычисление количества информации» Анимация Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/%5BINF_026%5D_%5BAM_14%5D.swf4. Логическая схема «Единицы информации»
Иллюстрация http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7ba0ca44-39e3-4b6d-8ded-d21451e59e0d/view/5. Видеофрагмент «Измерение информации» Анимация Видеофрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/%5BINF_026%5D_%5BAM_12%5D.swf6. Интерактивный задачник. Раздел "Измерение информации"
Интерактивное задание Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a12b2b83-f353-4b69-88b8-b7eb29dfd642/view/Предварительно на пк устанавливается локальная версия
7. Домашнее задание № 3 Бланк-задание Раздаточный материал http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b5e8b1f0-8b97-4e5d-988e-31c57f1720f2/view/